Использование игр и упражнений для формирования безопасного поведения на дорогах у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гудкова Ольга Валериевна

В статье представлены дидактические игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми с ЗПР по формированию безопасного поведения на дорогах. Это игры  на различение цветов сигналов светофора, на развитие ориентировки в пространстве, на развитие зрительного и слухового восприятия, на развитие внимания, памяти, логического мышления и речи на материале тем «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_pdd_dlya_detey_s_zpr.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр и упражнений для формирования безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ (с ЗПР)

 старшего дошкольного возраста.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:

- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста

- развитие психофизических качеств ребенка

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.

У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

Я работаю с детьми с ОВЗ, а именно с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Задержка психического развития выражается в недостаточной сформированности познавательных процессов. У детей с ЗПР отмечается  низкий уровень развития восприятия, а как следствие - недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Недостаточно сформированы и пространственные представления. Отмечается нарушения функции внимания, а именно неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения внимания; снижение работоспособности, отклонения в развитии памяти, это быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии мыслительной деятельности этих детей, и в развитии речи - бедный, недифференцированный словарный запас, низкий уровень развития связной речи.

У  детей с ЗПР, в виду их психофизических особенностей развития, полученные знания  о правилах дорожного движения усваиваются фрагментарно (неполно и неточно),  наблюдается разрыв между теоретическими знаниями  и их практическим применением.

Таким образом, основное внимание в работе по формированию безопасного поведения на дорогах у детей с ЗПР обращается на решение коррекционно-развивающих задач. А объем формируемых представлений отбирается исходя не из возраста детей, а из особенностей их психофизического развития.

Ниже представлены дидактические игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми. Это игры  на различение цветов сигналов светофора, на развитие ориентировки в пространстве, на развитие зрительного и слухового восприятия, на развитие внимания, памяти, логического мышления и речи на материале тем «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки».

Игры на различение цветов светофора:

«Найди такой же цвет»

Цель - соотнесение изображений по цвету, закрепление названий цветов.

Материал: разноцветные круги (красный, жёлтый, зелёный) большого размера, изображения предметов красного, желтого, зелёного цветов.

Ход игры: перед ребёнком кладутся круги, ребенок называет из цвета. Затем ребёнку предлагается разложить на них подходящие по цвету изображения предметов.

«Поставь машину в гараж»

 Цель – различение и закрепление названий цветов.

Материал: машинки красного, желтого, зелёного цветов, гаражи (коробочки) из картона этих же цветов.

Ход игры: перед ребёнком машинки трёх цветов и гаражи. Педагог предлагает поставить машинку в свой гараж. Когда ребёнок выполняет задание, педагог предлагает назвать цвет гаража.

 «Собери светофор»  

 Цель – закрепление названий цветов-сигналов светофора, их последовательности.

Материал: модель светофора, крышки красного, желтого, зелёного цветов.

Ход игры : педагог показывает ребёнку модель светофора, уточняется цвет сигналов светофора и их последовательность, затем ребёнку предлагается разложить крышки в такой же последовательности – «собрать светофор» по образцу или по памяти.

Игры на восприятие формы: 

«Собери картинку» (из геометрических фигур)

Цель – закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие конструктивного праксиса (конструирование из геометр. фигур  по образцу)

Материал: картинки с изображениями видов транспорта, составленные из геометрических фигур, листы бумаги, геометрические фигуры.

Ход игры: педагог раздаёт детям картинки с изображениями транспорта, листы бумаги и геометрические фигуры. Дети называют транспорт на картинках и из каких фигур он состоит. Затем педагог предлагает детям составить такие же картинки из фигур по образу.

Игры на  развитие зрительного восприятия:

 «Чего не хватает?»

Цель – развитие умения находить недостающие элементы.

Материал: картинки с изображениями транспортных средств с недостающими деталями.

Ход игры: ребёнку предлагается назвать картинку (транспорт), а затем сказать, каких частей не хватает.

 «Узнай картинку»

Цель – развитие умения определять предмет по его «зашумлённому» изображению.

Материал: карточки с «зашумлёнными» изображениями транспортных средств, дорожных знаков.

Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено.

«Наложенные изображения» 

Цель – различение изображений по их «наложенным» контурам.

Материал: карточки с нарисованными друг на друге контурами 3-5 транспортных средств

Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.

«Разрезные картинки» 

Цель – развитие зрительного восприятия и конструктивного праксиса, закрепление названий транспортных средств, дорожных знаков.

Материал:         разрезанные на части картинки с изображениями различного транспорта, дорожных знаков.

Ход игры: Детям предлагается сложить из частей целого. Назвать получившуюся картинку.

«Собери знак»

Цель - развитие конструктивного праксиса, зрительного восприятия, закрепление названий дорожных знаков.

Материал: детали дорожных знаков, образцы (картинки с изображениями этих знаков)

Ход игры: Детям предлагается сложить из деталей дорожный знак и назвать его.

 «Угадай по тени»

Цель – развитие зрительного восприятия, закрепление представлений детей о транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте, закрепление названий транспортных средств.

Материал: карточки с контурными изображениями транспортных средств, картинки с этими же изображениями.

Ход игры:

Картинки лежат на столе. Педагог раздает детям карточки с контурными изображениями и говорит, что детям необходимо узнать картинки по их тени. Дети называют картинки и накрывают ими соответствующее контурное изображение у себя на карточках.

Игры на ориентировку в пространстве:

 «Автомобили»

 Цель – развитие навыков ориентировки в пространстве.

Материал: рули из набора «Азбука дорожного движения»

Ход игры: педагог раздаёт детям рули и говорит, что они поедут на автомобилях. По сигналу педагога дети начинают двигаться в заданном направлении, изображая автомобили. По инструкции педагога дети изменяют направление движения.

Можно усложнить задание – дети двигаются по схеме нарисованного на карточках маршрута.

 «Маршрут»

Цель – развитие пространственной ориентировки  на плоскости.

Материал: игровое поле с изображением дорог, машинка.

Ход игры:  пред ребёнком поле с изображением дорог, ребёнок катит машинку по дорожкам и называет направления движения машинки. (Машина едет вперёд, поворачивает направо (налево) и т.д.)

Можно использовать схему движения машинки на карточке.

«Водители»

 Цель – развитие пространственной ориентировки, закрепление представлений о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

Материал: игровое поле с  изображением дорог, зданий, дорожных знаков.

Ход игры:  Перед ребенком игровое поле и машинка. Ребёнку деется задание, например: «Ты – водитель, тебе нужно выехать из гаража и доехать до больницы, соблюдая правила дорожного движения.» Ребёнок «отправляется в путь», прокатывая по улицам машинку и рассказывая, в каком направлении он едет и какие правила дорожного движения соблюдает.

Упражнение «Куда едут машины»

Цель – закрепление пространственных ориентировок  на плоскости.

Материал: картинка с изображением машин, которые едут в разные стороны..

Ход игры: педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и показать, какие машины едут направо, а какие налево.

 

Игры на развитие внимания и памяти: 

«Найди светофор» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)

Цель – развитие зрительного внимания, закрепление представление о цветах светофора.

Материал: картинки с изображениями светофора:  две из них «неправильные».

Ход игры: педагог предлагает детям найти «правильный» светофор.

«Что пропало?», «Что изменилось?» 

Цель – развитие произвольного внимания, зрительной  памяти.  

Материал: 4-6 картинок с изображениями транспортных средств или дорожных знаков.

Ход игры:  педагог выкладывает перед ребёнком картинки и предлагает  их внимательно рассмотреть и назвать. Затем ребёнок закрывает глаза,  педагог убирает одну (две) картинки или меняет их местами. Ребёнок открывает глаза и называет, что пропало или что изменилось.

 «Лабиринты» 

Цель – развитие зрительного внимания.  

Материал: карточки со схемами лабиринтов по теме «Транспорт» (например, лабиринт на входе которого –машина, а на выходе – гараж)

 Ход игры: педагог показывает ребёнку лабиринт и предлагает показать дорогу машины к гаражу (или нарисовать дорожку карандашом).

 «Сложи из палочек» 

Цель – развитие зрительного  внимания, памяти, конструктивного праксиса.

Материал: счетные палочки,  карточки с изображением транспорта из палочек по теме Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть изображение, составленное из палочек, и собрать такую же картинку по образцу.

Усложнённый вариант: собрать картинку по памяти.

«Светофор» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)  

Цель – развитие произвольного внимания.

Материал: круги красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры: педагог называет то один другой сигнал светофора (вариант: показывает круги красного, желтого и зеленого цвета). Зеленый свет — дети маршируют, имитируя ходьбу, желтый — хлопают в ладоши, красный — стоят тихо.

«Продолжи ряд слов» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)

Цель – развитие внимания, слуховой памяти.

Ход игры: педагог говорит любое слово из лексических тематических групп «Транспорт»,  «Знаки дорожного движения». Ребенок повторяет это слово и называет свое, следующий ребенок называет два предыдущих слова и добавляет другое слово.

«Дорожное-не дорожное» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)

Цель –развитие произвольного внимания.

Материал: мяч

Ход игры: педагог бросает ребёнку мяч и называет разные слова. Ребёнок ловит мяч только в случае, если педагог произносит «дорожное» слово.

 «Делай, как я» (Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения»)  

Цель – развитие произвольного внимания, закрепление представлений о сигналах регулировщика.

Материал: жезл.

Ход игры: педагог с жезлом в руках стоит напротив детей. Он показывает основные

движения  регулировщика (красный свет: руки вытянуты или опущены – стой, желтый: правая рука с жезлом поднята вверх – приготовиться, зелёный: регулировщик стоит боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены – иди.) Дети делают такие же движения.

Игры на развитие мышления и речи:

Лото «Транспорт»

 Цель - закреплять представления детей о транспорте, закреплять названия транспортных средств в речи, развивать внимание.

Материал: большие карты с изображениями 4 различных транспортных средств, маленькие карточки с такими же рисунками в мешочке.

Ход игры:

Играют 2-6 детей. У каждого ребёнка -  большая карточка с изображениями транспортных средств. У педагога в руках мешочек с маленькими карточками. Педагог достаёт из мешочка маленькую карточку с изображением транспортного средства. Ребёнок, у которого на большой карточке такой же рисунок, называет его, получает маленькую карточку и накрывает ею совпавший рисунок. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на своей карточке.

«Воздушный- наземный-водный» 

Цель  - упражнять детей в группировке и классификации транспорта, закреплять названия транспортных средств в речи.

Материал: картинки с изображением транспортных средств, карточки с изображением моря, дороги, неба.

Ход игры:

Детям дается задание разложить картинки с изображением транспортных средств под карточками с изображением моря, дороги, неба: воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт. Дети называют транспортные средства и раскладывают картинки по группам.

«Четвёртый лишний»

Цель - развивать умение исключать лишний предмет из ряда и объяснять свой выбор.

Материал: картинки с изображением транспортных средств.

Ход игры:

Педагог выкладывает 4 картинки с изображениями транспортных средств (Например: 3 картинки с изображениями воздушного транспорта, 1 картинка – наземный транспорт).

Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор.

 «Кто на чём поедет?» 

Цель -  закреплять представления детей о транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте, закреплять названия транспортных средств, профессий в речи, развивать внимание.

Материал: карточки с изображениями людей (водитель капитан, лётчик, солдат, строитель), картинки с изображениями транспортных средств.

Ход игры:

Педагог раздает детям карточки с изображениями людей. Дети называют профессии этих людей. Затем дети выбирают картинки с изображениями подходящих транспортных средств и раскладывают их на своих карточках и объясняют свой выбор.

Лото «Дорожные знаки» 

Цель - закреплять названия дорожных знаков в речи, названия групп знаков (предупреждающие, запрещающие, предписывающие и т.д.)

Материал: таблицы с изображениями дорожных знаков, картинки с изображениями этих же знаков в мешочке.

