Использование игр и упражнений для формирования безопасного поведения на дорогах у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В статье представлены дидактические игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми с ЗПР по формированию безопасного поведения на дорогах. Это игры на различение цветов сигналов светофора, на развитие ориентировки в пространстве, на развитие зрительного и слухового восприятия, на развитие внимания, памяти, логического мышления и речи на материале тем «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_pdd_dlya_detey_s_zpr.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр и упражнений для формирования безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ (с ЗПР)
старшего дошкольного возраста.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста
- развитие психофизических качеств ребенка
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
Я работаю с детьми с ОВЗ, а именно с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Задержка психического развития выражается в недостаточной сформированности познавательных процессов. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень развития восприятия, а как следствие - недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Недостаточно сформированы и пространственные представления. Отмечается нарушения функции внимания, а именно неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения внимания; снижение работоспособности, отклонения в развитии памяти, это быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии мыслительной деятельности этих детей, и в развитии речи - бедный, недифференцированный словарный запас, низкий уровень развития связной речи.
У детей с ЗПР, в виду их психофизических особенностей развития, полученные знания о правилах дорожного движения усваиваются фрагментарно (неполно и неточно), наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением.
Таким образом, основное внимание в работе по формированию безопасного поведения на дорогах у детей с ЗПР обращается на решение коррекционно-развивающих задач. А объем формируемых представлений отбирается исходя не из возраста детей, а из особенностей их психофизического развития.
Ниже представлены дидактические игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми. Это игры на различение цветов сигналов светофора, на развитие ориентировки в пространстве, на развитие зрительного и слухового восприятия, на развитие внимания, памяти, логического мышления и речи на материале тем «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки».
Игры на различение цветов светофора:
«Найди такой же цвет»
Цель - соотнесение изображений по цвету, закрепление названий цветов.
Материал: разноцветные круги (красный, жёлтый, зелёный) большого размера, изображения предметов красного, желтого, зелёного цветов.
Ход игры: перед ребёнком кладутся круги, ребенок называет из цвета. Затем ребёнку предлагается разложить на них подходящие по цвету изображения предметов.
«Поставь машину в гараж»
Цель – различение и закрепление названий цветов.
Материал: машинки красного, желтого, зелёного цветов, гаражи (коробочки) из картона этих же цветов.
Ход игры: перед ребёнком машинки трёх цветов и гаражи. Педагог предлагает поставить машинку в свой гараж. Когда ребёнок выполняет задание, педагог предлагает назвать цвет гаража.
«Собери светофор»
Цель – закрепление названий цветов-сигналов светофора, их последовательности.
Материал: модель светофора, крышки красного, желтого, зелёного цветов.
Ход игры : педагог показывает ребёнку модель светофора, уточняется цвет сигналов светофора и их последовательность, затем ребёнку предлагается разложить крышки в такой же последовательности – «собрать светофор» по образцу или по памяти.
Игры на восприятие формы:
«Собери картинку» (из геометрических фигур)
Цель – закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие конструктивного праксиса (конструирование из геометр. фигур по образцу)
Материал: картинки с изображениями видов транспорта, составленные из геометрических фигур, листы бумаги, геометрические фигуры.
Ход игры: педагог раздаёт детям картинки с изображениями транспорта, листы бумаги и геометрические фигуры. Дети называют транспорт на картинках и из каких фигур он состоит. Затем педагог предлагает детям составить такие же картинки из фигур по образу.
Игры на развитие зрительного восприятия:
«Чего не хватает?»
Цель – развитие умения находить недостающие элементы.
Материал: картинки с изображениями транспортных средств с недостающими деталями.
Ход игры: ребёнку предлагается назвать картинку (транспорт), а затем сказать, каких частей не хватает.
«Узнай картинку»
Цель – развитие умения определять предмет по его «зашумлённому» изображению.
Материал: карточки с «зашумлёнными» изображениями транспортных средств, дорожных знаков.
Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено.
«Наложенные изображения»
Цель – различение изображений по их «наложенным» контурам.
