ММД у детей. Рекомендации родителям и педагогам.
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmd_u_detey_rekomendatsii.docx | 804.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ММД у детей. Рекомендации родителям и педагогам.
На консультацию к психологу часто приходят родители, дети которых имеют нормальный уровень психического развития и вполне способны к обучению в общеобразовательной школе, но при этом не могут успешно справляться с объемом учебных нагрузок, осваивать школьные навыки; кроме того, для них зачастую характерны проблемы, связанные с неадекватным поведением. В результате дети оказываются неспособными овладеть обычными образовательными программами. У педагогов такое явление получило название «синдром дошкольно-школьной дезадаптации». Нередко внимание на подобные трудности у детей начинают обращать уже воспитатели в дошкольных учреждениях при проведении различных занятий развивающего характера, в том числе при подготовке к школе.
Эти проблемы, как правило, являются проявлениями минимальных мозговых дисфункций или коротко ММД.
ММД — это наиболее распространенная форма нервно-психических нарушений детского возраста, рассматривающихся как последствие ранних локальных повреждений головного мозга различной этиологии, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.
Рассмотрим основные рекомендации учителям и родителям в процессе воспитания, образования и развития детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Памятка родителям
по воспитанию, развитию и обучению детей с ММД
ММД — распространенное нарушение. Ребенок с минимальной мозговой дисфункцией непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот своим родителям, воспитателям, учителям. Существует несколько советов, которые очень помогут родителям:
- Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
- Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага).
- Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.
- Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
- Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.
- Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).
- Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению (приему лекарств) так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.
- Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это так же нужно для лечения. Объясняйте ребенку свое решение.
- Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
- Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки.
- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.
- Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.
- Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус и ты будешь себя вести спокойно, то я тебе снова дам жетон…» и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
- Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
- Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.
- Оставайтесь спокойным родителем. Ваше хладнокровие – это Ваше преимущество.
В воспитании, обучении и развитии ребенка с минимальной дисфункцией мозга необходимо руководствоваться несколькими основополагающими принципами:
- Главное – это забота об общем состоянии здоровья ребенка, так как именно от этого самым непосредственным образом зависит и избавление от ММД, и поддержание определенного уровня работоспособности, необходимого для успешного обучения в школе.
- Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации. Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). При выборе спортивных занятий следует избегать таких, где велика вероятность сотрясения мозга. Попытки с помощью усиленных спортивных занятий «сбросить» излишнюю энергию реактивных детей не приводят к успеху. Их реактивность не уменьшится, а переутомление может оказаться чрезмерным.
- Не имеет смысла тренировать у ребенка внимание или память: это не дает результатов. В первую очередь необходимо развивать речь и мышление детей, учить их рассуждать, так как уровень риска, вероятность возникновения осложнений в психическом развитии связаны с недостатками интеллекта, а не со степенью выраженности ММД.
- Дошкольное обучение и развитие ребенка должны проходить в игровой форме и быть согласованы с ритмом работы его мозга. Особое внимание необходимо уделять занятиям, способствующим подготовке ребенка к школе (чтению, рисованию, раскрашиванию, конструированию и пр.).
- При выполнении домашних заданий надо помнить, что занятия должны чередоваться с отдыхом в соответствии с ритмом работы мозга ребенка: 5-10 минут работы и 5 минут перерыв. Через час работы необходим более продолжительный получасовой отдых. Только при таком режиме занятия смогут быть продуктивными.
- Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительны нагрузка на память, внимание, вероятно физическое переутомление, а так же если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
- В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает отклонения или осложнения в протекании этого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам по воспитанию детей с разным видом темперамента.
Рекомендации родителям и педагогам по воспитанию детей с разным типом темперамента....
Рекомендации по стабилизации эмоционального состояния детей для родителей и педагогов
Описание конкретных рекомендаций по стабилизации эмоционального состояния детей, находящихся в состоянии эмоционального перевозбуждения, негативных поведенческих реакций. Рекомендуются для педагогов и...
Рекомендации родителям и педагогам. «Как научить детей делиться»
Делиться ребенок может, только если у него есть ощущение, что данная вещь принадлежит ему. При этом важно давать ребенку возможность самому решать, как распоряжаться своим имуществом. Так формируется ...
Рекомендации родителям и педагогам по развитию интеллекта у детей
Данная рекомендация предназначена как для родителей , так и для педагогов . Раскрывает некоторые приёмы по работе развития интеллекта у детей дошкольного возраста....
ММД у детей. Рекомендации родителям и педагогам.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18528206","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности.
Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ "ДЕТИ ДОЖДЯ"
Данные методические рекомендации помогут педагогам и родителям в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста с РАС....