Конспект занятия Тема: «Образ моего страха»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Малькова Наталья Владимировна

Конспект занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

Тема: «Образ моего страха»

Цель:  снижение эмоционального напряжения через манипуляции с предметом страха.

Задачи: 

Образовательные:

- закрепить понятие «Страх»; осознание страха через сенсорные каналы

- обучить  переводить негативные переживания в позитивные

-обучать приемам саморасслабления

Развивающие:

- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

- развивать интерес детей в изучении самих себя;

- развивать навыки релаксации,

Воспитательные:

- воспитывать позитивное  отношение к себе и окружающему миру

- вызвать положительные эмоции связанные с новыми впечатлениями;

Материал: магнитофон, запись спокойной музыки; карандаши; восковые мелки; зубная паста; бумага формата «А4» и «А3»; цветная бумага; цветной картон; ножницы ; канцелярский клей.

Контингент:  ребенок  старшего дошкольного возраста

Время проведения:  30 минут.

Форма проведения: индивидуальное  занятие

Ход занятия:

1.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

        Психолог приветствует детей: «Я предлагаю начать наше занятие с улыбки. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Давайте улыбнемся друг другу.

Психолог и ребенок обмениваются улыбками

           2.Упражнение "Волшебная вода" 

           Психолог  обращается к  ребенку: “Давай опустим руки в тазик с водой. Это волшебная вода. Видишь, какая она необычная. Такая вода придаст нам силы и уверенности. Ты можете поболтать руками в воде, поиграть с ней или просто подержать руки в этой волшебной жидкости до тех пор, пока не почувствуете, что готовы к путешествию. Хорошо. Сейчас мы с тобой вытрем насухо руки и отправимся и путь”.

        3.Упражнение «Расскажи свой страх»

         Психолог вместе с ребенком садится на ковёр (важно, чтобы взрослый и ребенок были на одном уровне).

Психолог: Бывают в жизни такие моменты, когда мы чего-то боимся. Нам кажется, что нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давайте попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда вам было страшно. Обратите внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь открой глаза и попытайся  о своем страхе, о том чего ты боишься.  (Если возникают затруднения, то психолог рассказывает о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться.

       Далее идет работа по осознанию страха через сенсорные каналы.

        Психолог: Как ты думаешь, что такое страх? (в основном ответы такие: «Это когда дрожишь. Когда трудно дышать. Когда напрягаются руки и ноги» и т. п.)

       Психолог: Ты правильно думаешь, страх это неприятное ощущение в теле. А если бы страх имел цвет, то какого бы цвета он был?(В основном присутствует два цвета — черный и красный.)

Психолог: Как ты думаешь, какой страх на вкус? («Фу, он горький как яд» и т. п.)

       Психолог: А если страх потрогать, то какой он? («Он очень холодный, жесткий, твердый. «У него острые шипы, можно уколоться»)

       Психолог: Хорошо, а если бы мы могли слышать страх, какой бы он был на слух? («Тихий, шуршащий, как мышка. Шипящий»)

Психолог: Замечательно, нам с тобой удалось представить, как выглядит страх.      

4.Упражнение «Рисунок страха»

    Психолог: Замечательно, нам с тобой удалось представить, как выглядит страх. А теперь нарисуй, пожалуйста, свой страх.              Вспомните о тех неприятных ощущениях, которые возникли у вас внутри тела, о форме и цвете страха. Какие цвета лучше предадут этот пугающий и зловещий образ? Пусть рука рисует го, что ей захочется. Прислушивайтесь к своим ощущениям и рисуйте. Можете говорить о том, что рисуете. Если вдруг вам опять станет страшно, можете обратиться за помощью к волшебной воде. Окуните и подержите в ней руки. Смелость и уверенность опять к вам вернутся.

      Ребенок садится за стол, получает лист бумаги формата А4, гуашь или акварель и кисть. Психолог оказывает помощь по мере необходимости.

     После завершения работы, психолог проводит беседу, уточняет, спрашивает.

   Психолог: Ну что ж, рисунок готов. Хочешь ли ты что-нибудь рассказать о нем? Какие чувства у тебя вызывает это изображение?

5.Упр. «Страх превращается в ….»

     Психолог: А теперь я предлагаю тебе превратиться в волшебника. Хочешь? А поможет нам опять наша волшебная вода. Давай еще раз опустим в нее руки и зарядим руки волшебной силой.

      Психолог: Что бы ты хотел сделать со своим страхом? Ты волшебник. Ты можешь уничтожить страх, превратить во что угодно, украсить так, чтобы он стал добрым и не страшным. А можешь даже подружиться с ним, если хочешь. Ты волшебник, все в твоих силах.

     Ребенок выбирает любой понравившийся способ или придумывает собственный и реализует свой выбор (превращение страха происходит при помощи аппликации, рисунка карандашами или мелками, работой с зубной пастой и т.д.)  . Психолог контролирует процесс, помогает по мере необходимости. После завершения работы выясняется эмоциональное самочувствие ребенка.

6. Рефлексия

    Психолог  предлагает снова опустить руки в волшебную воду и совершить какие-либо плавные действия, а затем вымыть руки  этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Детей просили сказать несколько слов о том, как они себя сейчас чувствуют, как изменились их внутренние ощущения, какое у них настроение.

      Психолог (заключение) : “Сегодня мы с тобой совершили волшебное путешествие, где ты встретился со своим страхом, и победил его. Страх уничтожен. Его больше нет. Теперь ты сильный, уверенный и бесстрашный. Ты молодец!. Спасибо за работу”.

 Подготовила

Педагог-психолог Малькова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Образ моей семьи"

Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовьюИ провожают в путь с добром! Цель проекта:Повысить качество отношений семья – детский сад с цель...

Статья на тему: "Как преодолеть страх?"

Так что же все-таки делать, если малыш с мольбой в глазах просит не остав­лять его одного в комнате или пускается в рев при виде самой маленькой и миролюбивой собачонки. Прежде всего, папа с мамой дол...

конспект занятия "Образ моего страха"

это занятие я разработала для конкурса Педагог-года 2015. дети и зрители остались довольны....

Конспект Образ моего страха

Цель – профилактика и коррекция детских страхов у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить детей с эмоцией «страх».2. Учить детей узнавать эмоцию страх по пикто...

Образ моей жизни

Актививная позиция...

Презентация для воспитателей "Образ моего Я"

Презентация для воспитателей "Образ моего Я"...

Конспект Занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Герб моей семьи» (в рамках краткосрочного проекта «Герб моей семьи»)

Конспект  Занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Герб моей семьи»(в рамках краткосрочного проекта «Герб моей семьи»)...