Материал: карточки с нарисованными друг на друге контурами 3-5 транспортных средств
Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.
«Разрезные картинки»
Цель – развитие зрительного восприятия и конструктивного праксиса, закрепление названий транспортных средств, дорожных знаков.
Материал: разрезанные на части картинки с изображениями различного транспорта, дорожных знаков.
Ход игры: Детям предлагается сложить из частей целого. Назвать получившуюся картинку.
«Собери знак»
Цель - развитие конструктивного праксиса, зрительного восприятия, закрепление названий дорожных знаков.
Материал: детали дорожных знаков, образцы (картинки с изображениями этих знаков)
Ход игры: Детям предлагается сложить из деталей дорожный знак и назвать его.
«Угадай по тени»
Цель – развитие зрительного восприятия, закрепление представлений детей о транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте, закрепление названий транспортных средств.
Материал: карточки с контурными изображениями транспортных средств, картинки с этими же изображениями.
Ход игры:
Картинки лежат на столе. Педагог раздает детям карточки с контурными изображениями и говорит, что детям необходимо узнать картинки по их тени. Дети называют картинки и накрывают ими соответствующее контурное изображение у себя на карточках.
Игры на ориентировку в пространстве:
«Автомобили»
Цель – развитие навыков ориентировки в пространстве.
Материал: рули из набора «Азбука дорожного движения»
Ход игры: педагог раздаёт детям рули и говорит, что они поедут на автомобилях. По сигналу педагога дети начинают двигаться в заданном направлении, изображая автомобили. По инструкции педагога дети изменяют направление движения.
Можно усложнить задание – дети двигаются по схеме нарисованного на карточках маршрута.
«Маршрут»
Цель – развитие пространственной ориентировки на плоскости.
Материал: игровое поле с изображением дорог, машинка.
Ход игры: пред ребёнком поле с изображением дорог, ребёнок катит машинку по дорожкам и называет направления движения машинки. (Машина едет вперёд, поворачивает направо (налево) и т.д.)
Можно использовать схему движения машинки на карточке.
«Водители»
Цель – развитие пространственной ориентировки, закрепление представлений о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Материал: игровое поле с изображением дорог, зданий, дорожных знаков.
Ход игры: Перед ребенком игровое поле и машинка. Ребёнку деется задание, например: «Ты – водитель, тебе нужно выехать из гаража и доехать до больницы, соблюдая правила дорожного движения.» Ребёнок «отправляется в путь», прокатывая по улицам машинку и рассказывая, в каком направлении он едет и какие правила дорожного движения соблюдает.
Упражнение «Куда едут машины»
Цель – закрепление пространственных ориентировок на плоскости.
Материал: картинка с изображением машин, которые едут в разные стороны..
Ход игры: педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и показать, какие машины едут направо, а какие налево.
Игры на развитие внимания и памяти:
«Найди светофор» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)
Цель – развитие зрительного внимания, закрепление представление о цветах светофора.
Материал: картинки с изображениями светофора: две из них «неправильные».
Ход игры: педагог предлагает детям найти «правильный» светофор.
«Что пропало?», «Что изменилось?»
Цель – развитие произвольного внимания, зрительной памяти.
Материал: 4-6 картинок с изображениями транспортных средств или дорожных знаков.
Ход игры: педагог выкладывает перед ребёнком картинки и предлагает их внимательно рассмотреть и назвать. Затем ребёнок закрывает глаза, педагог убирает одну (две) картинки или меняет их местами. Ребёнок открывает глаза и называет, что пропало или что изменилось.
«Лабиринты»
Цель – развитие зрительного внимания.
Материал: карточки со схемами лабиринтов по теме «Транспорт» (например, лабиринт на входе которого –машина, а на выходе – гараж)
Ход игры: педагог показывает ребёнку лабиринт и предлагает показать дорогу машины к гаражу (или нарисовать дорожку карандашом).
«Сложи из палочек»
Цель – развитие зрительного внимания, памяти, конструктивного праксиса.
