Педагогическая практика «Логомузыкальная пластика с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Данная педагогическая практика «Логомузыкальная пластика с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» способствует развитию речевой функциональной системы, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы, физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_praktika_logomuzykalnaya_plastika_2019-2020g.g.docx | 32.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 п. Шушенское
Педагогическая практика
«Логомузыкальная пластика
с детьми дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Руководители:
Учитель – логопед - Журавлева А.В.
Музыкальный руководитель - Зайцевой Е.В.
Инструктор по физической культуре - Роменко И.Н.
Воспитатели: Черненко Т.А., Саморокова Л.В.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется разносторонняя личность. В современном мире очень важно как можно раньше разглядеть проблемы в развитии ребенка и оказать своевременную помощь через коррекционные формы работы.
Актуальность
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Перед нами встал вопрос: Каким образом мы можем помочь данной категории детей? Как можно объединить специалистов? Какую форму работы придумать? Мы разработали и реализуем педагогическую практику через интеграцию образовательных областей: «Развитие речи», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».
Данная педагогическая практика «Логомузыкальная пластика с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» способствует развитию речевой функциональной системы, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы, физического развития. Развивает воображение, память (слуховую, зрительную, двигательную), слух, модуляцию голоса, дыхание (певческое, речевое, внеречевое). Обогащает словарный запас, благотворно влияет на речь, эмоциональное состояние. Игры и упражнения, входящие в практику развивают общую и мелкую моторику, повышают мышечный тонус детей. Это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, направленных на коррекцию ОНР у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка.
Задачи:
Коррекционные:
- развитие подвижности органов артикуляторного аппарата;
- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
- развитие общей моторики;
- развитие голоса;
- развитие дыхания;
- развитие четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
- развитие пространственного праксиса, гнозиса.
Оздоровительные:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- формирование правильной осанки, походки;
- развитие координации движений и моторных функций.
Образовательные:
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие воображения и ассоциативно-образного мышления;
- развитие чувства ритма;
- развитие способностей ощущения музыки, движений и речи,
ритмической выразительности;
- развитие самостоятельности и творчества в игровой деятельности;
- развитие физических качеств.
Воспитательные:
- воспитание положительных личностных качеств у дошкольников
(коллективизм, дисциплину, целеустремленность).
Этапы работы по созданию педагогической практики:
- предварительный (сбор методического материала по реализации практики, документальное оформление, диагностика развития детей, представление на педагогическом совете ДОО);
- основной (реализация практики по логомузыкальной пластики в течение учебного года, дополнение методического материала);
- заключительный (демонстрация открытого занятия, проведение диагностики, участие в конкурсах, публикации материалов практики, основные выводы педагогической деятельности по практике).
Структура занятия:
1. Речедвигательные игры и упражнения:
-дыхательно-артикуляционная гимнастика;
- речевые игры (чистоговорки).
2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика.
3. Музицирование:
-вокальное музицирование (валеологические песни-распевки, звукоподражательные игры с пением);
- инструментальное музицирование (ритмодекламации с инструментами);
- музыкально – ритмические игры.
4. Танцевально-ритмические упражнения:
- тематичекая сюжетная гимнастика или ритмическая гимнастика;
-игропластика.
5. Релаксация (упражнения для расслабления мышц).
Характеристика разделов структуры занятия:
Дыхательно-артикуляционная гимнастика - игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.
Речевые игры - являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика - игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
Вокальное музицирование - в этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
Инструментальное музицирование - в раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
Музыкально – ритмические игры – являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры.
Тематическая сюжетная гимнастика - представлены сюжетные комплексы гимнастических упражнений, каждый из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
Игропластика – основывается на нетрадиционной методики развития мышечной силы и гибкости. Подобранные гимнастические упражнения при помощи игровых образов способствуют развитию сохранения и укрепления здоровья детей.
Релаксация - после периода напряжения мышц ребенка автоматически глубоко расслабляются при помощи выполнения игровых заданий и упражнений.
Время проведения занятия - 25-30 минут.
Технологии, применяемые для реализации практики:
- Технология интегрированного обучения со специалистами ДОО;
- Игровые технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Логоритмика;
- Информационно – коммуникативные.
Дидактические принципы:
Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий. Только такие занятия могут привести к положительным сдвигам в морфологических и функциональных системах организма ребенка.
Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному». Постепенность обуславливается усложнением изучаемого материала, рациональным чередованием нагрузки и отдыха. Принцип постепенного повышения требований важен для обеспечения адаптации к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач. Здесь важен индивидуальный подход.
Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, где создаются условия для наибольшего речевого, физического, эстетического развития. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психологическая стороны развития ребенка.
Принцип доступности реализуется через требования соответствия задач, средств и методов программы, возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития их подготовленности и интеллекта. Доступность означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующем свободу в обучении и воспитании и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся.
Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении, неотъемлемым условиям совершенствования педагогической деятельности. Принцип наглядности обязывает строить процессы занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой, двигательной.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению нового, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Развитие самостоятельности и инициативности:
Самостоятельность и инициативность развивается через разнообразные педагогические приемы: одобрение друга; самостоятельная оценка двигательного действия; детские высказывания и предложения; пример двигательного задания, придуманный по личной инициативе ребенка; задания, направленные на развитие самостоятельного творческого показа и демонстрации движения; схематические изображения и алгоритмические схемы заданий.
Результаты и достижения при реализации практики:
У детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, накоплении активного словарного запаса; улучшения в двигательной и художественно-эстетической деятельности.
