Педагогическая практика «Логомузыкальная пластика с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Данная педагогическая практика «Логомузыкальная пластика с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» способствует развитию речевой функциональной системы, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы, физического развития. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 п. Шушенское

Педагогическая практика

«Логомузыкальная пластика

с детьми дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Руководители:

Учитель – логопед - Журавлева А.В.

Музыкальный руководитель - Зайцевой Е.В.

Инструктор по физической культуре - Роменко И.Н.

Воспитатели: Черненко Т.А., Саморокова Л.В.

          Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется разносторонняя личность. В современном мире очень важно как можно раньше разглядеть проблемы в развитии ребенка и оказать своевременную помощь через коррекционные формы работы.

Актуальность

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Перед нами встал вопрос: Каким образом мы можем помочь данной категории детей? Как можно объединить специалистов? Какую форму работы придумать? Мы разработали и реализуем педагогическую практику через интеграцию образовательных областей: «Развитие речи», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».

         Данная педагогическая практика «Логомузыкальная пластика с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» способствует развитию речевой функциональной системы, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы, физического развития. Развивает воображение, память (слуховую, зрительную, двигательную), слух, модуляцию голоса, дыхание (певческое, речевое, внеречевое).  Обогащает словарный запас, благотворно влияет на речь, эмоциональное состояние. Игры и упражнения, входящие в практику развивают общую и мелкую моторику, повышают мышечный тонус детей. Это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, направленных на коррекцию ОНР у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

         Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка.

        Задачи:

Коррекционные:
- развитие подвижности органов артикуляторного аппарата;
- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
- развитие общей моторики;
- развитие голоса;
- развитие дыхания;

- развитие четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие фонематического слуха, просодических   компонентов;

- развитие пространственного  праксиса, гнозиса.

Оздоровительные: 

- укрепление  костно-мышечного аппарата;

- формирование правильной осанки, походки;

- развитие  координации движений и моторных функций.  

Образовательные: 

- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие воображения и ассоциативно-образного мышления;
 

- развитие чувства ритма;

- развитие способностей ощущения  музыки, движений и речи,
ритмической  выразительности;

 - развитие самостоятельности и творчества  в игровой деятельности;

- развитие физических качеств.

Воспитательные:
- воспитание  положительных личностных качеств у дошкольников
(коллективизм, дисциплину, целеустремленность).

        Этапы работы по созданию педагогической практики:

- предварительный (сбор методического материала по реализации практики, документальное оформление, диагностика развития детей,  представление  на педагогическом совете ДОО);

- основной (реализация практики по логомузыкальной пластики в течение учебного года,  дополнение методического материала);

- заключительный (демонстрация открытого занятия, проведение диагностики, участие в конкурсах, публикации материалов практики, основные выводы педагогической деятельности по практике).

       Структура  занятия: 
1. Речедвигательные игры и  упражнения:

   -дыхательно-артикуляционная гимнастика;

   - речевые игры (чистоговорки).

2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика.

3. Музицирование:

-вокальное музицирование (валеологические песни-распевки, звукоподражательные игры с пением);

- инструментальное музицирование (ритмодекламации с инструментами);

- музыкально – ритмические игры.  

4. Танцевально-ритмические упражнения:

- тематичекая сюжетная гимнастика  или ритмическая гимнастика;  

-игропластика.

5. Релаксация (упражнения для расслабления мышц).

      Характеристика разделов  структуры занятия:

Дыхательно-артикуляционная гимнастика - игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.

Речевые игры - являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.

 Игровой массаж и пальчиковая гимнастика -  игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Вокальное музицирование - в этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.

Инструментальное музицирование - в раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.

Музыкально – ритмические игры – являются основой для развития чувства ритма и  двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры.

Тематическая сюжетная гимнастика - представлены сюжетные комплексы гимнастических упражнений, каждый из которых имеет целевую направленность, сюжетный  характер и завершенность. Позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

Игропластика – основывается на нетрадиционной методики развития мышечной силы и гибкости. Подобранные гимнастические упражнения при помощи игровых образов способствуют развитию сохранения и укрепления здоровья детей.

