ММД у детей. Рекомендации родителям и педагогам.
консультация по коррекционной педагогике

Петрушина Вера Владимировна
На консультацию к психологу часто приходят родители, дети которых имеют нормальный уровень психического развития и вполне способны к обучению в общеобразовательной школе, но при этом не могут успешно справляться с объемом учебных нагрузок, осваивать школьные навыки; кроме того, для них зачастую характерны проблемы, связанные с неадекватным поведением. В результате дети оказываются неспособными овладеть обычными образовательными программами. У педагогов такое явление получило название «синдром дошкольно-школьной дезадаптации». Нередко внимание на подобные трудности у детей начинают обращать уже воспитатели в дошкольных учреждениях при проведении различных занятий развивающего характера, в том числе при подготовке к школе.
Эти проблемы, как правило, являются проявлениями минимальных мозговых дисфункций или коротко ММД.
ММД  это наиболее распространенная форма нервно-психических нарушений детского возраста, рассматривающихся как последствие ранних локальных повреждений головного мозга различной этиологии, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.
Рассмотрим основные рекомендации учителям и родителям в процессе  воспитания, образования и развития детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmd_u_detey_rekomendatsii.docx804.97 КБ

Предварительный просмотр:

ММД у детей. Рекомендации родителям и педагогам.

img1 (1).jpg

На консультацию к психологу часто приходят родители, дети которых имеют нормальный уровень психического развития и вполне способны к обучению в общеобразовательной школе, но при этом не могут успешно справляться с объемом учебных нагрузок, осваивать школьные навыки; кроме того, для них зачастую характерны проблемы, связанные с неадекватным поведением. В результате дети оказываются неспособными овладеть обычными образовательными программами. У педагогов такое явление получило название «синдром дошкольно-школьной дезадаптации». Нередко внимание на подобные трудности у детей начинают обращать уже воспитатели в дошкольных учреждениях при проведении различных занятий развивающего характера, в том числе при подготовке к школе.

Эти проблемы, как правило, являются проявлениями минимальных мозговых дисфункций или коротко ММД.

ММД  это наиболее распространенная форма нервно-психических нарушений детского возраста, рассматривающихся как последствие ранних локальных повреждений головного мозга различной этиологии, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.

Рассмотрим основные рекомендации учителям и родителям в процессе  воспитания, образования и развития детей с минимальной мозговой дисфункцией.

img5.jpg

Памятка родителям

по воспитанию, развитию и обучению детей с ММД

ММД — распространенное нарушение. Ребенок с минимальной мозговой дисфункцией непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот своим родителям, воспитателям, учителям. Существует несколько советов, которые очень помогут родителям:

  1. Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
  2. Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага).
  3. Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.
  4. Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
  5. Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.
  6. Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).
  7. Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению (приему лекарств) так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.
  8. Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это так же нужно для лечения. Объясняйте ребенку свое решение.
  9. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  10. Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
  11. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки.
  12. Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.
  13. Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.
  14. Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  15. Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
  16. Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус и ты будешь себя вести спокойно, то я тебе снова дам жетон…» и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
  17. Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
  18. Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.
  19. Оставайтесь спокойным родителем. Ваше хладнокровие – это Ваше преимущество.

В воспитании, обучении и развитии ребенка с минимальной дисфункцией мозга необходимо руководствоваться несколькими основополагающими принципами:

  1. Главное – это забота об общем состоянии здоровья ребенка, так как именно от этого самым непосредственным образом зависит и избавление от ММД, и поддержание определенного уровня работоспособности, необходимого для успешного обучения в школе.
  2. Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации. Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). При выборе спортивных занятий следует избегать таких, где велика вероятность сотрясения мозга. Попытки с помощью усиленных спортивных занятий «сбросить» излишнюю энергию реактивных детей не приводят к успеху. Их реактивность не уменьшится, а переутомление может оказаться чрезмерным.
  3. Не имеет смысла тренировать у ребенка внимание или память: это не дает результатов. В первую очередь необходимо развивать речь и мышление детей, учить их рассуждать, так как уровень риска, вероятность возникновения осложнений в психическом развитии связаны с недостатками интеллекта, а не со степенью выраженности ММД.
  4. Дошкольное обучение и развитие ребенка должны проходить в игровой форме и быть согласованы с ритмом работы его мозга. Особое внимание необходимо уделять занятиям, способствующим подготовке ребенка к школе (чтению, рисованию, раскрашиванию, конструированию и пр.).
  5. При выполнении домашних заданий надо помнить, что занятия должны чередоваться с отдыхом в соответствии с ритмом работы мозга ребенка: 5-10 минут работы и 5 минут перерыв. Через час работы необходим более продолжительный получасовой отдых. Только при таком режиме занятия смогут быть продуктивными.
  6. Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительны нагрузка на память, внимание, вероятно физическое переутомление, а так же если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
  7. В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает отклонения или осложнения в протекании этого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам по воспитанию детей с разным видом темперамента.

Рекомендации родителям и педагогам  по воспитанию детей  с разным типом темперамента....

Рекомендации по стабилизации эмоционального состояния детей для родителей и педагогов

Описание конкретных рекомендаций по стабилизации эмоционального состояния детей, находящихся в состоянии эмоционального перевозбуждения, негативных поведенческих реакций. Рекомендуются для педагогов и...

Рекомендации родителям и педагогам. «Как научить детей делиться»

Делиться ребенок может, только если у него есть ощущение, что данная вещь принадлежит ему. При этом важно давать ребенку возможность самому решать, как распоряжаться своим имуществом. Так формируется ...

Рекомендации родителям и педагогам по развитию интеллекта у детей

Данная рекомендация предназначена как для родителей , так и для педагогов . Раскрывает некоторые приёмы по работе развития интеллекта у детей дошкольного возраста....

ММД у детей. Рекомендации родителям и педагогам.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18528206","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности.

Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ "ДЕТИ ДОЖДЯ"

Данные методические рекомендации помогут педагогам и родителям в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста с РАС....