Методическая разработка. Комплексно-тематическое планирование « Игротерапия» (ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка. Комплексно-тематическое планирование
« Игротерапия»(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)
СОСТАВИТЕЛЬ: Дубовкина Татьяна Владимировна
Цель: помочь ребенку справиться с негативными эмоциями, страхами, тревожностью и научить его выражать свои эмоции, дать возможность быть самим собой, помочь осознать самого себя, свои достоинства.
Задачи:
Научить ребенка преодолевать застенчивость, замкнутость, нерешительность;
Формировать чувство уверенности в себе, своих силах;
Развивать способности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению;
Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
Обучать детей приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, психоэмоционального напряжения;
Обучать детей приемам реагирования на гнев;
Развивать интерес детей в изучении самих себя;
Развивать навыки релаксации;
Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
Создавать положительный эмоциональный настрой;
Способствовать сплочению детского коллектива.
Принципы реализации игротерапии
1.Безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения).
2.Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ педагога от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).
3.Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.
Методы:
Психокоррекционные игры и упражнения (игра имитационная, игра ролевая, игры-этюды, игры – ситуации)
Психогимнастика
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка)
Сказкотерапия
Формы:
Индивидуальная
Групповая и подгрупповая
Актуальность: игра является основным видом деятельности дошкольника. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развития морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры дети приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение.
Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный педагог (психолог) использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. В ходе игротерапии особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности, тревожности и гиперактивности.
Игротерапия позволяет выполнять следующие функции:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
- развивающую – развитие психических процессов, двигательной сферы;
- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.
Таким образом, игротерапия становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребенка.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа 4 – 6 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Игротерапия» - шесть месяцев (с 01 ноября по 30 апреля).
Структура занятия:
представляет собой сочетание следующих блоков:
приветствие
«настроение»
разминка
игры и упражнения
сказкотерапия
также, направленность программы включает в себя этапы: диагностики тревожности и адаптированности детей к социуму (в виде наблюдений), игротренинга с ними, с последующим привлечением их родителей к консультированию.
1.УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИГРОТЕРАПИЯ»
2.1 Учебный план реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Игротерапия»
2.2 Содержание дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Игротерапия »
Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный педагог (психолог) использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Игротерапия считается эффективной, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью.
В игротерапии место ведущего занимает педагог, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале педагога детские книги с картинками и прочие изобразительные средства.
У детей, как и у взрослых, всегда есть место для небольших проблем, избавиться от которых им помогают вот эти самые игры, рисунки. Природа заботится о них больше, чем о взрослых, поэтому им на подсознательном уровне закладывается то, что прежде чем решить проблему ее нужно увидеть со стороны. Перенести в другой мир, в мир выдуманный. А потом, когда видишь уже свою проблему, можно ее и разрешить. Сталкиваясь с трудностями, ребенок начинает рисовать их на бумаге цветными карандашами. На рисунке он четко прорисовывает всех действующих лиц, дает им имена. Такую же картинку он может сложить и из своих игрушек. Рассадить их, дать каждому имя и наделить определенными свойствами. После того, как все роли розданы, проблема нарисована, ребенок начинает ее самостоятельно решать. Он переносится сам в свой собственный выдуманный мир, и, озвучивая всех персонажей, регулируя их действиями, постепенно выходит на счастливое разрешение проблемы. Потому что, он пока не знает о том, что не бывает неразрешимых проблем. Это конечно, истина, но о ней помнят только дети.
Ребёнок уходит в игру, как говорится, с головой. Проводит карандашиком по бумаге, вытягивает губки трубочкой, озвучивает летящий самолет или меняет тембр голоса, когда изображает речь своих героев - злых и добрых.
Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.
Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. При реализации данной программы педагог уважает желание ребенка, не заставляет его играть насильно, задумывает игру так, чтобы она приносила радость ребенку.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Цель | Мероприятия |
1.Развивать навыки самопредставления, знакомство детей с педагогом
Знакомство
Принятие правил группы
«Рисунок кактус»
«Веселая почта» - родители заранее пишут детям письмо, передавая всю любовь на листке бумаги
Рефлексия
2. Развивать эмоциональную сферу
Ритуал приветствия
Игра «На что похоже мое настроение»
Игра «Передача эмоций по кругу»
Игра «Комплимент»
Рефлексия
3. Формировать понимание эмоционального состояния и поступков другого человека. Воспитывать доброту, заботу о близких
Ритуал приветствия
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Игра «Ласковые ладошки»
Сказка о дружбе Рефлексия
4. Развивать понимание своего актуального состояния, повысить самооценку
Ритуал приветствия
Игра «Волшебный мешочек»
Игровое упражнение «Воздушный шарик»
Сказка о Фее
Рефлексия
5.Учить детей реагировать на свой гнев
Ритуал приветствия
Игра «Шумный оркестр»
Игра «Обзывалки»
Сказка о бельчонке
Рефлексия
6. Учить детей выражать свое настроение
Ритуал приветствия
Игра «Маленькое приведение»
Тренинг «Уходи, злость, уходи!»
Сказка о зайчике
Рефлексия
7.Учить детей приемлемым способам выражения гнева, снятие агрессивности через сказку
Ритуал приветствия
Игра «Ласковый мелок»
Игра «Поссорились два петушка»
Сказка о птенчике
Рефлексия
8. Учить детей реагировать на негативную ситуацию в целом, снятие эмоционального напряжения
Ритуал приветствия
«Рисование собственного гнева»
Игра «Клоуны ругаются»
Сказка о вороненке
Рефлексия
9.Учить детей способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
Ритуал приветствия
Игра «Котик»
Игра «Будущие чемпионы»
Сказка о гномике
Рефлексия
10.Учить детей способам снятия эмоционального напряжения
Ритуал приветствия
«Групповое рисование»
Игра «Золотая рыбка»
Сказка об окуле Рефлексия
11.Обучать детей способам релаксации
Ритуал приветствия
«Ласковое имя»
Игра «Штанга 1»
Сказка зайчик (2)
Рефлексия
12.Снимать вербальную агрессию, снять психоэмоциональное напряжение
Ритуал приветствия
«Сказка наоборот»
Игра «Добрый бегемотик»
Сказка об ослике
Рефлексия
13.Учить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме
Ритуал приветствия
Игра «Снежки из бумаги»
Тренинг «Разговор с руками»
Сказка о бабочке
Рефлексия
14.Учить детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности
Ритуал приветствия
Игра «Разноцветное настроение»
«Ладошки»
Сказка про обиду
Рефлексия
15
Снять эмоциональное и мышечное напряжение
Ритуал приветствия
Игра «Облака»
Игра «Бабочка»
Рефлексия
16
Формировать у детей умение выражения гнева социально приемлемым способом
Ритуал приветствия
Игра «Воробьиные бои»
Игра «Попроси игрушку»
Сказка для детей (1)
Рефлексия
17
Формировать умение поддерживать хорошее настроение, повысить уверенность в себе
Ритуал приветствия
Игра «Каракули»
Игра «Похвалинки»
Сказка про гусеницу
Рефлексия
18.Формировать умение конструктивно действовать в конфликтной ситуации
Ритуал приветствия
Тренинг «Уходи, злость, уходи!»
Психологическая игра для детей «Назови эмоцию»
Сказка для детей (3)
Рефлексия
19. Снять психоэмоциональное напряжение, снятие тревожности
Ритуал приветствия
Игра «Ссора»
Упражнение «Критикуй, не обижая»
Сказка «Подсолнечное семечко»
Рефлексия
20.Развивать умение взаимодействовать со сверстниками
Ритуал приветствия
Игровое упражнение «Кто пришел к нам в гости?»
Игра "Наша парикмахерская"
Сказка «Про колючку»
Рефлексия
21
Развивать умение оценивать ситуацию и поведение окружающих
Ритуал приветствия
Игра «Передай улыбку по кругу»
Игра «Руки знакомятся,
руки ссорятся, руки мирятся»
сказка «Про тучку»
Рефлексия
22
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе
Ритуал приветствия
Занятие - осознавание гнева через сенсорные каналы
Игра «Магнит»
Сказка «Про белочку»
Рефлексия
23.Снять мышечные зажимы
Ритуал приветствия
Мне грустно, когда…
Игра « Доброе животное»
Сказка «Про зайчат»
Рефлексия
24.Учить детей выражать свои эмоции с помощью невербальных средств
Ритуал приветствия
Тренинг «Передача чувств»
Игра «Тихий разговор»
Рефлексия
25.Психогимнастика
Ритуал приветствия
«Танцующие руки»
«Позови ласково»
Рефлексия
26.Учить детей оценивать свое состояние, анализировать свое поведение
Ритуал приветствия
Игра «Знатоки чувств»
Игра «Меняются местами те, кто…»
Рефлексия
27.Учить детей преодолевать застенчивость, замкнутость
Ритуал приветствия
Тренинг «Волшебный сон»
Игра «Передай мяч»
Рефлексия
28.Учить детей релаксационным техникам
Ритуал приветствия
Игра «Брыкание»
Упражнение «Мое настроение»
Рефлексия
29.Способствовать снижению уровня личностной тревожности
Ритуал приветствия
Игра «Зайки и слоники»
Игра «Рисунок страха»
Рефлексия
30.Обучать детей конструктивным поведенческим реакциям
Ритуал приветствия
Игра «Попросись на ночлег»
Игра «Кулачок»
Рефлексия
31.Провести релаксацию внутреннего состояния детей
Ритуал приветствия
Игра «Рисуем движения»
Игра «Почесать спинку»
Рефлексия
32.Учить детей искать конструктивный выход из конфликтной ситуации
Ритуал приветствия
Игра «Серебряное копытце»
«Веселая почта»
Рефлексия
33.Развивать навык взаимодействия со сверстниками в групповой работе
Ритуал приветствия
Игра «Раскрасьте правильно»
Тренинг «Возьмёмся за руки, друзья»
Рефлексия
34.Развивать у детей навык взаимодействия со сверстниками
Ритуал приветствия
«Штанга 2».
Игра «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые»
Рефлексия
35.Снять психофизическое и мышечное напряжение у детей
Ритуал приветствия
Релаксация «Сон бабочки»
«Слепой танец»
Рефлексия
36.Снять мышечное напряжение у детей
Ритуал приветствия
Тренинг «Путешествие на облаке»
Игра «Смотри на руки»
Рефлексия
37.Развивать чувство эмпатии
Ритуал приветствия
Упражнение «Глаза в глаза»
Упражнение «Послание тебе»
Сказка «Про ежа»
Рефлексия
38.Развивать чувство эмпатии
Ритуал приветствия
«Веселая почта»
Упражнение «Невесомость»
Сказка для детей (6)
Рефлексия
39.Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру
Ритуал приветствия
Упражнение « Ласковое имя»
«Этюды на выражение и узнавание различных эмоций»
Рефлексия
40.Формировать способность понимания собственного эмоционального состояния
Ритуал приветствия
Психологическая игра для детей «Если нравится тебе, то делай так!»
