Театрализованная деятельность – как средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы
проект по художественной литературе (старшая группа)
Театрализованная деятельность – как средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы.
Актуальность.
Концепция художественного образования в Республике Казахстан нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества
Художественное образование - это процесс овладения и освоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Для развития современного ребенка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Проблема.
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается. Это проявляется в следующем:
• У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
• Наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;
• Театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;
• Отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Взрослые, руководя любым видом деятельности, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам, побуждать действовать по правилам, формировать у него начала идейной направленности. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их значимостью и глубиной. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства у детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Все дети, особенно старшие дошкольники, любят заниматься искусством. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. А что может быть приятнее и полезнее, чем занятие любимым делом на благо другим?! Отдавая, делая добро, человек бывает более счастлив, чем только получая. Таким образом, формируется фундамент личности и простое человеческое счастье. Доброта и великодушие. Человечность.
Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире театра, делает позитивные изменения в своём развитии. Занимаясь в театре, он уходит от своих переживаний, эмоционального отвержения, от чувства одиночества, страха, тревожностей или от конфликтов межличностных и внутрисемейных отношений. В процессе освоения театрального искусства ребёнок становится по своему психологическому состоянию качественно другим – успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах. А публичные выступления дают неограниченные возможности для самовыражения и познания своего “Я”.
Создание продуктов театральной деятельности облегчает процесс коммуникации, установление общения со значимыми взрослыми и сверстниками на различных этапах развития личности. А так же помогает адаптироваться в макро среде, расширяет кругозор.
Объектом является процесс исследования творческих способностей детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста в спец. учреждениях.
Предмет исследования: Театрализованная деятельность – как средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы.
Цель. Приобщение детей с нарушением речи к театральной деятельности посредством создания среды для актуализации творческих процессов.
Задачи коррекционной работы.
1. Коррекция личности в межличностной, эмоционально-волевой сфере:
а) формирование произвольной регуляции поведения, устранение негативных качеств характера;
б) адаптация в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
в) развитие положительных качеств характера: доброты, переживания, отзывчивости, честности.
2. Преодоление недостатков в речевом развитии:
а) развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата связанной речи.
3. Формирование психологических предпосылок для развития высших
психологических функций:
а) развитие моторики, формирование чувства ритма, формирование межанализаторных связей.
4. Развитие высших психических функций.
а) развитие произвольного и непроизвольного внимания;
б) развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти;
в) развитие творческих способностей, фантазии и воображения;
5. Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, вербально-логического мышления.
6. Формирование ведущих видов деятельности:
а) развитие сюжетно-ролевой игры;
б) подготовка к овладению учебными видами деятельности.
7.Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности.
8. Просвещение родителей, вовлечение их в орбиту театрализованной деятельности, а) формирование заинтересованности в развитии творческих способностей детей, как составной части духовных направлений современного общественного устройства
Реализация проекта поможет раскрыть созидательный потенциал наших воспитанников и сформировать у них чувство ответственности. Создать условия для приобретения положительного опыта взаимодействия со сверстниками и проявления себя в разнообразных видах творческой деятельности. А также, «окрасить яркими красками» детство детей.
Задачи работы.
1 Проанализировать научно- методическую литературу по изучаемой теме;
2 Выявить уровень сформированности творческих способностей старших дошкольников с нарушением речи на начало учебного года.
3 Провести работу по развитию творческих способностей с детьми дошкольного возраста с нарушением речи посредством театрализованной деятельности ( в течении всего учебного года).
4 Провести сравнительный анализ уровня творческих способностей детей с нарушением речи (начало – конец учебного года).
Гипотеза.
Чем раньше начать работу по развитию творческих способностей с детьми с нарушением речи дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, тем больше возможности раскрытия творческого потенциала ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих процессов, способствующих самопознанию, самовыражению личности.
Описание проекта
1 этап – исследовательский.
Цель: провести диагностику уровня развития психических прцессов и уровня сформированности качеств, умений, необходимых для театрально – исполнительской деятельности у старших дошкольников с нарушением речи.
Направления работы:
*отбор эффективных методов и приемов диагностики творческих способностей детей
*проведение диагностики творческих способностей
*формирование базы данных по результатам диагностики детей
2 этап – подготовительный.
Цель: организация работы театральной студии
Направления работы:
*организация театральной студии
*разработка перспективного плана работы театральной студии, сценариев
*пошив костюмов для спектаклей
*создание условий для театра
3 этап – основной.
Цель: решение главных задач проекта
Направления работы:
*педагогическое просвещение родителей
* показ театральных постановок
4 этап – оценочный этап.