Релаксация  - после периода  напряжения  мышц ребенка автоматически глубоко расслабляются при помощи выполнения игровых заданий и упражнений.

       Время проведения занятия  - 25-30  минут.

       Технологии, применяемые для реализации практики:

- Технология интегрированного обучения со специалистами ДОО;

- Игровые технологии;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Логоритмика;

- Информационно – коммуникативные.

       Дидактические принципы:

Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.

Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий. Только такие занятия могут привести к положительным сдвигам в морфологических и функциональных системах организма ребенка.

Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному». Постепенность обуславливается усложнением изучаемого материала, рациональным чередованием нагрузки и отдыха.  Принцип постепенного  повышения требований важен для обеспечения адаптации к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач. Здесь важен индивидуальный подход.

Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, где создаются условия для наибольшего речевого, физического, эстетического развития. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психологическая стороны развития ребенка.

Принцип доступности реализуется через требования соответствия задач, средств и методов программы, возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития их подготовленности и интеллекта. Доступность означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующем свободу в обучении и воспитании и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся.

Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении, неотъемлемым условиям совершенствования педагогической деятельности. Принцип наглядности обязывает строить процессы занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой, двигательной.

Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению нового, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

       Развитие самостоятельности и инициативности:

Самостоятельность и инициативность развивается через разнообразные педагогические приемы: одобрение друга; самостоятельная оценка двигательного действия; детские высказывания и предложения; пример двигательного задания,  придуманный  по личной  инициативе ребенка;   задания, направленные на развитие самостоятельного творческого показа и демонстрации движения; схематические изображения  и алгоритмические схемы  заданий.

        Результаты и достижения при реализации практики:

У детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании,  накоплении активного словарного запаса; улучшения в двигательной и художественно-эстетической деятельности.  

Результаты диагностики  2018-2019г.г.: сформированы основные показатели усвоения реализуемой практики  7  детей (50 %);  находятся в стадии формирования  7 детей (50%);  успешны  9 детей (64%). Участие в Краевом фестивале лучших инклюзивных практик, 2019г.: «Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации» по направлению «Практики организации обучения, воспитания, сопровождения в условиях  инклюзивного образования». Открытый показ педагогической практики на дне открытых дверей  по инклюзивному образованию для родителей и педагогов ДОО,  2018г. Представление опыта в рамках Программы ПК МУНОП «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»,  2017- 2018г.г.; РМЦ «Инструкторов физической культуры ДОУ» 2018-2019г.г. Записан диск  «Форма проведения педагогической  практики», 2019г.

Для реализации  практики  специалистами разработано: тематическое планирование, индивидуальная диагностика (мониторинг) развития детей, конспекты занятий (НОД), педагогическая копилка методического материала, информационный лист педагогической практики.

                                     

Тематическое планирование

Месяц

Лексическая тема

Октябрь

1-я неделя

Сказка «Чиполлино и его друзья» (Фрукты)

2-я неделя

Сказка «Чиполлино и его друзья»  (Овощи)

3-я неделя

«Путешествие кленового листочка» (Осень)

4-я неделя

«Лягушка-путешественница» (Перелетные птицы)

Ноябрь

1-я неделя

«Страна, в которой я живу» (Россия - Родина моя!)