Этюды на расслабление мышц
Сказка «Про богатыря»
Рефлексия
41.Формировать установление взаимопонимания между ребенком и взрослым
Ритуал приветствия
Тренинг «Опиши свою маму»
Психологическая игра для детей «Я бросаю тебе мяч»
Рефлексия
42.Учить детей оценивать свое состояние, формировать у них чувство уверенности в своих силах и желание жить в коллективе, снятие тревожности
Ритуал приветствия
Игра «Танцующие руки»
Игра-упражнение «Мусорное ведро»
Сказка «О зайчике»(3)
Рефлексия
43.Формировать у детей уверенность в своих силах и желание жить в коллективе
Ритуал приветствия
Игра «Котята»
Игра «Качели»
Сказка для детей (2)
Рефлексия
44.Способствовать у детей повышению самооценки и уверенности в себе
Ритуал приветствия
Упражнение «Закончи предложение»
«Цветочек» Этюд – релаксация
Сказка «Про улыбку»
Рефлексия
45.Формировать у детей уверенность в себе
Ритуал приветствия
Игра «Сон на берегу моря»
Игра «Дудочка»
Сказка «Зайчик» (4)
Рефлексия
46.Снять психоэмоциональное напряжение у детей
Ритуал приветствия
Упражнение на релаксацию
Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»
Сказка для детей(5)
Рефлексия
47.Снять психоэмоциональное напряжение у детей
Ритуал приветствия
Тренинг «Тёплый дождик»
Игра «Мыльные пузыри»
Сказка для детей(4)
Рефлексия
48
Снять психоэмоциональное напряжение у дете
Ритуал приветствия
Упражнение «Сухой душ»
Психологические игры для детей
Сказка «Про зайчонка»
Рефлексия
49
Повторить игры на снятие психоэмоционального напряжения и проработать способы выхода из конфликтной ситуации по интересам детей
Ритуал приветствия
Рисунок «кактус»
«Апельсин»
Сказка «Про вороненка»
Рефлексия
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИГРОТЕРАПИЯ»
Уверенность в себе, в своих силах
Развитие эмоционально-практического взаимодействия со взрослым и сверстниками
Успешная адаптация в коллективе сверстников
Сформированность адекватной самооценки
Умение сопереживать
Умение различать положительные и отрицательные черты характера
Умение и желание общаться со сверстниками и взрослыми
Умение правильно выражать свои мысли
Умение пользоваться приемами реагирования на гнев
3. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алямовская В. Г., Петрова С. Я. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.
Белкина В. Я. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический Проект; Гаудеагмус, 2005.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О, А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001.
Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2000.
Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М.:Айрис-пресс,2009.
Клинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПБ.:Речь,2001
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль:Академия развития, 1996
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения:- М.:Генезис, 2003
Журнал «Ребенок в детском саду» №1, 2006г.
Яковлева Н.Я. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.:«Валерии СПД», 2001.
Жадько Е. Г., Широкова Г. А. Практикум для детского психолога — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Яковлева Н. Я. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001.
Приложение 1
Содержание коррекционных занятий
Знакомство Детям предлагается познакомиться друг с другом по кругу. Нужно представляться и сопровождать это определенным движением. Когда все участники представятся, на втором круге, начиная с педагога, все повторяют свое имя, но прежде называют имя предыдущего участника. | Цель: развивать навыки самопредставления, знакомить детей друг с другом и педагогом |
Принятие правил группы Принятие ритуалов приветствия и прощания. | Цель: обучать ребенка правилам поведения на занятиях, сплотить детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия |
Рисуночный тест кактус | Цель: выявить состояние эмоциональной сферы ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленность и интенсивность. |
«Веселая почта» Родители пишут детям письмо, передавая всю любовь на листке бумаги. | Цель: создавать эмоционально –положительный настрой, воспитывать гордость за семью. |
Игра «Комплимент» Детям объясняется значение слова «комплимент». Проводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом. | Цель: формировать позитивно эмоциональное состояние детей, а также активизировать деятельность |
«На что похоже мое настроение» Детям предлагается подумать о том, на какое природное явление похоже сейчас его настроение. Затем детям предлагается зарисовать это явление на листочке. После того, как все дети будут готовы, проходит обсуждение рисунков. | Цель: развивать умение описания и отображения актуального состояния |
Игра «Передача эмоций по кругу» | Цель: отработать мимику и жесты определенных эмоций |
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол | Цель: снять проявление агрессивного поведения через вербальные формы |
Игра «Волшебный мешочек» Детям предлагается сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. | Цель: научить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций |
«Ласковые ладошки» Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. | Цель:снять психоэмоциональное напряжение |
Игровое упражнение «Воздушный шарик» «Представьте, что в вашей груди находится шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуйте, как он выходит из легких». Повтор. Медленно вдохнуть ртом, сделать паузу и сосчитать до 5, выдохнуть. Снова вдохнуть задержать, сосчитав до 3, представляя, что каждое легкое это воздушный шарик. Выдохнуть. Почувствовать, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот. Повторить еще 3 раза. | Цель: научить детей расслаблять мышцы живота. снять эмоциональное и телесное напряжение. |
Ритуал приветствия Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Цель: создать атмосферу группового доверия |
Игра «Шумный оркестр» Каждый ребенок, участвующий в игре, получает какой-либо детский музыкальный инструмент. Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а дети «играют» на своих инструментах, при этом разрешается издавать звуки любой громкости. Как только дирижер перестанет дирижировать (опустить руки вниз, а затем сразу же выключит музыку), оркестр должен замолчать. Затем дирижер снова включает музыку, начинает дирижировать, и оркестранты продолжают играть. На роль дирижера можно пригласить ребенка. Как только ребенок-дирижер опустит руки, взрослый выключает музыку, и оркестр замолкает. |
Цель: помочь детям отреагировать состояние гнева |
«Обзывалки» «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... солнышко!» | Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
|
«Маленькое приведение» «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!» | Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у ребенка гнев |
«Уходи, злость, уходи!» Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!» Время выполнения упражнения 3 минуты. Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку. | Цель: снять эмоциональное напряжение |
«Ласковый мелок» «Мы с вами будем рисовать и не просто рисовать, а на спине друг другу. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым мелком?» И педагог рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры педагог нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела. | Цель: снятие мышечных зажимов, развивать тактильные ощущения
|
«Рисование собственного гнева» (лепка гнева из пластилина). Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования и пластилин. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.
| Цель: отреагировать негативную ситуацию в целом
|
«Котик» Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который: ♦ нежится на солнышке (лежит на коврике); ♦ потягивается; ♦ умывается; ♦ царапает лапками с коготками коврик и т. д. | Цель: снять эмоциональное, мышечное напряжение, установить положительный эмоциональный настрой в группе |
«Групповое рисование» Каждый ребенок берет лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец дети обсуждают свои впечатления. | Цель: сплотить детский коллектив, научить умению осознавать свои эмоции
|
Игра «Клоуны ругаются» Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей. Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами. | Цель: снять вербальную агрессию |
«Золотая рыбка» Все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит к кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке. | Цель: снять агрессивность, развивать навыки общения |
«Сказка наоборот» Давайте, мы попробуем переделать сказочного героя, превратим его из злого в доброго! Змей Горыныч бывает добрый, когда: -может лечить, т.к. знает целебные травы (змеиный корень, змеиные головки), а также владеет живой водой. -может учить, т.к. ведает все тайное (из сказок помогает героям). -может помогать, т.е. обладает богатырской силой и несметными богатствами. После того, как дети обсудили положительные черты, им предлагается превратиться в «доброго Змея Горыныча» | Цель: развивать способность видеть положительные черты характера |
«Снежки из бумаги» Дети делают комки из бумаги и кидают ими друг в друга. Игра считается законченной, когда дети убрали за собой в мусорное ведро все бумаги. | Цель: учить «выбрасывать» отрицательных эмоций в косвенной форме |
«Добрый бегемотик» Дети встают в шеренгу. Педагог говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего. Педагог просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке. Затем просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников. | Цель: снять эмоциональное напряжение, агрессию |
«Будущие чемпионы» Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, мат небольшой и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее. | Цель: позволить ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака» |
«Разговор с руками» Нужно обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ребенку оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. | Цель: научить детей контролировать свои действия |
«Облака» Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. | Цель: научить детей данному способу расслабления
|
«Бабочка»
| Цель: расслабить мышцы губ и носа |
«Апельсин» Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза. | Цель: снять мышечное напряжение рук |
«Попроси игрушку» вербальный вариант Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями. невербальный вариант Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. | Цель: обучить детей эффективным способам общения |
Игра «Ссора» -Я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? (Выслушать ответы детей) -Вы правы они поссорились. Послушайте, как это произошло. Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала - Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» Вопросы для обсуждения: -Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? -А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? -А что чувствуют те, кто ссорится? -А можно обойтись без ссор? -Подумайте, как девочки могут помириться? ( Выслушать ответы. -Послушайте как автор этого стихотворения описала примирение девочек: Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играй давай!» - Запомните, ребята, тот, кто виноват, должен уметь признавать свою вину извиниться первым. Как в стихотворении. | Цель: снять конфликтность |
«Ладошки» Дети стоят парами. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. Например: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т. п. Потом пары меняются. В обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему. | Цель: развивать невербальное общение, кинестетические ощущения, чувство доверия |
Игровое упражнение «Кто пришел к нам в гости?» Педагог отводит 1 ребенка в сторону и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать. «Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица. | Цель: способствовать развитию самоуважения детей, доброжелательному отношению детей к сверстникам
|
«Передай улыбку по кругу» Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу. | Цель: развивать умения оценивать ситуацию и поведение окружающих |
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Педагог дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты): ♦ Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки. ♦ Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. ♦ Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? | Цель: снять телесные барьеры; развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение
|
«Передача чувств» Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, педагог может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение. | Цель: учить детей выражать свои эмоции с помощью невербальных средств |
«Тихий разговор» Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую педагог предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу. | Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом |
Игра «Знатоки чувств» Спросите детей, много ли они знают чувств. Если им кажется, что много, предложите им сыграть в такую игру. Это будет конкурс знатоков чувств. Возьмите мяч и начните передавать его по кругу. Тот, у кого в руках мяч, должен назвать одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся - самый большой знаток чувств. | Цель: обогащать эмоциональную сферу ребенка, развивать интерес и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей |
Игра «Каракули» Детям предлагается под музыку (без текста), закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем – найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов. | Цель: формировать эмоциональное равновесие |
Игра «Меняются местами те, кто…» Ведущий предлагает встать тем, кто… - любит бегать - радуется хорошей погоде - имеет младшую сестру и т.д. После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д. | Цель: снять напряжение, сплотить группу |
«Брыкание» Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара. | Цель: способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения |
«Похвалинки» Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый по кругу озвучивает одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» и т.д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если уже дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям. | Цель: способствовать повышению самооценки |
«Зайки и слоники» Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?..." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. | Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. |
«Рисунок страха» Детям предлагается нарисовать, то, чего он боится. После того как все рисунки нарисованы, на каждом рисуется большая прочная клетка с большим замком. | Цель: научить преодолевать чувства страха |
«Попросись на ночлег» Стало смеркаться. Очень захотелось спать. Добряне хоть народ очень добрый, но очень осторожный. Что ж выбора нет. Либо ночуешь на улице, либо просишься на ночлег. Остальные участники представят себя жителями деревни, живущими в домах. Дальше ребенок по очереди будет стучаться в дверь к каждому из них пытаться сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить его в дом. Каждый ребенок должен любым способом попасть в дом на ночлег. После упражнения делается вывод, какая стратегия более эффективна и почему. | Цель: развивать способности озвучивать свои чувства и потребности словами |
«Критикуй, не обижая» Заранее заготовьте набор фраз, которыми дети склонны пользоваться, чтобы оценить проявления другого человека. Ознакомить с законами критики: - критикуй не человека в целом, а его конкретные действия; - говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится; - предлагай пути решения проблемы, если возможно, то и свою помощь; - покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться; - избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека; - не приказывай, а предлагай человеку выбор. Теперь, пусть каждый ребенок попробует сказать о своих чувствах и мыслях, но при этом, не обидев человека. | Цель: развивать у детей умение высказать свое отношение к человеку, не обижая его |
«Кулачок» Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке останется красивый отпечаток игрушки. | Цель: способствовать осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации |
Осознавание гнева через сенсорные каналы Педагог просит детей высказаться по вопросам: - что такое ссора? - как она возникает, с чего начинается? - был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали? - а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас) - а что не нравится в ссорах? - если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была? - а какая ссора на вкус? - а если ссору потрогать, то какая она? - а какая ссора на слух? Затем педагог предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то). Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них | Цель: помочь ребенку осознать причины агрессивного поведения, помочь найти пути выхода из конфликтных ситуаций |
«Серебряное копытце» Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке – серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься. | Цель: снять излишнее мышечное напряжение, формировать у ребенка доверие к окружающим, сплотить детей |
«Магнит» Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть такой хорошей волшебницей? Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?.. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что, она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!». Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя. | Цель: развивать чувство принадлежности ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей |
«Раскрасьте правильно» Дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами. | Цель: развивать умение договариваться друг с другом, слышать друг друга |
«Возьмёмся за руки, друзья» Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается. | Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека |
Релаксация «Сон бабочки» Сейчас мы превратимся в красивых разноцветных бабочек. Они легкие, воздушные. Закрываем глазки. Тело стало легким и воздушным. Бабочка вспорхнула и полетела. Движения ее крыльев плавные и красивые. Она летит на красивую полянку. Всюду цветы: белые, желтые, розовые, с голубыми стебельками. Вдох-выдох. Бабочка садится на самый красивый цветок. Она чувствует аромат цветка. Он напоминает запах меда. Вдохните глубже. Насладитесь этим запахом. Вдох-выдох (3 раза). Рядом много красивых цветов. А на них много разноцветных бабочек - это ваши друзья. Они приветливо машут вам своими крылышками. И вот вы все вместе взлетаете. Вы кружитесь в плавном танце. Вдох-выдох.(3 раза) А теперь мы снова превращаемся в ребят. Возьмем с собой радость, чистоту и доброту, которые окружали нас. | Цель: снять мышечное и эмоциональное напряженияе |
«Слепой танец» Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. | Цель: развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение |
«Невесомость» Играет спокойная музыка, глаза закрыты. Представьте себе, что вы в открытом космосе. Вы расслабляете руки, плечи, затем расслабляются колени. Все тело расслаблено, вы летите и не падаете. Вдруг, вы вдалеке вы видите невероятно красивую планету. Это Планета Добра. Вы улыбаетесь. (Звенит звонок, дети открывают глаза). | Цель: снять мышечные зажимы |
«Глаза в глаза» Детям предлагается взяться за руки со своим соседом, смотреть друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробовать молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне весело, давай играть”, “я рассержен”, “не хочу ни с кем разговаривать” и т.д. | Цель: формировать у детей умение распознавать разные эмоциональные состояния другого человека |
«Послание тебе» Сначала педагог просит детей вспомнить о том, что происходило на занятиях за весь период встреч, вспомнить приятные моменты общения и впечатления. Затем детям предлагается нарисовать доброе послание каждому участнику группы. Это послание может содержать комплимент, пожелание или благодарность. Важно, чтобы дети своим посланием подарили другим частичку добра, любви и уважения. | Цель: развивать эмпатийное отношение к окружающим |
«Мое настроение» Детям предлагается рассказать или нарисовать свое настроение: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д. | Цель: научиться понимать свое состояние. |
«Волшебные средства понимания» - Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? - Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). - Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"? - Когда ли мы с вами можем применять эти "волшебные" средства? | Цель: учить ребенка оказывать помощь человеку, которому грустно, плохо, показать каким образом ее можно оказывать |
«Этюды на выражение и узнавание различных эмоций» 1.Новая кукла (этюд на выражение радости). Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. 2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева). 3.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса). | Цель: формировать способность понимания собственного эмоционального состояния |
«Опиши свою маму» Поочередно каждый ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?». | Цель: формировать установление взаимопонимания между ребенком и взрослым |
«Танцующие руки» Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. | Цель: дать детям возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться
|
«Ласковое имя» Дети встают в круг и, передавая мяч, называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и т. п. | Цель: повысить самооценку и предать уверенность |
«Закончи предложение» Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу…Я умею…Я смогу…Я добьюсь… Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. | Цель: способствовать повышению у детей уверенности в себе, в своих силах |
«Цветочек» этюд – релаксация Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам. Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно! | Цель: развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела
|
«Позови ласково» Дети стоят по кругу. Педагог предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. | Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу
|
«Тёплый дождик» Педагог рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем вытягивают вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз. | Цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка, снять психоэмоциональное напряжение