Цель: подведение итогов работы, обобщение накопленного опыта, поиск новых нестандартных решений
Направления работы:
* подведение итогов, анализ результатов
* анализ проведенных мероприятий
* повторный мониторинг
* составление отчетов
План-график работ
Наименование этапов работ | Мероприятия | Сроки | Результат | |
Исследовательский этап | *Анализ и выбор методов диагностического обследования творческих способностей *Диагностика творческих способностей дошкольников *Анализ результатов диагностики | 01..09.13-11.09.13
14.09.13-02.10.13 05.10.13-16.10.13 | анкеты, опросники, тесты | педагог-психолог, воспитатели групп |
Подготовительный этап | *Формирование базы данных по способным детям *Разработка перспективного плана, сценариев театрализованных постановок *создание условий для театра *Пошив костюмов
| 19.10.13-23.10.13 сентябрь 2013 сентябрь-октябрь 2013 | списки участников театральной студии система работы организация театральной студии | Руководитель ДОУ, методист,музыкальный руководитель, воспитатель |
Основной этап |
*Консультации, семинары-практикумы для родителей ДОУ
*Театрализованные постановки:
«Колобок» - Театр теней
«Настольный театр « Лисичка-сестричка и серый волк»»
«Федорино горе -К.Чуковский» |
в течение года ноябрь, декабрь, апрель декабрь 2013г апрель 2014г |
методические разработки
сценарии моделирован-ных сказок, сценарии по произведениям детских писателей
|
Методист, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели групп |
Оценочный этап | *Анализ проведенных мероприятий
*Повторный мониторинг дошкольников
*Разработка перспективных планов | май 2014 апрель-май 2014
май 2014 | отчеты, отзывы аналитическ. справки, сравнительн. анализ результатов диагностики на начало и конец уч.года перспективн. планирован. на следующий год | руководитель ДОУ, методист, педагог-психолог, музыкальный руководитель |
Ожидаемый результат
Дети должны:
-владеть системой соответствующих эталонов и степенью сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов
-воспринимать разные произведения искусств и сравнивать различные способы реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);
- проявлять способность и потребность к импровизации — в изобразительном и музыкальном искусстве;
-уметь показывать достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений
-воспринимать полноценно и глубоко литературные произведения, предназначенного для драматизации;
-способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.
Критерии.
1. Проведение интегрированных занятий с использованием
а) художественная литература + театрализованная деятельность
б) развитие речи + театрализованная деятельность
в) изобразительная + театрализованная деятельность
г) конструирование + театрализованная деятельность
д) музыкальное + театрализованная деятельность
2. Инновационность:
а) Использование технических средств (компьютеризация)
3. Уровень творческих способностей детей
а) диагностика начало и конец года;
б) Формирование базы данных по способностям детей
4. Индивидуальная работа по развитию творческих способностей детей
а) учет возрастных особенностей;
б) усвояемость материала, с учетом подготовки детей на должном уровне;
в) исход из возможностей ребенка (задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, обеспечить ребенку переживание успеха)
г) коррекция индивидуальных пробелов в знании.
5. Владение педагогом методики по организации театрализованной деятельности
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
-знание физиологических особенностей ребенка, особенностей усвоения материала ребенком;
- умение преподнести материал (доступность: помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала; заинтересованность: учитывать специфику мотивации их деятельности).
Тип проекта :
Учебно– методический, практико- ориентированный.
Адресат.
Данный проект может быть адресован психологам, воспитателям учреждений.
Разностороннее развитие детей дошкольного возраста
в театрализованной деятельности
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д.
Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру, которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» .
Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников
Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности.
Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества .
В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ.
Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих, что определяется как эмпатия или сочувствие, содействие.
Современные технологии воспитания предусматривают овладение детьми действиями с различными сенсорными эталонами, символами, моделями и т. д. Так, для овладения специфическими способами умственной деятельности, по мнению Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной и др., важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т, е. символико-моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте. Творческую деятельность детей организует взрослый, совместно с которым ребенок открывает для себя логику деятельности. На решение проблемы гармоничного развития различных психических сфер ребенка направлены современные технологии, в которых театрализованная игра рассматривается как одно из эффективных средств.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления.
Основная форма организации опыта обобщения детей - наблюдение и экспериментирование. Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания». Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов (замещение) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение видимого и смыслового поля. Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.
В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти-шести лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «опредмечивающий» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в ситуацию, например, при сочинении сказок.
При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения - плана реализации идеи.
Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли взрослого или персонажа, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих ее социальную суть.
Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка отделяется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре - кукла или костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации».
Реальные отношения — также структурный компонент игры — представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и партнером. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного сложнее, чем в игре, регламентированной заранее заданным жестким содержанием. Реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. В функции реальных отношений входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекция выполнения ролей сверстниками-партнерами, т.е. позиционное замещение. Реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Феномен «заигрывания» является показателем развития ситуационного уровня замещения. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов. Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка .
Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности . Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка . В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий .
По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.
Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.
Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, выделим различие сюжета и содержания игры . Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Содержание игры — то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире.
