Конспект занятия Тема: «Образ моего страха»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Малькова Наталья Владимировна

Конспект занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

Тема: «Образ моего страха»

Цель:  снижение эмоционального напряжения через манипуляции с предметом страха.

Задачи: 

Образовательные:

- закрепить понятие «Страх»; осознание страха через сенсорные каналы

- обучить  переводить негативные переживания в позитивные

-обучать приемам саморасслабления

Развивающие:

- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

- развивать интерес детей в изучении самих себя;

- развивать навыки релаксации,

Воспитательные:

- воспитывать позитивное  отношение к себе и окружающему миру

- вызвать положительные эмоции связанные с новыми впечатлениями;

Материал: магнитофон, запись спокойной музыки; карандаши; восковые мелки; зубная паста; бумага формата «А4» и «А3»; цветная бумага; цветной картон; ножницы ; канцелярский клей.

Контингент:  ребенок  старшего дошкольного возраста

Время проведения:  30 минут.

Форма проведения: индивидуальное  занятие

Ход занятия:

1.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

        Психолог приветствует детей: «Я предлагаю начать наше занятие с улыбки. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Давайте улыбнемся друг другу.

Психолог и ребенок обмениваются улыбками

           2.Упражнение "Волшебная вода" 

           Психолог  обращается к  ребенку: “Давай опустим руки в тазик с водой. Это волшебная вода. Видишь, какая она необычная. Такая вода придаст нам силы и уверенности. Ты можете поболтать руками в воде, поиграть с ней или просто подержать руки в этой волшебной жидкости до тех пор, пока не почувствуете, что готовы к путешествию. Хорошо. Сейчас мы с тобой вытрем насухо руки и отправимся и путь”.

        3.Упражнение «Расскажи свой страх»

         Психолог вместе с ребенком садится на ковёр (важно, чтобы взрослый и ребенок были на одном уровне).

Психолог: Бывают в жизни такие моменты, когда мы чего-то боимся. Нам кажется, что нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давайте попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда вам было страшно. Обратите внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь открой глаза и попытайся  о своем страхе, о том чего ты боишься.  (Если возникают затруднения, то психолог рассказывает о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться.

       Далее идет работа по осознанию страха через сенсорные каналы.

        Психолог: Как ты думаешь, что такое страх? (в основном ответы такие: «Это когда дрожишь. Когда трудно дышать. Когда напрягаются руки и ноги» и т. п.)

       Психолог: Ты правильно думаешь, страх это неприятное ощущение в теле. А если бы страх имел цвет, то какого бы цвета он был?(В основном присутствует два цвета — черный и красный.)

Психолог: Как ты думаешь, какой страх на вкус? («Фу, он горький как яд» и т. п.)

       Психолог: А если страх потрогать, то какой он? («Он очень холодный, жесткий, твердый. «У него острые шипы, можно уколоться»)

       Психолог: Хорошо, а если бы мы могли слышать страх, какой бы он был на слух? («Тихий, шуршащий, как мышка. Шипящий»)

Психолог: Замечательно, нам с тобой удалось представить, как выглядит страх.      

4.Упражнение «Рисунок страха»

    Психолог: Замечательно, нам с тобой удалось представить, как выглядит страх. А теперь нарисуй, пожалуйста, свой страх.              Вспомните о тех неприятных ощущениях, которые возникли у вас внутри тела, о форме и цвете страха. Какие цвета лучше предадут этот пугающий и зловещий образ? Пусть рука рисует го, что ей захочется. Прислушивайтесь к своим ощущениям и рисуйте. Можете говорить о том, что рисуете. Если вдруг вам опять станет страшно, можете обратиться за помощью к волшебной воде. Окуните и подержите в ней руки. Смелость и уверенность опять к вам вернутся.

      Ребенок садится за стол, получает лист бумаги формата А4, гуашь или акварель и кисть. Психолог оказывает помощь по мере необходимости.

     После завершения работы, психолог проводит беседу, уточняет, спрашивает.

   Психолог: Ну что ж, рисунок готов. Хочешь ли ты что-нибудь рассказать о нем? Какие чувства у тебя вызывает это изображение?

5.Упр. «Страх превращается в ….»

     Психолог: А теперь я предлагаю тебе превратиться в волшебника. Хочешь? А поможет нам опять наша волшебная вода. Давай еще раз опустим в нее руки и зарядим руки волшебной силой.

      Психолог: Что бы ты хотел сделать со своим страхом? Ты волшебник. Ты можешь уничтожить страх, превратить во что угодно, украсить так, чтобы он стал добрым и не страшным. А можешь даже подружиться с ним, если хочешь. Ты волшебник, все в твоих силах.

     Ребенок выбирает любой понравившийся способ или придумывает собственный и реализует свой выбор (превращение страха происходит при помощи аппликации, рисунка карандашами или мелками, работой с зубной пастой и т.д.)  . Психолог контролирует процесс, помогает по мере необходимости. После завершения работы выясняется эмоциональное самочувствие ребенка.

6. Рефлексия

    Психолог  предлагает снова опустить руки в волшебную воду и совершить какие-либо плавные действия, а затем вымыть руки  этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Детей просили сказать несколько слов о том, как они себя сейчас чувствуют, как изменились их внутренние ощущения, какое у них настроение.

      Психолог (заключение) : “Сегодня мы с тобой совершили волшебное путешествие, где ты встретился со своим страхом, и победил его. Страх уничтожен. Его больше нет. Теперь ты сильный, уверенный и бесстрашный. Ты молодец!. Спасибо за работу”.

 Подготовила

Педагог-психолог Малькова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Образ моей семьи"

Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовьюИ провожают в путь с добром! Цель проекта:Повысить качество отношений семья – детский сад с цель...

Статья на тему: "Как преодолеть страх?"

Так что же все-таки делать, если малыш с мольбой в глазах просит не остав­лять его одного в комнате или пускается в рев при виде самой маленькой и миролюбивой собачонки. Прежде всего, папа с мамой дол...

Консультация для родителей на тему "Прогоним детские страхи".

Консультация для родителей. "Прогоним детские страхи."...

конспект занятия "Образ моего страха"

это занятие я разработала для конкурса Педагог-года 2015. дети и зрители остались довольны....

Конспект Образ моего страха

Цель – профилактика и коррекция детских страхов у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить детей с эмоцией «страх».2. Учить детей узнавать эмоцию страх по пикто...

Образ моей жизни

Актививная позиция...

Презентация для воспитателей "Образ моего Я"

Презентация для воспитателей "Образ моего Я"...