Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним и составляющие неотъемлемую часть его. Для родителей, нормально развивающегося ребенка, детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми и узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним и составляющие неотъемлемую часть его. Для родителей, нормально развивающегося ребенка, детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми и узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Цель - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей детям с ОВЗ получать знания, реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.
Задачи:
- Создание единой образовательной среды для детей с особенностями развития;
- Организация эффективного психолого- педагогического сопровождения процесса.
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным и нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Для детей с ОВЗ достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Построение инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:
- Диагностика индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ.
- Составление Индивидуального образовательного маршрута
- Планирование образовательного процесса с учетом особых индивидуальных потребностей детей
- Организация совместной жизнедеятельности детей
- Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены на:
1) обеспечение коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалия и заикание, детская афазия и др. У детей с ТНР снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь), недостаточный уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.
Уровня речевого развития:
Дети с первым уровнем не владеют общеупотребительными средствами речевого общения. Они произносят отдельные лепетные слова и звукоподражания, могут использовать невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию).
У детей со вторым уровнем имеются зачатки общеупотребительной речи, они пользуются при общении простой аграмматичной фразой. Их активный словарь состоит в основном из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги не употребляются; слоговая структура слов нарушена.
Дети с третьим уровнем пользуются развернутой фразой; для них характерна недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; отмечаются фонетико-фонематические нарушения. Для реализации цели и задач ребёнка с ОВЗ разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы “Адаптированная образовательная программа (АОП). АОП составляется на основе рекомендаций ТПМПК и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов ППК: воспитателей, педагога – психолога, учителя – логопеда. Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы. Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи: 1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза), позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ. 2. Разработка перспективного плана коррекционно-развивющей работы (индивидуальной программы развития) с детьми.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. 4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной речи обучающихся. 5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, по каждому предмету начальной школы, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение материала. 6. Проведение изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития .
7. Осуществление итоговой диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность всех видов универсальных учебных действий.
8. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ его семьей.
9. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию детей с ОВЗ.
10. Соблюдение здоровьесберегающих условий
11. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности, обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков речи, их профилактику. Консультирование педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
12. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:
- раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
- систематическая коррекционно-логопедическая помощь;
- взаимодействие и координация педагогических, психологических средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога;
- наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы,
- объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
- здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.
Заключение:
Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОО.
В презентации описана модель взаимодействия всех участников педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной орган...
Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания...
Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО
Файл содержит материал для доклада на МО логопедов по комплексному сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО....
Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...
Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитыв...
Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности
Особенности организации работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности...