Мастер-класс для педагогов "Инновационные игровые образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в условиях ДОУ"
материал по психологии

Материал будет полезен педагогам-психологам и воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx111.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Инновационные игровые образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в условиях ДОУ

Цель: создание условий для расширения знаний педагогов о современных игровых технологиях.

Задачи:

  • систематизировать и пополнить знания педагогов о современных игровых технологиях;
  • раскрыть специфику и особенности использования технологий «Цветной парашют», «Камушки Марболос» и «Веселые молоточки»;
  • мотивировать педагогов к использованию в образовательном процессе инновационных технологий.

 Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие, закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Специфика работы педагога-психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством инновационных, игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать. 

Согласно заключениям ТПМПК в большинстве случаев коррекционно-развивающая работа педагога-психолога направлена на развитие высших психических функций, формирование пространственно-временных представлений, игровой и коммуникативной деятельности.

Сегодня я представлю вашему вниманию игровые технологии, которые в полной мере способствуют развитию и формированию вышеперечисленных составляющих познавательного развития личности дошкольника.

Технология «Цветной парашют»

Цветной парашют - это нетрадиционное оборудование, которое является отличным средством развития личности ребенка, сохранения его психоэмоционального здоровья, эффективным средством в организации психологического сопровождения детей дошкольного возраста. 

Парашют представляет собой тканевый круг, состоящий из нескольких цветных секторов. К секторам пришиты удобные ручки. Диаметр парашюта может быть любым, от 1 метра до 7, в зависимости от величины помещения и количества человек, принимающих участие в игре. 24 октября 2023 года на базе МКУ ЦИМО состоялся семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дети с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении: особенности работы». - 932769395907

Уникальность его в том, что развернутый парашют сразу же привлекает к себе внимание детей, никого не оставляет равнодушным.

Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей.

Используя цветной парашют в процессе сопровождения воспитанников можно решать следующие задачи:

  • развивать познавательные процессы дошкольников;
  • формировать пространственные представления;
  • повышать познавательную активность, развить познавательный интерес у дошкольников;
  • развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и межличностного взаимодействия;
  • развивать волевые качества;
  • способствовать сплочению детского коллектива и созданию положительного эмоционального климата в группе; 
  • способствовать профилактики и преодолению стрессовых состояний, снятию психоэмоционального напряжения;
  • развивать крупную и мелкую моторику.  

Игры с парашютом – не соревновательные, они учат согласованности действий, и умению чувствовать движения остальных игроков

Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений.

Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны, даже давно используемые или давно забытые игры приобретают новые возможности.

Для начала познакомимся с парашютом и поиграем в игру «Звуки».

Как вы уже догадались парашют можно поднимать вверх и опускать вниз. На раз – мы делаем глубокий вдох и поднимаем парашют вверх, на выдохе произносим заданную гласную букву и опускаем парашют вниз.

Эта игра способствует закреплению гласных звуков, развитию речевого дыхания.

Игра «Море волнуется»

Закрепление сенсорных эталонов, развитие внимания, памяти, речи, пространственных представлений, крупной и мелкой моторики.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Море волнуется – раз…». У вас у каждого на секторе есть рыбка. Посмотрите, пожалуйста, все ли рыбки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга?

Я буду произносить стихотворение и называть цвет той рыбки, которая сможет отправится в плавание вокруг парашюта.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

(Красная) рыбка плыви.

Игра «Всезнай-ка»

Закрепление, расширение знаний и представлений по определенной теме, развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики.

Сейчас мы будем с помощью волнообразных движений катать мяч друг другу под стихотворение, как только вы услышите слова «…у кого веселый мяч…) движения прекращаем и тот человек ближе к которому мяч – превращается в Всезнайку и отвечает на мой вопрос.

Ты катись веселый мяч

Парашют не даст упасть

У кого веселый мяч

Тот назовет (5 диких животный, зимние месяцы, соседей числа 5)

Игра «Фрукты и овощи»  

Закрепление в речи обобщающих понятий, развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, согласованности движений и действий.

Правила игры просты – если я назову фрукт, вы все прячетесь под парашют, если я назову овощ – делаем три волны на парашюте.

Технология «Камушки Марблс»

Камушки «Марблс» - это одина из нетрадиционных технологий, применяемая педагогами-психологами в процессе коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Марблс различаются по размеру, цвету и форме. Изначально в процессе игры использовались только шары, позже стали использовать различные фигуры, так как они более устойчивые и не перекатываются.

Игры с камушками Марблс способствуют:

  • развитию        мелкой        моторики,         зрительно-двигательной координации;
  • развитию высших психических функций;
  • развитию навыков ориентировки на плоскости;
  • развитию сенсорного восприятия;
  • развитию тактильных ощущений;
  • формированию и закреплению элементарных математических представлений;
  • развитию фантазии;
  • повышению познавательной активности дошкольников.

Игры с камушками Марблс можно использовать в процессе индивидуальной и подгрупповой работы.

Существуют различные виды игр с камушками, шаблоны для игр можно приобрести в магазине, а можно придумать и изготовить своими руками, проявив фантазию.

  • Игра «Раздели на группы» (формирование умения классифицировать предметы по цвету);
  • Игра «Разноцветные заплатки, дорожки» (развитие наглядно-образного мышления, умения соотносить цвета);
  • Игра «Продолжи ряд» (формирование умения анализировать и находить закономерность);
  • Игра «Выложи по образцу» (развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления и пространственного восприятия);
  • Игра «Выложи по контуру» - знакомство с цифрой, буквой, геометрической фигурой (развитие мелкой моторики, закрепление зрительного образа);
  • Игра «Кто быстрее (развитие познавательных процессов, мелкой моторики);
  • Игра «Графический диктант» (развитие умения ориентироваться на плоскости);

Игры с камешками Марблс признаны детскими психологами одними из самых полезных для подрастающего поколения

Сегодня я предлагаю вам поиграть с камушками.

Игра «Выложи по образцу»

Игра «Дорожки»

Технология «Веселые молоточки»

В основе игровой технологии лежит соревновательный метод, который многие психологи считают эффективным средством развития при правильном, рациональном дозировании.

Соревновательно-игровые задания являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и более сложные задания. Активизируют познавательную активность и деятельность дошкольников, желание быть успешными.

Технология очень проста и не требует больших затрат.

Игры направлены на: 

  • развитие познавательных процессов;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие игровой и коммуникативной деятельности;
  • развитие моторики.

Игра «Кто быстрее»24 октября 2023 года на базе МКУ ЦИМО состоялся семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дети с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении: особенности работы». - 932769395651

Закрепление обобщающих понятий, развитие познавательных процессов, моторики, согласованности движений и действий.

Игра «Найди и назови»

Развитие познавательных процессов, моторики, согласованности движений и действий.

Игра «Загадка»

Развитие познавательных процессов, сенсорных эталонов, формирование пространственных представлений, развитие моторики, согласованности движений и действий.

Инструкция «Красным молотком возьми карточку, которая находится слева от…»

Так же игры могут направлены на знакомство, изучение чего либо, например, букв, цифр…

В заключение хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на широкие возможности инновационных игровых технологий и на то, что  

Они позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс интересным и неутомительным, что имеет первостепенное значение, учитывая психологические характеристики дошкольного возраста и индивидуальные особенности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХСЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ...

Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога Доу в условиях ФГОС

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ в рамках реализации ФГОСМатериал выступления на районном методическом выступлении педагогов-психологов дошкольных образовательных организацийПодг...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...