Театрализованная деятельность как средство коррекции познавательных способностей детей с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство коррекции детей с ЗПР
Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего детства у малыша проявляется отставание в физическом, психическом и речевом развитии, если ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала и общении с окружающими людьми? Для таких детей в нашем саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты нашего детского сада используют в своей работе многообразие технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений.
Одним из таких методов является театрализованная деятельность, которая в образовательном процессе нашего детского сада занимает очень важное место.
Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность. Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям…
Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша.
Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей.
Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы ; ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия.
В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях. Таким образом, можно сказать о том, что театрализованная деятельность позволяет комплексно преодолевать проблемы и развивать речь детей.
На сцене ребёнку приходится сосредотачивать внимание и сравнительно долго удерживать его, что способствует развитию произвольности внимания, умения концентрироваться на определенном эпизоде.
Не менее важным является формирование в дошкольном возрасте произвольной памяти. Дети запоминают текст своей роли, последовательность действий, знают, когда приходит их очередь вступать в диалог. Ребенок учится ставить перед собой мнемическую задачу и искать пути ее реализации.
Но чтобы ребенок дошкольного возраста проявил театральное творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Для этого мы используем следующие методы и приемы:
Для обогащения детей впечатлениями мы используем чтение и обсуждение художественной литературы разных жанров, беседы, наблюдения, проведение экскурсий, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, прослушивание аудиозаписей, просматривание отрывков из разных театральных постановок, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, рисование иллюстраций
Для развития сценических умений и навыков мы используем игры-этюды, игры-загадки, пантомимы, игры, направленные на развитие мимики лица, игры-драматизации, театрализованные игры, подвижные игры имитационного характера, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместное с детьми составление плясок, драматизация песен, подыгрывание на музыкальных инструментах.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Для этого нами создана развивающая среда в группе: оборудован театральный уголок, изготовлены полифункциональные ширмы и декорации, оформлены различные виды театров, изготовлены элементы костюмов для театральных представлений, созданы условия для моделирования, поиска к экспериментированию.
Необходимо заметить, что у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенный образ мышления, поэтому совместное участие педагога в играх является необходимым условием.
В своей работе мы столкнулись с проблемой в передаче детьми обобщенных эмоциональных состояний образа (радости, печали, удивления и др.). Для решения этой проблемы мы привлекаем к совместной деятельности педагога-психолога, музыкального руководителя. Проводятся игровые задания В этой планомерной работе у детей развивается эмоциональная сфера, дети начинают сочувствовать персонажам, сопереживают разыгрываемым событиям, у них развивается эмпатия, т. е. способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях
Воспитательные и коррекционные возможности театрализованной деятельности широки
Таким образом, в театрализованной деятельности решаются многозначные задачи развития и коррекции формирования личности ребенка. Можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития личности ребенка и его творческих способностей и утверждать необходимость и целесообразность ее осуществления со всеми воспитанниками, независимо от их психических, умственных и физических данных. Воспитание творческих способностей дело не простое. Оно требует внимания, любви и уважения к подрастающему поколению.
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Л. С. Выготский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей с ОНР.
Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уваже...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".
Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в куколь...

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.
Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"
Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...

Театрализованная деятельность – как средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы
Театрализованная деятельность – как средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы....