МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ "ДЕТИ ДОЖДЯ"
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Данные методические рекомендации помогут педагогам и родителям в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста с РАС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аутизм –это? С чего начать игру с ребенком с РАС» Это важно. Это интересно! Дети г.Тулун 2023г. Методические рекомендации Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательной организации «Дети дождя»

Слайд 2

Составили: педагог –психолог первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Светлячок» – Е.В. Семенюк воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Светлячок» – С.А. Александрова Данные методические рекомендации помогут педагогам и родителям в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста с РАС. Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с ограниченными возможностями здоровья и гарантирует им : воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество: Статья 5, п. 5, ч. 1 В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления : создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 3

Слайд 3

Цель . формирование у педагогов и родителей психолого-педагогической компетенции для работы с детьми дошкольного возраста с РАС. Задачи: - раскрыть понятие «ранний детский аутизм»; - рассказать об основных отличительных чертах детей- аутистов ; создать благоприятные условия для игровой деятельности ребёнка; обогащать и накапливать опыт в ходе предметно-игровой деятельности через игру с пирамидкой. - дать рекомендации по взаимодействию с семьёй и ребёнком с РАС. 5 Введение: Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду, поскольку начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. В настоящее время, в связи с инклюзивным образованием, дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.

Слайд 4

В дошкольном учреждении работа с такими детьми, направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира. Как для здоровых ребят, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо применять интеграционную систему. Она имеет преимущества социального и педагогического характера. 7 2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма ( World Autism Awareness Day ). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Слайд 5

Что такое аутизм. Аутизм не новое расстройство, а новый диагноз. Такие дети были всегда, но ученые начали проявлять внимание к ним сравнительно недавно. Некоторые психиатры описывали детей с поражениями головного мозга, чье состояние очень напоминает то, что сегодня называют аутизмом. В 1919 году американский психолог Л. Уитмер описал историю мальчика Дона, который в 2 года и 7 месяцев был практически лишен способности к общению, но в результате длительного специального обучения смог преодолеть значительную часть имевшихся затруднений. У нас в стране в 20-30-е годы Т.П. Симсон , Г. Е. Сухарева и другие описывали очень похожие на аутизм нарушения как проявления детской шизофрении и связанных с ней состояний. Но первым, кто стал рассматривать аутизм как особое нарушение, дал ему имя и положил начало его специальному изучению, был американский психиатр Лео Каннер . Историю аутизма в сегодняшнем его понимании принято отсчитывать от его статьи, опубликованной в 1943 году. 9 Из множества наблюдавшихся им детей он выделил двенадцать со своеобразным расстройством, определяющей чертой которого была недостаточность эмоционального контакта и общения начиная с самого раннего возраста. В 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер независимо от Каннера опубликовал статью о детях с недостаточностью эмоционального контакта, похожей на описанную Каннером , но не столь сильно выраженной. Он рассматривал это как своеобразное развитие характера: « При попытках найти и описать с помощью понятий то основное нарушение, которое, как нам представляется, является основным организующим началом личности у детей с данным отклонением, мы выбрали обозначение « аутистическая психопатия » . Название происходит от понятия аутизма – психического нарушения, крайне сильно выраженного у больных шизофренией » . В одной из последующих работ Аспергер ссылался на статью Г. Е. Сухаревой о шизоидной психопатии в связи с описанным им состоянием. Сегодня слово психопатия в ходу разве что в бытовом языке, а в классификациях психических расстройств психопатии заменены термином « расстройства личности » – и аутистическая психопатия в них не входит

Слайд 6

Первое описание аутизма как синдрома было дано детским психиатром Лео Каннером в его статье «Аутические нарушения аффективного контакта», опубликованной в 1943 году. Л Каннер описал общие характеристики 11детей, которых он наблюдал с 1938-1943годы. Все эти дети проявляли общие черты, основными из которых были: чрезмерная изоляция, замкнутость, уход от каких-либо контактов с людьми, нарушения речевого развития и потребность в многократном повторении одних и тех же действий, причем начало проявления этих особенностей отмечалось уже на первом году жизни ребенка. Лео Каннер - австрийский и американский психиатр 13.06.1894-03.041981г 11

