Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО
консультация по логопедии
Файл содержит материал для доклада на МО логопедов по комплексному сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_dou.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Звездочка»
Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО
Учитель-логопед Бендикс Т.В.
г. Зерноград, 2019 г.
2. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ уделено значительное внимание детям-инвалидам (инвалидам) и детям (лицам) с ограниченными возможностями здоровья.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»)
- Психолого-педагогическое сопровождение в современной системе образования является технологией комплексной поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации
Три взаимосвязанных компонента:
- изучение личности обучающегося;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности и успешного обучения;
- непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.
4. Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОО является создание психолого - педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.
5. Сопровождение детей осуществляется поэтапно, в качестве основных, можно выделить следующие:
Диагностический этап—комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования.
Консультативно-проективный этап- обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможныx вариантов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, прогнозирование эффективности работы.
После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В итоге составляется индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы на каждого ребенка.
Деятельностный этап - обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалистов службы сопровождения состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.
Диагностический этап наиболее важен, так как именно от качественной диагностики зависит грамотное построение комплексного сопровождения ребенка с учетом его приоритетов.
Говоря о комплексном сопровождении, нельзя не отметить важность работы с родителями.
В стратегию деятельности специалистов службы сопровождения на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограничены. Развитие отношений как: специалисты - родители - родители позволяет перейти от формального отношения к проблемам в речевом развитии ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.
Концептуальные следствия сопровождения:
1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
3. Создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.
6.Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
системность – организация системы работы со всеми участниками образовательных отношений;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников образовательных отношений в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.;
превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций; открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ;
технологичность – использование современных инновационных технологий, интерактивной стратегии в работе.
7. Основные направления организационно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса при комплексном сопровождении детей в ДОО
- Разработка· уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);
- Разработка уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
- Гигиеническое нормирование нагрузок;
- Обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
- Организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.
- Для осуществления комплексного сопровождения в ДОО создается психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк).
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) - это форма взаимодействия специалистов ДОО, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ.
Деятельность консилиума регламентируется следующими документами:
- Закон РФ «Об образовании» Письмо МО РФ от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 .№ 28-51-513/16)
- Устав ДОО
- Приказ о создании ПМПк ДОО
- Положение о психолого-медико-педагогическо консилиуме ДОО
- Договор между ДОО и родителями (законными представителями воспитанника)
- Договор о взаимодействии ПМПК
- Цель ПМПконсилиума ДОО:
создание целостной системы психолого-медико-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные педагогические условия, а также условия жизнедеятельности для детей с ОВЗ с нарушением психофизического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
Задачи ПМПк ДОО:
- Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в адаптации, развитии и поведении или состояний декомпенсации;
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- Выявление резервных возможностей развития;
- Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данной ДОО возможностей;
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
- Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк.
- Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии;
- Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций. Задачи ПМПк ДОО
10.Состав ПМПк ДОО:
- Председатель консилиума: старший воспитатель
Члены консилиума:
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог)
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель;
- воспитатель, имеющий большой опыт работы;
- инструктор по физическому воспитанию;
- медицинская сестра.
- Врачи: педиатр,невролог (при наличии)
- Родители/законные представители
- Секретарь ПМПк ДОО
- Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), основные направления которого:
• всестороннее обсуждение проблем ребенка и его семьи в ракурсах информации специалистов разного профиля,
• составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями,
•коллегиальное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией программы,
• внесение корректив в программу при необходимости,
• определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи.
• консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется при комплектовании логопедических групп. Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Осуществляется комплексное изучение детей и составляется индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы на каждого ребенка., которая предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения.
Программа состоит из следующих разделов:
- Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого
развития ребенка.
- Психологическое сопровождение.
- Музыкально-коррекционная работа.
- Оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа.
- Коррекционно-развивающая работа воспитателей.
- Коррекционно-развивающая деятельность родителей.
12. Алгоритм работы ПМПк
- Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых материалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.
- Информационный обмен специалистов ПМПк.