Ход игры: детям раздаются таблички с изображениями дорожных знаков. Дети рассматривают их, называют какие у них  группы знаков. Педагог обращает внимание на цвет определенной группы знаков.  Затем педагог достает из мешочка по одной картинке с изображениями знаков. Ребенок, у которого этот знак в таблице, должен правильно его назвать (возможна помощь педагога, других детей), тогда он получает картинку и накрывает ею знак в таблице. Выигрывает тот, кто раньше других закроет все знаки в таблице.

«Какой знак не подходит?» 

Цель -  развивать логическое мышление,  закреплять названия дорожных знаков в речи, названия групп знаков (предупреждающие, запрещающие, предписывающие и т.д.)

Материал: карточки с изображениями трёх дорожных знаков (два знака из одной тематической группы, а один – из другой).

Ход игры: детям раздаются карточки с изображениями трёх знаков. Например, два знака – предупреждающие, а один – запрещающий. Дети находят «лишний» знак, называют его и объясняют свой выбор.

 «Дорожные часы»

Цель – закреплять названия дорожных знаков, упражнять детей в классификации дорожных знаков.

Материал: часы с наклеенными дорожными знаками.

Ход игры: Ребенок крутит стрелку на часах с дорожными знаками, когда педагог говорит «стоп», останавливает стрелку и называет знак, на который показывает стрелка. Затем называет, к какой группе знаков принадлежит этот знак. Игра продолжается, пока не будут названы все знаки.

Игры с кубиком «Дорожные знаки»

Цель  – закреплять названия дорожных знаков, упражнять детей в классификации дорожных знаков.

Ход игры:

Вариант 1. Педагог называет знак, ребёнок находит его на кубике, показывает его и рассказывает, что он означает ( к какой группе знаков относится).

Вариант 2. Дети по очереди бросают кубик, называют выпавший знак и к какой группе знаков он относится.

« Отгадай-ка»

Цель – учить детей отгадывать загадки, объяснять их смысл.

 Материал: картинки с изображением транспортных средств, дорожных знаков,  загадки.

Ход игры:

Педагог загадывает детям загадки о транспорте (или дорожных знаках). Дети отгадывают, кто отгадывает – получает картинку с изображением транспортного средства. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.

 «Путаница» 

Цель - развивать логическое мышление,  закреплять названия дорожных знаков в речи

Материал: картинки с изображением различных дорожных ситуаций, с неправильно расставленными дорожными знаками.

Ход игры: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и найти ошибки.

«Поставь дорожный знак»

Цель - учить детей различать  дорожные знаки, развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».

Развитие мелкой моторики и графических умений и навыков

Работа в тетрадях Л.Б. Баряевой «Азбука дорожного движения» помогает детям закреплять знания о правилах дорожного движения, развивать сенсорные представления и графомоторные навыки (рисование по точкам, обведение линий и т.д.). Задания подбираются в соответствии с замыслом занятия.

Используемая литература:

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений.-М.:Издательство «Книголюб», 2008.

Башаева Т.В . «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия развития, 1997.

Калинченко А.В.  «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. Пособие/ А.В. Калинченко.-М.:Айрис-пресс, 2005.

Баряева Л.Б.    «Азбука дорожного движения»  

Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно: Пособие по логопедии»

Липакова В.И., Логинова Е.А. , Лопатина Л.В. «Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста» - СПб                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

—Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является  проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сот...

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

Рабочая программа по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге для детей среднего и младшего дошкольного возраста "Дети и дорога"

Актуальность.Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети  ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не вы...

Использование наглядного моделирования в формировании навыков правильного построения предложений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Одной из основных задач в системе логопедических занятий является развитие навыков правильного построения предложений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. ...

«ПДД-эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста».

Тема: «Улицы нашего города».Цель: познакомить детей с улицей, её основными частями и правилами поведения на улице; развивать стремление запоминать и выполнять правила безопасного перемещен...

Консультация для педагогов на тему: «Проектный метод обучения ПДД – эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей ».

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортным средством, неосмотрительность...

"Использование уроков Тетушки Совы при формировании безопасного поведения на дорогах"

Всем известно, что привычки закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Именно поэтому необходимо изучать правила дорожного движения с детьми . "Уроки Тетушки Совы. Азбука дорожной безопасност...