Материал: счетные палочки, карточки с изображением транспорта из палочек по теме Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть изображение, составленное из палочек, и собрать такую же картинку по образцу.
Усложнённый вариант: собрать картинку по памяти.
«Светофор» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)
Цель – развитие произвольного внимания.
Материал: круги красного, жёлтого, зелёного цветов.
Ход игры: педагог называет то один другой сигнал светофора (вариант: показывает круги красного, желтого и зеленого цвета). Зеленый свет — дети маршируют, имитируя ходьбу, желтый — хлопают в ладоши, красный — стоят тихо.
«Продолжи ряд слов» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)
Цель – развитие внимания, слуховой памяти.
Ход игры: педагог говорит любое слово из лексических тематических групп «Транспорт», «Знаки дорожного движения». Ребенок повторяет это слово и называет свое, следующий ребенок называет два предыдущих слова и добавляет другое слово.
«Дорожное-не дорожное» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)
Цель –развитие произвольного внимания.
Материал: мяч
Ход игры: педагог бросает ребёнку мяч и называет разные слова. Ребёнок ловит мяч только в случае, если педагог произносит «дорожное» слово.
«Делай, как я» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)
Цель – развитие произвольного внимания, закрепление представлений о сигналах регулировщика.
Материал: жезл.
Ход игры: педагог с жезлом в руках стоит напротив детей. Он показывает основные
движения регулировщика (красный свет: руки вытянуты или опущены – стой, желтый: правая рука с жезлом поднята вверх – приготовиться, зелёный: регулировщик стоит боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены – иди.) Дети делают такие же движения.
Игры на развитие мышления и речи:
Лото «Транспорт»
Цель - закреплять представления детей о транспорте, закреплять названия транспортных средств в речи, развивать внимание.
Материал: большие карты с изображениями 4 различных транспортных средств, маленькие карточки с такими же рисунками в мешочке.
Ход игры:
Играют 2-6 детей. У каждого ребёнка - большая карточка с изображениями транспортных средств. У педагога в руках мешочек с маленькими карточками. Педагог достаёт из мешочка маленькую карточку с изображением транспортного средства. Ребёнок, у которого на большой карточке такой же рисунок, называет его, получает маленькую карточку и накрывает ею совпавший рисунок. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на своей карточке.
«Воздушный- наземный-водный»
Цель - упражнять детей в группировке и классификации транспорта, закреплять названия транспортных средств в речи.
Материал: картинки с изображением транспортных средств, карточки с изображением моря, дороги, неба.
Ход игры:
Детям дается задание разложить картинки с изображением транспортных средств под карточками с изображением моря, дороги, неба: воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт. Дети называют транспортные средства и раскладывают картинки по группам.
«Четвёртый лишний»
Цель - развивать умение исключать лишний предмет из ряда и объяснять свой выбор.
Материал: картинки с изображением транспортных средств.
Ход игры:
Педагог выкладывает 4 картинки с изображениями транспортных средств (Например: 3 картинки с изображениями воздушного транспорта, 1 картинка – наземный транспорт).
Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
«Кто на чём поедет?»
Цель - закреплять представления детей о транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте, закреплять названия транспортных средств, профессий в речи, развивать внимание.
Материал: карточки с изображениями людей (водитель капитан, лётчик, солдат, строитель), картинки с изображениями транспортных средств.
Ход игры:
Педагог раздает детям карточки с изображениями людей. Дети называют профессии этих людей. Затем дети выбирают картинки с изображениями подходящих транспортных средств и раскладывают их на своих карточках и объясняют свой выбор.
Лото «Дорожные знаки»
Цель - закреплять названия дорожных знаков в речи, названия групп знаков (предупреждающие, запрещающие, предписывающие и т.д.)
Материал: таблицы с изображениями дорожных знаков, картинки с изображениями этих же знаков в мешочке.