- Определение сути проблемы ребёнка (диагноз).
- Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной работы (задачи).
- Методы работы, которые соответствуют поставленным задачам.
- Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).
- Формы, объём, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специалистом ПМПк.
- Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями.
- Оформление документов.
Ключевая позиция в организации коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями в развитии речи принадлежит учителю-логопеду, деятельности которого присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Учитель-логопед координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность.
Работая в идеологии «команды», каждый ее участник ставит свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
13.14. Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения ребенка отдельно:
Основные области деятельности специалистов ПМПк:
- Учитель-логопед: проведение мониторинга состояния речи, разработка и реализация индивидуальной программы формирования/коррекции /развития речи, а также рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
- Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, исследует, с чем связаны особенности поведения ребенка, которые волнуют родителей (непослушание, капризы, агрессия, сложности контактов с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна, аппетита), психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка программы психологической помощи, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
- Учитель - дефектолог: проведение мониторинга уровня сформированности ВПФ, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, разрабатывает и реализует индивидуальную программу по развитию познавательной сферы, консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам
- Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
- Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОО детей с ОВЗ, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур, а также осуществляет консультативную помощь родителям и специалистам по проблемам, связанным развитием и заболеваниями ребенка с ОВЗ.
- Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.
- Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
- Секретарь ПМПк : подготовка бланков договоров, заявлений, карт для заполнения специалистами, родителями/законными представителями;
- Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.
15. Таким образом, каждый воспитанник ДОО с ОВЗ комплексно сопровождается всеми специалистами (Диаграмма)
16.Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с ребенком с ТНР включает
- Логопедическую коррекцию коммуникативно-речевого развития ребенка.
- Психологическое сопровождение.
- Музыкально-коррекционную работу.
- Оздоровительную и лечебно-профилактическую коррекционную работу.
- Коррекционно-развивающую работу воспитателей.
- Коррекционно-развивающую деятельность родителей
17.Деятельность специалистов ПМПконсилиума контролируется руководителем ДОО Обследование ребенка с ОВЗ проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной и психофизиологической нагрузки на воспитанника. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка с ОВЗ каждым специалистом и составляется коллегиальное заключение ПМПк.
Организация деятельности ПМПконсилиума направлена на :
- своевременное выявление детей с ОВЗ и изучение их индивидуальных психолого-педагогические особенностей
- определение оптимального педагогического маршрута;
- обеспечение индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ;
- планирование коррекционных мероприятий, разработка программы коррекционной работы;
- оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы;
- консультирование родителей ребенка.
18.Формы организации ПМПк консилиумы плановые. Не реже 1раза в квартал: сентябрь (октябрь), ноябрь( февраль), май внеплановые в течение года – по запросам специалистов или родителей
Документация ПМПк ДОО:
- Приказ о создании ПМПк ДОО;
- Положение о ПМПк ДОО;
- Годовой план и график плановых заседаний ПМПк;
- Журнал записи детей на ПМПк;
- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
- Индивидуальная карта (папка) развития ребенка;
- Протокол заседания консилиума (по каждому ребенку);
- Архив ПМПк.
19.Направление ребенка с ОВЗ на ПМПК
- При возникновении трудностей диагностики специалистами ПМПконсилиума ДОО;
- В спорных, конфликтных ситуациях (члены ПМПк ДОО не приходят к общему мнению);
- Родители не принимают решений и рекомендаций ПМПк ДОО.
20. Показатель эффективности комплексного сопровождения
- удовлетворенность ребенка и его родителей,
- уверенность ребенка, способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми,
- социализация ребенка и его успешность в овладении адекватными возрастному этапу видами деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО"
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следу...
Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности
Особенности организации работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности...
Опыт работы по созданию семейно-ориентированной модели «Круг добра» для эффективного комплексного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особыми образовательными потребностями
В статье отражен опыт реализации инклюзивной практики для воспитанников дошкольной образовательной организации в семейно-ориентированном подходе с применением психолого-педагогического сопровождения и...