Слайд 7

Основные симптомы Выделенные Л. Канером , которые характеризуют синдром аутизма : Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Задержка речевого развития Некоммуникативная речь Перестановка личных местоимений Повторяющая и стереотипная игра Стремление к однообразию Хорошая механическая память Начало проявления с рождения или до 30 месяцев 12 Причины аутизма: Психодинамические факторы; Влияние окружающей среды; Органические невролого-биологические нарушения; Биохимические патологии; Генетический фактор. Диагноз аутизм присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как : синдром фрагильной Х-хромасомы(24-47%); Синдром Жубера; Синдром Коэна; Эпилептическая энцефалопатия В группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном периоде были поражены: Вирусными инфекциями; Хронической внутриутробной гипоксией; Острой асфиксией; Интоксикацией; Радиацией. К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент зачатия.

Слайд 8

Дети до 2-3лет Н е устанавливает визуальный контакт; П ри сохраненном слухе не откликается на свое имя Н е привлекает внимание людей к тому предмету, который его интересует; Н е просит о помощи, не зовет маму; Н ичем не делиться, проявляет агрессию к другим детям; В ыполняет однообразные действия играет как правило, одной игрушкой; Н е допускает к своим занятиям других людей; Д ля собственных нужд использует другого человека(например ведет за руку туда куда ему нужно), при этом эмоциональный контакт не устанавливает; Н еадекватно реагирует на свет, звук. Дети с 3-11лет В своей речи используют несколько слов С тереотипные движения С ильное беспокойство при смене обычной остановки Б ольшие трудности в овладении письмом и чтением П роявляет интерес к одному типу деятельности(компьютер , рисование, музыка и т.д.) Дети после 11лет Э лементарные навыки сформированы Ж елание общаться отсутствует П рисутствует агрессия по отношению к окружающим людям В озможны частые депрессии, эпилептические приступы О диночество - преобладающее состояние Признаки аутизма: 14

Слайд 9

«С чего начать игру с ребенком с РАС» Первый этапом психокоррекционной работы является этап индивидуальных занятий . На первых двух занятиях никаких целей можно не ставить, кроме как знакомство с новым местом и незнакомому прежде взрослому. Если контакт состоялся, то можно внедрятся в личное поле ребенка с целью внесения изменений в его поведение. Как правило, давление психолога вызывает аффективную реакцию у аутичного ребенка. Важно чтобы она была не слишком сильной, так как негативные впечатления от занятий могут вызвать отказ продолжать взаимодействие. Кроме того, лучше, чтобы действия психолога направленные на изменения приходились на первую часть занятий, а во второй половине можно заняться деятельностью которую предпочитает ребенок, так как очень важно для ребенка, и для его матери, в каком настроении и состоянии он выходит после занятий. И то, и другое должно быть положительно окрашено. Недопустимо отдавать ребенка матери в состоянии аффекта, лучше ненамного увеличить длительность занятия. 16 Педагог должен оценить свои возможности: занятия с аутичным ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия с аутичным ребенком требуют большого терпения, инициативы и любви. Вам придется на время занятия как бы раствориться в ребенке, постараться понять, что он чувствует проникнуть в логику его действий. Поведение аутичного ребенка может выглядеть как лишенным смысла, хаотичным, неадекватными, но это всего лишь на первый взгляд. Если вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, вы станните ему настоящим другом и сможете помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите быть более самостоятельным

