Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по развитию речи
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasileva_statya.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Васильева Галина Ивановна
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Показано, что использование дидактических игр, направленных на формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР, научит детей умению образовывать новые слова, находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Ключевые слова: навыки словообразования, дидактические игры, дети с общим недоразвитием речи
Овладение детьми дошкольного возраста навыками словообразования, считается одним из базовых показателей нормального развития речи. Как указывают А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др. словообразование следует рассматривать как отдельный вид речемыслительной деятельности, в котором можно выделить ряд основных показателей, таких как
вычленение и опознание морфемы на слух из звучащего слова, интеграции словообразовательной частицы в состав нового слова. Несвоевременное формирование словообразовательных операций, в свою очередь, может привести к ограничению познавательных возможностей дошкольников и, как следствие, сыграть отрицательную роль в их речевой коммуникации. При освоении правил орфографии в начальных классах у таких детей могут появиться значительные проблемы с процессом обучения.
Слово и способы его образования являются особым предметом словообразования, взаимодействуя с лексикой и грамматикой. Лексика оказывает влияние на пополнение словарного состава языка новыми словами. Морфология позволяет оформлять новые слова в соответствии по законам грамматики русского языка.
Речевое развитие ребенка дошкольного возраста тесно взаимосвязано с формированием навыков словообразования. В связи с тем, что грамматические значения слов абстрактны и грамматическая система русского языка организована на основе большого количества языковых правил, формирование словообразования при общем недоразвитии речи у детей происходит с большими трудностями, несмотря на то, что грамматические формы словообразования, овладение типами предложений, появляются у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи дошкольниками с ОНР заключается в более медленном темпе усвоения норм и правил языка, ввиду искажения общей картины речевого развития.
Нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР заключаются в возникновении трудностей выделения существенных признаков слов, с недоразвитием у них познавательных операций, прежде всего, восприятия, сравнения и обобщения, с отсутствием устойчивых связей внутри лексической системы, с ограниченностью у детей необходимого для их возраста объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Работая с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях ДОО, логопед старается облегчающих процесс формирования у них навыков словообразования, создавая определенные коррекционно-педагогические условия. Таким средством. На наш взгляд, являются дидактические игры и упражнения, основанные на фольклорном материале.
Используемый для формирования словообразования у дошкольников материал, можно разделить на группы: в первую вошли картинки, которые позволяют развивать зрительно-предметное восприятие; вторую представляют дидактические игры и упражнения, в основе которых лежат попевки, заклички и приговорки; третью группа представляют «зашумленные» картинки.
Использование в коррекционно-педагогической работе загадок, пословиц, считалок, позволяет закрепить наиболее продуктивные словообразовательные модели, поработать над словообразованием менее продуктивных моделей, а также уточнить значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Основой коррекционно-педагогической работы является последовательность дидактических игр и упражнений, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР, что способствует их успешному освоению грамматического строя речи в целом, и словообразовательными моделями, в частности.
Список литературы:
- Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская. - URL http://www.ruslang.ru/?id=book_zemskaja.
- Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
- Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...
Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...
Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...
«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
«Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи "
Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека, без которого сложно представить нашу жизнь в обществе. Общение было главным условием развития мышления и речи с детства. Благодаря ем...