2-я неделя

«Мир игры» (Мои любимые игрушки)

3-я неделя

«Мои  домашние друзья» (Домашние животные и их детеныши)

4-я неделя

«Путешествие по  лесу. Подготовка к зиме» (Дикие животные)

Декабрь

1-я неделя

«Здравствуй, гостья Зима!» (Признаки зимы)

2-я неделя

«Птичья кладовая» (Зимующие птицы)

Январь

3-я неделя

«Едем, плаваем, летаем» (Транспорт)

4-я неделя

«Федорино горе» (Посуда)

5-я неделя

«Домашний уют» (Мебель)

Февраль

1-я неделя

«Город мастеров» (Профессии),

2-я неделя

«Мир технических чудес» (Бытовая техника)

3-я неделя

«День защитника Отечества» (Виды и рода войск)

4-я неделя

«Марья-искусница» (Обувь, одежда, головные уборы)

Март

1-я неделя

 «Самая красивая мамочка моя»(Мамин праздник)

2-я неделя

«Весна идет, весне дорогу»(Признаки весны)

3-я неделя

«Эти забавные животные» (Животный мир морей и океанов)

4-я неделя

«Театральный сундучок» (Волшебный мир театра)

Апрель

1-я неделя

«Приключения Светофорчика» ( Правила дорожного движения)

2-я неделя

«Тайна третьей планеты» (Космос)

3-я неделя

«Птицы прилетели, на крыльях весну принесли»

«Путешествие капельки» - открытое итоговое занятие

Мониторинг усвоения программы логомузыкальной пластики

ФИО ребенка

Развитие артикуляционной моторики 

Развитие речевого дыхания 

Развитие звукопроизношения

Развитие мелкой моторики 

Развитие чувства ритма

Развитие музыкального слуха

Развитие музыкального слуха

Развитие музыкального слуха

Развитие музыкального слуха

Согласованность движений с музыкой

Согласованность движений с музыкой

Развитие навыка выразительной грациозности

Развитие силы 

Развитие гибкости 

Общий показатель

1

2

Параметры оценивания: развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие звукопроизношения, развитие мелкой моторики,

развитие чувства ритма,  развитие музыкального слуха, согласованность движений с музыкой, развитие навыка выразительной грациозности, развитие силы, развитие гибкости, общий показатель (где суммируется и выводится средний бал из параметров оценивания каждого ребенка).

 Шкала оценивания:  0 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 1 балл - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно или с  частичной помощью взрослого.

         Педагогическая практика может быть рекомендована для групп ДОО: комбинированного, общеразвивающего,  компенсирующего направления (учитывается индивидуальное состояние здоровья и заболевание ребенка), где находятся дети  с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима  помощь в коррекции общего недоразвития речи.

Литература

«Речевое развитие»

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников /-М.: АСТ, Астрель, 2010. -577с.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / - М.: АСТ, Астрель, 2006.-60с.
  3. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. Практикум для логопедов и родителей / М.: Гном-Пресс, 1999.-48с.
  4. Нищева Н.В.  Веселая артикуляционная гимнастика / М.: Детство – Пресс, 2009.-829с.
  5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство – Пресс, 2009.-64с.
  6. Новиковская О.А.  Домашний логопед. Чистоговорки. Скороговорки. Пальчиковые игры. Стихи для развития речи / - М.: АСТ, Астрель -СПб, 2013.-96с.

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения, – Волгоград : Учитель, 2012. – 204 с.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. – (Логопед в ДОУ).
  3. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  4. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика. Подвижные игры: Учебно-методмческое пособие для педагогов ДОУ.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.-48с.
  5. Трифонова О.Н. «Солнечная радуга»: музыкальная коррекция нарушения речи у детей с нотным приложением  – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 317 с.

«Физическое развитие»

  1. Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-144с.
  2. Картушина М.Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2012.-128с.
  3. Кириллова Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2017.-128 с.
  4. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4- 7 лет: Методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 224 с.
  5. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ: Практическое пособие – Воронеж: ООО «Метода», 2013-144 с.
  6. Фирилева Ж.Е., Сакина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство-пресс»,2003.- 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е...

«Работа музыкального руководителя с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) в детском саду»

     Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии.    Таких  детей  немало среди тех, с...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Представленный опыт отражает результат углубленной работы, направленной на предупреждение школьной дезадаптации детей с общим недоразвитием речи....

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....

Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.

Коммуникативные навыки являются основополагающими в процессе социализации ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки семьи и учится строить отношения...