психологические диагностики
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)
в данном материале используются различные диагностики, которые позволяют выявить уровень вербального и невербального общения детей со сверстниками и взрослыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_diagnostiki.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Почтовый ящик(стребина)
Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.
Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).
Инструкция: жестовая или вербальная.
Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху коробки. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.
Заучивание 10 слов(лурия)
Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.)
Мазаика (Петерсон)
Цель методики: изучение зрительно-пространственного восприятия взаиморасположения объектов на плоскости, способности различать основные и оттеночные цвета, форму геометрических фигур Оборудование: цветные фломастеры, картинка-образец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок
Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка - мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фигурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нужный цвет».
Разрезные картинки
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.
Оборудование: Разрезанные картинки.
Процедура: перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.
Инструкция: Посмотри, перед тобой лежат кусочки одной картинки, попробуй собери их в целую картинку.
Четвертый лишний (Рубинштейн)
Цель: определение уровня развития операции классификации Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”. Проведение: Ребенку предлагается 6 классификационных карт по разной тематике. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы? Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).
Задания оценивается в баллах:
обобщение по существенному признаку – 2 балла;
употребление обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов – 15.
Последовательные картинки
Цель: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, определить уровень развития связанной речи.
Материал и оборудование: сюжетные картинки (от 3 до б), на которых изображены этапы какого-либо события. Популярным экспериментальным материалом для этой методики являются сюжетные рисунки Х.Бидструпа.
Процедура исследования: Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают инструкцию, ребенок раскладывают их по порядку и комментируют.
Инструкция: Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено.
Анализ результатов:
0 баллов- ничего не рассказал
1 балл - только перечисляет предметы, изображённые на картинке. На наводящие вопросы отвечает односложно «например, «Что делают?»- «Играют», «не знаю».
2 балла - составляет 2-3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов. Часто предложения не связаны между собой.
3 балла - составляет рассказ из 4-5 предложений. При этом предложения могут отражать события, непосредственно не изображённые на картинке. 4 балла - составляет развёрнутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображёнными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героя.
Нарисуй целое(Стребелева)
Цель методики: оценка целостности зрительного и пространственного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представлению
Оборудование: лист бумаги, фломастеры, изображение груши, разрезанное по диагонали на четыре части
Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша.) Представь, какая она должна быть целая, и нарисуй ее».
Обведи и дорисуй(Боровик)
Цель: определение уровня развития воображения, планирующей функции речи.
Инструкция: возьми любые фигуры, обведи и дорисуй, чтобы получился рисунок.
Оборудование: 3 шаблона: квадрат, треугольник, круг.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к заданию. В 6 лет оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь).
У детей с задержкой психического развития отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание эти дети выполняют.
Умственно отсталые дети в этом возрасте задание не понимают.
Эхо(Фатехова)
Цель методики: исследование фонематического восприятия
Оборудование: цепочки слогов с оппозиционными звуками:
БА-ПА-БА ПА-БА-ПА
ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА
ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА
РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА
ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША
5) Инструкция: «Представь, что ты эхо. Сейчас я произнесу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно повторить их».
Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. Если цепочка слогов повторяется неверно, диагност, не обращая на это внимание ребенка, произносит следующую слоговую цепочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как метод психологической диагностики.
В данном материале представлены варианты сказок, используя которые, можно проводить психологическую дагностику детей дошкольного возраста....
Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...
Психологическая диагностика и устранение признаков дезадаптации у детей дошкольного возраста
Детский сад – новый не известный до этого период в жизни ребенка. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. С целью создания благоприятных условий для адаптации к условиям ДОУ, ра...
Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста
Материал содержит информацию по теме:"Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста"....
психологическая диагностика в детском саду
Практика показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности нагля...
Бланк "Протокол индивидуальной психологической диагностики на определение готовности ребенка к школьному обучению"
Бланк протокола индивидуальной психологической диагностики на определение готовности к школьному обучению....
«Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».
Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...