Учеными разработаны тесты и критерии определения уровня развития театрально-игровых умений и навыков детей, которые представлены в программах дошкольного воспитания («Детство», «Развитие» и др.); сформулированы параметры диагностики и развития эмоциональной сферы у детей в процессе специально организованного общения с использованием игр-драматизаций. Разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды детской деятельности, например, выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей: во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаимовлиянии на возникновение образов . В первом случае изодеятельность является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметно-игровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна на сцене и в игре, так как она создает настроение, «красивую правду и отражает объекты моделируемой реальности . Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, аппликация) в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации . Установлено, что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо легче проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности.
Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание и т.д. Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы , где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.
Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз». В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается . Это проявляется в следующем:
• у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
• наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;
• театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;
• отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников :
*овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов ;
*опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);
*обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации — в изобразительном и музыкальном искусстве;
*достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;
*полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;
*способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.
Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности :
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;
- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.
положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:
На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания • формирование представлений о театре, эмоционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;
• подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;
• формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;
• ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».
После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».
При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.
С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции.
Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников
Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового.
Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.
В театральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.
По мнению Л.С.Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность – характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.
Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность — процессы, исходные точки которых различны. Последовательность восприятия сценического искусства определяется психологическими особенностями и характером восприятия ребенком этого возраста различных видов театра (восприятие различного сценического действия). Анализ истории театрального искусства, психологических особенностей восприятия, а также сравнительных характеристик театрализованной и сюжетно-ролевой игр показывает, что восприятие театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида — кукольного театра.
Последовательность формирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях — как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.
Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие:
*содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
*педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
*театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.
В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.
Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа.
Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога – научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто».
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка .
У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.
Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.
Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.
Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.
Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.
Педагогическая диагностика театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1. Основы театральной культуры | |||
| Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл |
1 | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
.2
| Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра |
2. Речевая культура | |||
| Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
. 2 | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3 | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета
|
| Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1 1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
4. Навыки кукловождения | |||
1.1 | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения |
5. Музыкальное развитие | |||
1.1 | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
. 2 | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом |
3 | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||
1.1 | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять | Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля | Создает рисунки на основные действия спектакля |
. 2 | Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) | Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов | Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов |
7. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1.1 | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Характеристика уровней знаний и умений
театрализованной деятельности
Высокий уровень
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
Развитие речи детей через театрализованную деятельность
После создания в группе театрализованной зоны я составила перспективный план на старший дошкольный возраст и разработала конспекты занятий. Работу по театрализованной деятельности строила от простого к сложному. Сначала мы с детьми просто рассматривали иллюстрации, затем показывала сказки на фланелеграфе, использовала пальчиковый и настольный театр. Далее проводились этюды у зеркала на мимику и т.д. Большое внимание уделяла идеологической речи. От задания к заданию задачи усложнялись. Театрализованная деятельность в нашей группе проходила красной нитью через всю воспитательно-образовательную работу.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Такая речь включает в себя вербальные (интонации, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слушателей. Эффективную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, звуки музыки, а умело поставленные воспитателем вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребенке сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Концепция художественного образования в Республике Казахстан нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества. С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и конечно, театру.
Для развития современного ребенка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Поэтому особое значение в нашем д /с
«Бобек» уделяется театрализованной деятельности. Она помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Дети с удовольствием участвуют в театрализованных постановках. Им нравится играть роли, перевоплащаться и быть настоящими артистами. Похвала и аплодисменты вселяют в детей уверенность, значимость в свои силы и возможности.
Ценность детского творчества следует видеть не в результате не в продукте творчества, а важно то, что они создают и творят сами.
Заключение
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития творческих способностей. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра - любимая форма деятельности, в которой осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над игрой-драматизацией, можно дать возможность погрузиться ребенку в более благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво побудить тем самым его к действиям, к определенной реакции. По поведению ребенка в театрализованной игре, по воплощению персонажей можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии.
Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. дошкольный творческий педагогический театрализованный
Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Она способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильной организации и проведении) полезным и интересным времяпрепровождением детей.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л. Трусова применяет как синонимы понятия "театрализованная игра", "театрально-игровая деятельность и творчество" и "игра-драматизация", В.Н. Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются "наличием художественного образа и драматического действия". Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их "творческими" (М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.).
Игры-драматизации "представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом -- сценарием игры" (О.А. Карабанова). В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. (5)
И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.). (4)
Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин). Исследователи (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.
В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами.
Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.
Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой "рубежный" вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина). (21)
Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).
В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.
Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».Цель: Углубить и систематизировать знания о форм...
Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".
Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....
План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
план самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности». (2020-2023г.)
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
консультация для педагогов...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
План по самобразованию музыкального руководителя...
Консультации для родителей. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТворческие способности – далеко не новый предмет иссл...