Мастер-класс для педагогов "Инновационные игровые образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в условиях ДОУ"
материал по психологии
Материал будет полезен педагогам-психологам и воспитателям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 111.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Инновационные игровые образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в условиях ДОУ
Цель: создание условий для расширения знаний педагогов о современных игровых технологиях.
Задачи:
- систематизировать и пополнить знания педагогов о современных игровых технологиях;
- раскрыть специфику и особенности использования технологий «Цветной парашют», «Камушки Марболос» и «Веселые молоточки»;
- мотивировать педагогов к использованию в образовательном процессе инновационных технологий.
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие, закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Специфика работы педагога-психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством инновационных, игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.
Согласно заключениям ТПМПК в большинстве случаев коррекционно-развивающая работа педагога-психолога направлена на развитие высших психических функций, формирование пространственно-временных представлений, игровой и коммуникативной деятельности.
Сегодня я представлю вашему вниманию игровые технологии, которые в полной мере способствуют развитию и формированию вышеперечисленных составляющих познавательного развития личности дошкольника.
Технология «Цветной парашют»
Цветной парашют - это нетрадиционное оборудование, которое является отличным средством развития личности ребенка, сохранения его психоэмоционального здоровья, эффективным средством в организации психологического сопровождения детей дошкольного возраста.
Парашют представляет собой тканевый круг, состоящий из нескольких цветных секторов. К секторам пришиты удобные ручки. Диаметр парашюта может быть любым, от 1 метра до 7, в зависимости от величины помещения и количества человек, принимающих участие в игре.
Уникальность его в том, что развернутый парашют сразу же привлекает к себе внимание детей, никого не оставляет равнодушным.
Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей.
Используя цветной парашют в процессе сопровождения воспитанников можно решать следующие задачи:
- развивать познавательные процессы дошкольников;
- формировать пространственные представления;
- повышать познавательную активность, развить познавательный интерес у дошкольников;
- развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и межличностного взаимодействия;
- развивать волевые качества;
- способствовать сплочению детского коллектива и созданию положительного эмоционального климата в группе;
- способствовать профилактики и преодолению стрессовых состояний, снятию психоэмоционального напряжения;
- развивать крупную и мелкую моторику.
Игры с парашютом – не соревновательные, они учат согласованности действий, и умению чувствовать движения остальных игроков
Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений.
Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны, даже давно используемые или давно забытые игры приобретают новые возможности.
Для начала познакомимся с парашютом и поиграем в игру «Звуки».
Как вы уже догадались парашют можно поднимать вверх и опускать вниз. На раз – мы делаем глубокий вдох и поднимаем парашют вверх, на выдохе произносим заданную гласную букву и опускаем парашют вниз.
Эта игра способствует закреплению гласных звуков, развитию речевого дыхания.
Игра «Море волнуется»
Закрепление сенсорных эталонов, развитие внимания, памяти, речи, пространственных представлений, крупной и мелкой моторики.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Море волнуется – раз…». У вас у каждого на секторе есть рыбка. Посмотрите, пожалуйста, все ли рыбки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга?
Я буду произносить стихотворение и называть цвет той рыбки, которая сможет отправится в плавание вокруг парашюта.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
(Красная) рыбка плыви.
Игра «Всезнай-ка»
Закрепление, расширение знаний и представлений по определенной теме, развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики.
Сейчас мы будем с помощью волнообразных движений катать мяч друг другу под стихотворение, как только вы услышите слова «…у кого веселый мяч…) движения прекращаем и тот человек ближе к которому мяч – превращается в Всезнайку и отвечает на мой вопрос.
Ты катись веселый мяч
Парашют не даст упасть
У кого веселый мяч
Тот назовет (5 диких животный, зимние месяцы, соседей числа 5)
Игра «Фрукты и овощи»
Закрепление в речи обобщающих понятий, развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, согласованности движений и действий.
Правила игры просты – если я назову фрукт, вы все прячетесь под парашют, если я назову овощ – делаем три волны на парашюте.
Технология «Камушки Марблс»
Камушки «Марблс» - это одина из нетрадиционных технологий, применяемая педагогами-психологами в процессе коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины.
Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.
Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.
Марблс различаются по размеру, цвету и форме. Изначально в процессе игры использовались только шары, позже стали использовать различные фигуры, так как они более устойчивые и не перекатываются.
Игры с камушками Марблс способствуют:
- развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
- развитию высших психических функций;
- развитию навыков ориентировки на плоскости;
- развитию сенсорного восприятия;
- развитию тактильных ощущений;
- формированию и закреплению элементарных математических представлений;
- развитию фантазии;
- повышению познавательной активности дошкольников.
Игры с камушками Марблс можно использовать в процессе индивидуальной и подгрупповой работы.
Существуют различные виды игр с камушками, шаблоны для игр можно приобрести в магазине, а можно придумать и изготовить своими руками, проявив фантазию.
- Игра «Раздели на группы» (формирование умения классифицировать предметы по цвету);
- Игра «Разноцветные заплатки, дорожки» (развитие наглядно-образного мышления, умения соотносить цвета);
- Игра «Продолжи ряд» (формирование умения анализировать и находить закономерность);
- Игра «Выложи по образцу» (развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления и пространственного восприятия);
- Игра «Выложи по контуру» - знакомство с цифрой, буквой, геометрической фигурой (развитие мелкой моторики, закрепление зрительного образа);
- Игра «Кто быстрее (развитие познавательных процессов, мелкой моторики);
- Игра «Графический диктант» (развитие умения ориентироваться на плоскости);
Игры с камешками Марблс признаны детскими психологами одними из самых полезных для подрастающего поколения
Сегодня я предлагаю вам поиграть с камушками.
Игра «Выложи по образцу»
Игра «Дорожки»
Технология «Веселые молоточки»
В основе игровой технологии лежит соревновательный метод, который многие психологи считают эффективным средством развития при правильном, рациональном дозировании.
Соревновательно-игровые задания являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и более сложные задания. Активизируют познавательную активность и деятельность дошкольников, желание быть успешными.
Технология очень проста и не требует больших затрат.
Игры направлены на:
- развитие познавательных процессов;
- формирование пространственных представлений;
- развитие игровой и коммуникативной деятельности;
- развитие моторики.
Игра «Кто быстрее»
Закрепление обобщающих понятий, развитие познавательных процессов, моторики, согласованности движений и действий.
Игра «Найди и назови»
Развитие познавательных процессов, моторики, согласованности движений и действий.
Игра «Загадка»
Развитие познавательных процессов, сенсорных эталонов, формирование пространственных представлений, развитие моторики, согласованности движений и действий.
Инструкция «Красным молотком возьми карточку, которая находится слева от…»
Так же игры могут направлены на знакомство, изучение чего либо, например, букв, цифр…
В заключение хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на широкие возможности инновационных игровых технологий и на то, что
Они позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс интересным и неутомительным, что имеет первостепенное значение, учитывая психологические характеристики дошкольного возраста и индивидуальные особенности воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХСЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ...
Мастер-класс для педагогов "Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО"
Мастер- класс предназначена для педагогов ДОУ...
Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога Доу в условиях ФГОС
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ в рамках реализации ФГОСМатериал выступления на районном методическом выступлении педагогов-психологов дошкольных образовательных организацийПодг...
Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ «Притча как самотерапия для педагогов в работе педагога-психолога»
В мастер-классе представлны притчи для пегагогов....
Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников
Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...