Рекомендации родителям и педагогам по развитию интеллекта у детей
консультация

Рудь Наталья Геннадьевна

Данная рекомендация предназначена как для родителей , так и для педагогов . Раскрывает некоторые приёмы по работе развития интеллекта у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.

Подготовила воспитатель:

Рудь Н.Г

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

        Развитие внимания:

        - развивать слуховое внимание  с помощью дидактических игр,

        - часто менять формы деятельности,

        - использовать на занятиях элементы игры,

        - приучать проговаривать инструкцию несколько раз,

        - почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,

        - учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,

        - учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать           свое внимание на ней, не отвлекаясь,

        - создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание           ребенка,

        - для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.

        

        Игры и упражнения:

        - «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает  ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,

        - игры-головоломки,

        - загадки,

        - «Найди отличия»,

        - «Найди два одинаковых предмета»,

        - «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,

        - «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,

- «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,

        - «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

        - «Карлики и великаны». Ребенок должен  выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.

        Развитие памяти:

        - развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,

        - обучать культуре запоминания,

        - учить вспоминать последовательность событий,

        

- учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,

        - учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,

        - учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,

        - способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

        Игры и упражнения:

        - «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,

        - «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,

        - «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.

        - «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,

        - «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет  и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,

        - «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,

        - «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,

        - «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,

        - «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,         

        - «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,

         «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

        Развитие восприятия:

        - учить детей различать предметы на ощупь,

        - формировать умение выделять признаки в предмете,

        - учить соотносить предметы по величине,

        - учить способам распознающего наблюдения,

        - развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,

        - помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,

        

- формировать умение составлять из частей целое,

        - учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,

        - различать основные признаки разных времен года,

        - учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,

         - закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху,  внизу, перед, за, между, рядом,

        -  формировать сенсорные эталоны формы,

        - способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,

- способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

        

        Игры и упражнения:

        - «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,

        - «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,

        - «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,         

        - «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,

        - «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,

        - «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,

        - «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,

        - «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,

        - «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,

        - «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.         

        Развитие мышления:

        - развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,

        - учить составлять группу из отдельных предметов,

        - учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,

        - учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,

        - учить сравнивать предметы,         

        - учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,

        - побуждать делать самостоятельные выводы,

        

- учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,

        - создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,

- способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),

        - способствовать  осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,

        - учить устанавливать причинно-следственные связи,

        - развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,

        - учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,

        - способствовать переходу к решению задач в уме.

        Игры и упражнения:

        - «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,

        - «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,

        - «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,

        - «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,

        - «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.

        - «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,

        - загадки.

Развитие тонкой (мелкой) моторики.

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и  медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
  4. Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
  7. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль родителей и педагогов в развитии творческой активности детей»

. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт твор...

«Роль родителей и педагогов в развитии творческой активности детей»

опыт работы с родителями детей младшкго возраста...

Рекомендации родителям к занятию по развитию речи для детей 6-7лет (май,2020) Тема: пересказ рассказа М. Пришвина « Золотой луг».

Рекомендации родителям к занятиям с детьми(6-7лет) дома по развитию речи.  (май,2020) Презентация к рассказу М. Пришвина « Золотой луг», рекомендации к знакомству и пересказ...

Рекомендации родителям по лексической теме "Части тела", для детей с нарушением интеллекта

Рекомендации родителям по лексической теме "Части тела", для детей с нарушением интеллекта...

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития....

Консультации для родителей и педагогов по развитию математических способностей детей

Родители, которые хотят обучить ребенка математике сталкиваются с вопросом: чему именно нужно научить ребенка. Какие способности можно и нужно развивать в дошкольном возрасте, чтоб...