Слайд 10

Основная проблема ребенка с РАС, которая мешает ему осваивать навыки и адаптироваться к миру, мешает ему учиться у взрослых – это социальная «слепота». Он не понимает, что у вас есть чувства, мысли и желания, он не понимает, что между вами и шкафом есть разница. Среди диагностических признаков аутизма: качественное нарушение социального взаимодействия, качественное нарушение коммуникации. Включение в коррекционно-развивающую программу ребенка усилий, направленных на компенсацию этих первичных дефицитов, способно значительно облегчить его дальнейшее обучение и процесс социализации. Лучше всего с этим справляется игровой подход. Начинать играть нужно с сенсомоторных игр , т.е. игр, содержанием которых является активное движение и получение разнообразных ощущений. Первые игры должны быть очень простыми, так как они направлены на формирование у ребенка желания вступать со взрослым в контакт и дают опыт позитивного взаимодействия – без требований, без руководящего контроля. О каких играх идет речь? Например, о «козе рогатой», «в ямку бух», катании в одеяле, догонялках и пр. Не смотрите на эти игры свысока! Они очень полезны!! 18

Слайд 11

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МОЖНО ДОСТИЧЬ ДАЖЕ ПРОСТЫМИ ИГРАМИ? Ребенок начинает смотреть в глаза Позволяет прикасаться к себе и сам касается других Развивается имитация Развивается разделенное внимание Ребенок следит за взрослым, ему интересно, что вы делаете Ребенок сам инициирует игру и начинает привлекать для этого других взрослых/ домочадцев (маму, папу, братьев, сестер) Ребенок учится ждать, соблюдать правила Нежелательное поведение проявляется реже, ребенок вам больше доверяет ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ? Вы и ребенок . Может быть пригодятся подручные средства: кресло-мешок, одеяло, фитбол – но необязательно. Ваша первая цель – ребенок должен получать удовольствие в игре . Если она будет достигнута, то он захочет повторить такую игру 19

Слайд 12

ПРАВИЛА: 1.Игра совместная. Это значит, что результат игры может быть достигнут только вместе. Без взрослого ребенок не сможет получить ощущения такой же интенсивности, как вместе с ним. Например, нельзя в одиночку играть в догонялки, а подпрыгивать на фитболе гораздо интереснее, когда помогает папа. 2 В игре нет игрушек . Они все спрятаны. Игровое пространство максимально пустое. Однако в игре могут применяться атрибуты, например, одеяло, кресло-мешок. В игре есть кульминация . Кульминация – это максимально яркая, эмоционально насыщенная точка в игре, это действие, которым игра заканчивается. Содержанием кульминации является ощущение, которое нравится ребенку Виды ощущений, на которые удобно опираться в игре: Вестибулярные (от кружения, раскачивания); Проприоцептивные (или двигательные) – передают информацию о работе мышц, позе, движениях; Тактильные (от прикосновений); Аудиальные (или слуховые); Визуальные (или зрительные) Как понять, какие ощущения нравятся ребенку? Нужно внимательно за ним понаблюдать – предпочитаемые ощущения он будет постоянно пытаться получить, насытиться ими. 20

Слайд 13

5. Опора на действия, а не на слова . Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Инструкции в игре быть могут, но они сопровождают действия и являются дополнительными по отношению к ним. После 1-2 повторений игра должна быть понятна, даже если взрослый не будет при этом ничего говорить. 6.Вознаграждение за игру находится внутри игр ы. Т.е. в качестве вознаграждения выступает кульминация. Внешнее вознаграждение, например, еда или доступ к значимому предмету, не используется. 7.Относительная простота. Уровень сложности игры для ребенка никогда не превышает степень его удовольствия от игры в целом и кульминации, в частности. В самом начале игра не должна требовать от ребенка ничего, кроме его внимания к действиям взрослого. 4 . Игра короткая, длится 5-15 секунд . Это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны для достижения эффекта) повторяться. 21

Слайд 14

8 . Ситуация повтора. После завершения игры (ее эпизода, после кульминации) взрослый организует ситуацию, в которой ребенок может своим поведением показать, что он хочет повторить игру еще раз. Рекомендуется для организации ситуации повтора вернуться в место и принять позу, с которых игра начиналась. Это должно сделать для ребенка понятным намерение взрослого играть в ту же игру еще раз. Необходимо выдержать паузу и дождаться реакции ребенка. v Если она есть, например, ребенок пришел к взрослому в точку начала игры, подал руки/ноги, то такие действия распознаются как согласие. х Если ребенок не реагирует: не подходит к взрослому, не фокусирует на нем свое внимание, отвлекается, начинает заниматься своими делами – такая реакция трактуется как отказ от повтора. Игру стоит закончить. 22 9. Стабильность. Игра каждый раз повторяется одинаково. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках ). Изменения вводятся без спешки и по одному. 10. Аффект . Взрослый ведет себя эмоционально: интенсивная мимика, яркие интонации, крупные движения.

Слайд 15

Ошибки при попытке поиграть с ребенком с РАС: Играть с ребенком с РАС как с нейротипичным 2 . Предлагать ребенку неинтересную ему игру 3. Подменять игры упражнениями и заданиями 4. Предлагать ребенку слишком сложную игру 5. Заведомо считать, что вы ребенку интересны 6 . Использовать игрушку 7 . Опираться на понимание ребенком речи и много говорить 24

Слайд 16

ответить на вопросы «что и как ребенок делает, если его предоставить самому себе», описать поведение, используя глаголы физического действия, сделать акцент на том КАК ИМЕННО ребенок взаимодействует с окружающем миром, через какие каналы. Как тогда правильно играть с ребенком с РАС? Ключевой принцип взаимодействия с ребенком — У ребенка с РАС нет социальных программ поведения. Если ему не нравится с вами играть — он не будет с вами играть (и вообще что-либо делать). Игра должна приносить ему удовольствие Как определить, какие ощущения нравятся ребенку? !Наблюдать 27

Слайд 17

Дидактическая игра Деревянный человечек, Носит платье из колечек, Любят взрослые и дети, Надевать колечки эти! ( ПИРАМИДКА ) Вам понадобиться : Пирамидка не менее 9 колец. Цветной шнурок. Контейнер . Мелкая крупа. Карандаш . Шаблон цветных колец на картоне. Шаблон черных колец на картоне. Фигурки животных разные по размеру 2шт. 29

Слайд 18

1.«Соблюдай инструкцию» (от большого к маленькому). Положи колечки на пирамидку в следующей последовательности: красное большое, синее, желтое большое, голубое , красное маленькое, зеленое, желтое, оранжевое. 30

Слайд 19

2. «Обратная инструкция». Положи колечки на пирамидку в следующей последовательности: краснное большое, синее, голубое , оранжевое, желтое, зеленое, красное маленькое 31

Слайд 20

3. «Кати –крути» Предложить поставить колечко на ребро и покрутить 32

Слайд 21

5. «Качели » (нанизывание на шнурок колечек. 33

Слайд 22

6. «Соотнеси по величине» 34

Слайд 23

7. «Соотнеси по цвету» 35

Слайд 24

4. «Проложи дорожку» (от большего к меньшему) Выкладываем дорожку, звери встречаются 36

Слайд 25

8. «Собери пирамидку» (с использованием карандаша). 37

Слайд 26

Играть в эту игру с ребенком можно уже с 2х лет, данная игра развивает мелкую моторику, пространственное мышление, цвет, форму , зрительное , слуховое восприятие, речь, знакомит с понятием «больше -меньше», «вверху -внизу». Любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме, объяснения должны быть простыми и повторяющимися по нескольку раз в одной и той же последовательности. Только при условии простейших программ, примитивная однообразная деятельность сменяется направленной. Ребенок переходит от пассивного к осознанному овладению навыками, различными формами ручной умелости, речью. У них формируется сознание своего Я . Реабилитация должна проводиться, прежде всего, в физиологически благоприятные сроки развития ребенка (от 2 до 8 лет) и охватывать индивидуально подобранный для каждого ребенка период. 38

Слайд 27

ЭТО ВАЖНО! Самая главная работа - это консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Родители должны получать всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Общение родители должны строить не только с воспитателем, но и с администрацией и другими специалистами: с логопедом, психологом, муз. руководителем, инструктором по физическому развитию и.т.д . Приходить на консультацию, делиться своим опытом, обсуждать воспитательные и образовательные моменты. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной адаптации такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. 39

Слайд 28

Рекомендации родителям Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если малыш не выполняет ваших указаний, отказывается от занятий, не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами, не играет с другими детьми, не умеет пользоваться ложкой, кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования. При обучении ребёнка какому-либо действию на первых этапах РОДИТЕЛЮ целесообразно стоять за спиной ребёнка и «действовать его рукой» (обучение кушать ложкой, стягиванию штанишек, рисованию). Обязательно наблюдайте за ребенком в свободной деятельности; В ходе наблюдения отмечайте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к вам как родителям; как он с вами взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; 40

Слайд 29

Какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т.д. Благодарите и хвалите ребёнка если его поведение соответствует желаемому. Постарайтесь предотвращать ситуации, в которых могут возникнуть негативные проявления в поведении ребенка. Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т.д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок зачастую просто не понимает обращенной к нему речи. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с малышом и правильно организовать его деятельность в детском саду среди сверстников. Не ждите, что ребёнок научится сам. Подводя итоги, можно сказать, что , несмотря на все трудности и препятствия, которые неминуемо встретятся на пути аутичного ребенка в жизни, «дорогу осилит идущий» 41

Слайд 30

«Особенные» (2019), 12+. Герои заботятся о людях с тяжёлыми формами аутизма, набирая помощников среди неблагополучной молодёжи. Фильм основан на реальных событиях. «Звёздочки на Земле» (2007), 6+. Мальчика, страдающего дислексией , родители считают лентяем и отправляют в школу-интернат. Неравнодушный учитель рисования смог разглядеть глубокий внутренний мир ребёнка и вернуть ему веру в себя. «Сотворившая чудо» (1962), 0+. Киноработа основана на автобиографии Хелен Келлер — писательницы, преподавателя, общественного деятеля, которая стала первым слепоглухонемым человеком, получившим высшее образование. «Перед классом» (2008), 10+. Биографическая лента о парне с синдромом Туретта , который не сдался из-за болезни и воплотил свою мечту — стал учителем. «Король говорит!» (2010), 16+. Фильм о том, как логопед-самоучка помог будущему королю справиться со страшным нервным заиканием. «Я тоже» (2009), 16+. Это первый фильм, в котором главную роль сыграл человек с синдромом Дауна. Кроме того, этот актёр стал первым, кто получил высшее образование в Европе и работал преподавателем. «Вселенная Стивена Хокинга » (2014), 16+ и « Хокинг » (2004), 12+. Две биографические киноленты о нашем великом современнике. «Одарённая», (2017), 12+. У маленькой осиротевшей Мэри необыкновенные математические способности. Дядя и бабушка девочки спорят: развивать одарённость любой ценой или дать ребёнку прожить обычное, счастливое детство? «Нетипичный» (2017-2021), 16+. Подросток с аутизмом, вооружившись поддержкой своего психолога, пытается завязать романтические отношения. Коллекция фильмов 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям

Представленные методические рекомендации помогут родителям как нужно вести себя в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить....

Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге

Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дорогеЛегко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? Кажется, что просто. На самом деле о...

Методические рекомендации к пособию "Сухой дождь"

laquo;Сухой дождь» - это пособие, состоящие из разноцветных атласных лент цветов радуги,   закрепленных на обруче....

Консультация для родителей на тему "Методические рекомендации родителям по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой"

Предложила вниманию родителей консультацию на тему "Методические рекомендации родителям по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой" ...