Ход игры: детям раздаются таблички с изображениями дорожных знаков. Дети рассматривают их, называют какие у них группы знаков. Педагог обращает внимание на цвет определенной группы знаков. Затем педагог достает из мешочка по одной картинке с изображениями знаков. Ребенок, у которого этот знак в таблице, должен правильно его назвать (возможна помощь педагога, других детей), тогда он получает картинку и накрывает ею знак в таблице. Выигрывает тот, кто раньше других закроет все знаки в таблице.
«Какой знак не подходит?»
Цель - развивать логическое мышление, закреплять названия дорожных знаков в речи, названия групп знаков (предупреждающие, запрещающие, предписывающие и т.д.)
Материал: карточки с изображениями трёх дорожных знаков (два знака из одной тематической группы, а один – из другой).
Ход игры: детям раздаются карточки с изображениями трёх знаков. Например, два знака – предупреждающие, а один – запрещающий. Дети находят «лишний» знак, называют его и объясняют свой выбор.
«Дорожные часы»
Цель – закреплять названия дорожных знаков, упражнять детей в классификации дорожных знаков.
Материал: часы с наклеенными дорожными знаками.
Ход игры: Ребенок крутит стрелку на часах с дорожными знаками, когда педагог говорит «стоп», останавливает стрелку и называет знак, на который показывает стрелка. Затем называет, к какой группе знаков принадлежит этот знак. Игра продолжается, пока не будут названы все знаки.
Игры с кубиком «Дорожные знаки»
Цель – закреплять названия дорожных знаков, упражнять детей в классификации дорожных знаков.
Ход игры:
Вариант 1. Педагог называет знак, ребёнок находит его на кубике, показывает его и рассказывает, что он означает ( к какой группе знаков относится).
Вариант 2. Дети по очереди бросают кубик, называют выпавший знак и к какой группе знаков он относится.
« Отгадай-ка»
Цель – учить детей отгадывать загадки, объяснять их смысл.
Материал: картинки с изображением транспортных средств, дорожных знаков, загадки.
Ход игры:
Педагог загадывает детям загадки о транспорте (или дорожных знаках). Дети отгадывают, кто отгадывает – получает картинку с изображением транспортного средства. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.
«Путаница»
Цель - развивать логическое мышление, закреплять названия дорожных знаков в речи
Материал: картинки с изображением различных дорожных ситуаций, с неправильно расставленными дорожными знаками.
Ход игры: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и найти ошибки.
«Поставь дорожный знак»
Цель - учить детей различать дорожные знаки, развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».
Развитие мелкой моторики и графических умений и навыков
Работа в тетрадях Л.Б. Баряевой «Азбука дорожного движения» помогает детям закреплять знания о правилах дорожного движения, развивать сенсорные представления и графомоторные навыки (рисование по точкам, обведение линий и т.д.). Задания подбираются в соответствии с замыслом занятия.
Используемая литература:
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений.-М.:Издательство «Книголюб», 2008.
Башаева Т.В . «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия развития, 1997.
Калинченко А.В. «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. Пособие/ А.В. Калинченко.-М.:Айрис-пресс, 2005.
Баряева Л.Б. «Азбука дорожного движения»
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно: Пособие по логопедии»
Липакова В.И., Логинова Е.А. , Лопатина Л.В. «Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста» - СПб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сот...
консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»
Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...
Рабочая программа по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге для детей среднего и младшего дошкольного возраста "Дети и дорога"
Актуальность.Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не вы...
Использование наглядного моделирования в формировании навыков правильного построения предложений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Одной из основных задач в системе логопедических занятий является развитие навыков правильного построения предложений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. ...
«ПДД-эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста».
Тема: «Улицы нашего города».Цель: познакомить детей с улицей, её основными частями и правилами поведения на улице; развивать стремление запоминать и выполнять правила безопасного перемещен...
Консультация для педагогов на тему: «Проектный метод обучения ПДД – эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей ».
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортным средством, неосмотрительность...
"Использование уроков Тетушки Совы при формировании безопасного поведения на дорогах"
Всем известно, что привычки закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Именно поэтому необходимо изучать правила дорожного движения с детьми . "Уроки Тетушки Совы. Азбука дорожной безопасност...