«Условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей в семье»
консультация (подготовительная группа) на тему
Подготовить ребенка к школе - это значит подготовить его к учебному труду. Школа ждет не столько "образованного" ребен¬ка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. А это означает, что ребенок должен быть усидчивым, внимательным, умеющим проявлять усилия воли, терпение, настойчивость и обладать трудолюбием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_deyat-t.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей в семье»
Автор: Вольская Наталья Михайловна воспитатель,
МБДОУ д/с №29 г. Кстово Нижегородской области
Подготовить ребенка к школе - это значит подготовить его к учебному труду. Школа ждет не столько "образованного" ребенка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. А это означает, что ребенок должен быть усидчивым, внимательным, умеющим проявлять усилия воли, терпение, настойчивость и обладать трудолюбием.
Формирование всех этих ценных свойств личности, столь важных и для обучения в школе и для всей последующей жизни, надо начинать как можно раньше, дело здесь не столько в каких-то специальных мероприятиях, сколько во всей системе воспитания.
Первые пробы терпения и усидчивости ребенок проявляет еще тогда, когда на наше стремление помочь ему, он заявляет: "Я сам"! И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств. Ведь это драгоценное "Я сам" всегда связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпения.
Делая что-то сам, малыш непременно встречается с затруднениями. Самостоятельно одеться, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинок, умыться - все это представляет для него большие трудности т.к. он не имеет еще большой сноровки. Но он сосредоточен, проявляет терпение, упорство. И если взрослые стараются оказать ему "скорую помощь" в его неудачных начинаниях, они совершают большую ошибку. Безусловно, помощь малышу требуется, но она должна быть в пределах разумного и не мешать развитию самостоятельности.
Одни родители считают: помочь - значит самим сделать за ребенка. Другие видят помощь в том, чтобы побуждать малыша к преодолению трудностей: похвалят его за усердие, тактично подскажут или покажут, как действовать, чтобы добиться результата с наименьшей затратой сил и времени.
- Молодец, что сам надел ботиночки. Только ты их перепутал, надев не на ту ногу. Вот видишь, носы ботинок смотрят в разные стороны, придется их снять. А теперь вот этот ботинок надень на эту ногу. Не торопись, делай сам.
С "Я САМ " начинает складываться привычка к усилию. Эта же привычка лежит в основе нормирования трудолюбия. Через труд прививается чувство ответственности, усидчивости нормируются ценные для будущего ученика нравственно-волевые качества, ответственное отношение к делу, умение обдумывать ход работы, преодолевать определенные трудности для достижения намеченного.
Дети, которым своевременно не привито трудолюбие, учатся с нежеланием, о.н. В.А.Сухомлинский утверждал: " Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень", каждый ребенок должен иметь свои маленькие обязанности по дому: уборка своей постели, содержание в чистоте обуви, поддержание порядка в игрушках, вещах.
Обязанности по дому, если они закрепляются за ребенком, помогают ему на практике усвоить одно из жизненного важных правил: "Кончил дело - гуляй смело!" Прочно усвоенное в дошкольные годы, оно в дальнейшем поможет в организации учебного труда.
Трудолюбивый ребенок всегда более усидчив, организован. Он быстрее овладевает умением организовать свой день, свою учебную деятельность, сделать домашнее задание так, чтобы осталось время для труда, отдыха, прогулки.
Организованность, собранность, как известно, не приходят к первокласснику сами собой. Здесь известную роль играет вся предшествующая жизнь - четкий режим, постоянная занятость, общий порядок в доме. Иногда случается, что организация детской жизни ограничивается руководящими указаниями взрослого, вроде таких как: “Ну что ты бездельничаешь? Занялся бы чем-нибудь”. Но будет ли такая занятость благоприятно влиять на ребенка?
Деятельность, которая лишь забавляет и не требует усилий, стараний, приносит мало пользы. Не надо забывать и о том, что даже прилежные дети могут быть неусидчивыми, если нет соответствующих условий для занятий, например, если ребенка что-либо отвлекает: он сел заниматься, а взрослые в это время смотрят телевизор или громко разговаривают.
Отношение ребенка к выполнению задания во многом зависит от окружающей обстановки. Нужно выделить для него постоянное рабочее место, где бы он мог сложить книги, альбомы, тетради. Стол и стул должны соответствовать росту. Следует разъяснить ребенку, что любая деятельность - игра, труд, занятие - требуют от него, чтобы он прикинул заранее, что ему необходимо для работы. Подскажите ему, как расположить книги, тетради. Это подтягивает ребенка, создает уважение к предстоящему делу. Любое задание, которое выполняет ребенок, требует внимания взрослых. Нужно проверить, как он выполняет его, не торопится ли, не оставил ли незаконченным.
В особом внимании всегда нуждаются дети, которым даются дела, требующие усидчивости. Это дети, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, для них характерны подвижность, непоседливость, живость, чрезмерная энергия. Во время непосредственно образовательной деятельности такие дети, случается, плохо себя ведут, т.к. утомляются от неподвижности. У таких детей особенно важно тренировать сдержанность. Например, переключать от подвижных игр на спокойные, следить, чтобы дети были постоянно чем-то заняты и, вместе с тем, давать им разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях.
Работа по формированию у детей предпосылок учебной деятельности очень сложна и многогранна. Она требует от родителей больших усилий и постоянного внимания к организации жизни ребенка в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...
Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".
Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему: Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр как одно из условий формирования предпосылок учебной деятельности»
Методическая разработка мини-проекта...
Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Учеными доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у выпускников детского сада во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе и особенности ...
"Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста не протекает стихийно. Лишь в специально созданных педагогических условиях под грамотным руководство...
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...