Результаты диагностики 2018-2019г.г.: сформированы основные показатели усвоения реализуемой практики 7 детей (50 %); находятся в стадии формирования 7 детей (50%); успешны 9 детей (64%). Участие в Краевом фестивале лучших инклюзивных практик, 2019г.: «Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации» по направлению «Практики организации обучения, воспитания, сопровождения в условиях инклюзивного образования». Открытый показ педагогической практики на дне открытых дверей по инклюзивному образованию для родителей и педагогов ДОО, 2018г. Представление опыта в рамках Программы ПК МУНОП «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 2017- 2018г.г.; РМЦ «Инструкторов физической культуры ДОУ» 2018-2019г.г. Записан диск «Форма проведения педагогической практики», 2019г.
Для реализации практики специалистами разработано: тематическое планирование, индивидуальная диагностика (мониторинг) развития детей, конспекты занятий (НОД), педагогическая копилка методического материала, информационный лист педагогической практики.
Тематическое планирование
Месяц | Лексическая тема |
Октябрь 1-я неделя | Сказка «Чиполлино и его друзья» (Фрукты) |
2-я неделя | Сказка «Чиполлино и его друзья» (Овощи) |
3-я неделя | «Путешествие кленового листочка» (Осень) |
4-я неделя | «Лягушка-путешественница» (Перелетные птицы) |
Ноябрь 1-я неделя | «Страна, в которой я живу» (Россия - Родина моя!) |
2-я неделя | «Мир игры» (Мои любимые игрушки) |
3-я неделя | «Мои домашние друзья» (Домашние животные и их детеныши) |
4-я неделя | «Путешествие по лесу. Подготовка к зиме» (Дикие животные) |
Декабрь 1-я неделя | «Здравствуй, гостья Зима!» (Признаки зимы) |
2-я неделя | «Птичья кладовая» (Зимующие птицы) |
Январь 3-я неделя | «Едем, плаваем, летаем» (Транспорт) |
4-я неделя | «Федорино горе» (Посуда) |
5-я неделя | «Домашний уют» (Мебель) |
Февраль 1-я неделя | «Город мастеров» (Профессии), |
2-я неделя | «Мир технических чудес» (Бытовая техника) |
3-я неделя | «День защитника Отечества» (Виды и рода войск) |
4-я неделя | «Марья-искусница» (Обувь, одежда, головные уборы) |
Март 1-я неделя | «Самая красивая мамочка моя»(Мамин праздник) |
2-я неделя | «Весна идет, весне дорогу»(Признаки весны) |
3-я неделя | «Эти забавные животные» (Животный мир морей и океанов) |
4-я неделя | «Театральный сундучок» (Волшебный мир театра) |
Апрель 1-я неделя | «Приключения Светофорчика» ( Правила дорожного движения) |
2-я неделя | «Тайна третьей планеты» (Космос) |
3-я неделя | «Птицы прилетели, на крыльях весну принесли» «Путешествие капельки» - открытое итоговое занятие |
Мониторинг усвоения программы логомузыкальной пластики
№ | ФИО ребенка | Развитие артикуляционной моторики | Развитие речевого дыхания | Развитие звукопроизношения | Развитие мелкой моторики | Развитие чувства ритма | Развитие музыкального слуха Развитие музыкального слуха Развитие музыкального слуха Развитие музыкального слуха Согласованность движений с музыкой | Согласованность движений с музыкой | Развитие навыка выразительной грациозности | Развитие силы | Развитие гибкости | Общий показатель |
1 | ||||||||||||
2 |
Параметры оценивания: развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие звукопроизношения, развитие мелкой моторики,
развитие чувства ритма, развитие музыкального слуха, согласованность движений с музыкой, развитие навыка выразительной грациозности, развитие силы, развитие гибкости, общий показатель (где суммируется и выводится средний бал из параметров оценивания каждого ребенка).
Шкала оценивания: 0 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 1 балл - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно или с частичной помощью взрослого.
Педагогическая практика может быть рекомендована для групп ДОО: комбинированного, общеразвивающего, компенсирующего направления (учитывается индивидуальное состояние здоровья и заболевание ребенка), где находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима помощь в коррекции общего недоразвития речи.
Литература
«Речевое развитие»
- Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников /-М.: АСТ, Астрель, 2010. -577с.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / - М.: АСТ, Астрель, 2006.-60с.
- Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. Практикум для логопедов и родителей / М.: Гном-Пресс, 1999.-48с.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика / М.: Детство – Пресс, 2009.-829с.
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство – Пресс, 2009.-64с.
- Новиковская О.А. Домашний логопед. Чистоговорки. Скороговорки. Пальчиковые игры. Стихи для развития речи / - М.: АСТ, Астрель -СПб, 2013.-96с.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения, – Волгоград : Учитель, 2012. – 204 с.
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. – (Логопед в ДОУ).
- Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
- Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика. Подвижные игры: Учебно-методмческое пособие для педагогов ДОУ.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.-48с.
- Трифонова О.Н. «Солнечная радуга»: музыкальная коррекция нарушения речи у детей с нотным приложением – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 317 с.
«Физическое развитие»
- Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-144с.
- Картушина М.Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2012.-128с.
- Кириллова Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2017.-128 с.
- Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4- 7 лет: Методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 224 с.
- Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ: Практическое пособие – Воронеж: ООО «Метода», 2013-144 с.
- Фирилева Ж.Е., Сакина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство-пресс»,2003.- 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Занятие для подготовительной группы...
«Работа музыкального руководителя с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) в детском саду»
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. Таких детей немало среди тех, с...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представленный опыт отражает результат углубленной работы, направленной на предупреждение школьной дезадаптации детей с общим недоразвитием речи....
Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....
Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.
Коммуникативные навыки являются основополагающими в процессе социализации ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки семьи и учится строить отношения...