|
«Мыльные пузыри» Педагог имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол. | Цель: развивать воображение, выразительность движений, снять эмоциональное напряжение |
«Котята» Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Педагог произносит слова: На ковре котята спят. Мур - мур. Просыпаться не хотят. Мур – мур. Тихо спят спина к спине И мурлыкают во сне. Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют) Лапки вытянули. Мур – мур. Потянулись и проснулись. | Цель: корректировать психо-эмоциональную сферу ребёнка, расслабить мышцы, осваивать позы покоя
|
«Качели» Ребенок, стоя качается на качелях. Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую. | Цель: расслабить мышцы
|
Аутотренинг «Волшебный сон» Дети ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Педагог обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не скажу просыпаться. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание... Наступает «Волшебный сон»... Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... (2 раза) Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают... засыпают... (2 раза) Шея не напряжена И рас-сла-а-аб-ле-на... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... (2 раза) Дышится легко... ровно... глубоко... Напряженье улетело... И расслаблено все тело... (2 раза) Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Жарче солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко... Губы, теплые и вялые, Но нисколько не усталые... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... (2 раза) Нам понятно, что такое... Состояние покоя... (2 раза)» Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Педагог обращается к детям: «Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали... Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!» | Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы |
«Сон на берегу моря» Педагог говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Педагог сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет погремушка). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают. | Цель: снять психомоторное напряжение
|
«Передай мяч» Сидя на стульях или стоя в кругу, дети стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. | Цель: снять излишнюю двигательную активность
|
«Рисуем движения» Ребенок воспроизводит действия с воображаемыми объектами. «Красим забор»: движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево. «Погладим котенка»: плавные поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. «Курочка пьет водичку»: локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед. «Музыканты»: движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. «Солим суп»: локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения. | Цель: расслабиться и развивать координацию
|
«Почесать спинку» Детей просят встать друг за другом, затем сесть друг за другом. Теперь каждый видит перед собой спину своего соседа. Все начинают делать друг другу приятный и бодрящий массаж. Дети должны растирать ладонями плечи стоящих перед ними друзей. И так далее по кругу, пока массаж; не «вернется» к тому, кто его начал. | Цель: снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания |
«Путешествие на облаке» Детям предлагается сесть поудобнее и закрыть глаза, 2-3 раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. «Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.) Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный». | Цель: дать детям возможность успокоиться и настроиться на работу
|
«Смотри на руки» Дети стоят друг за другом, первый — командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения. | Цель: успокоить и организовать возбужденных детей
|
«Воздушные шарики» Все играющие стоят или сидят в кругу. Педагог дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». | Цель: снять напряжение, успокоить детей
|
«Дудочка» «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!» | Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ
|
Этюды на расслабление мышц «Штанга 1» Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз». | Цель: расслабить мышцы спины
|
Этюды на расслабление мышц «Штанга 2» «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы» | Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным
|
| Цель: развивать эмоциональную сферу, коммуникативные навыки
|
«Разноцветное настроение» Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение: красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры; желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему; зеленый – общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними; синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно; малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое; серый – скучное настроение – не знаю чем заняться; коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен; черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен. - Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите. Дети обозначают цветом свое настроение. -Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем. | Цель: научить детей понимать свое эмоциональное состояние, настроение
|
«Упражнение на релаксацию» Радостному настроению помогает расслабление. Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня. | Цель: обучать методам саморегуляции, снять психоэмоциональное напряжение
|
Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край» - А сейчас давайте вместе. Нарисуем край чудесный. Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы. | Цель: научить детей выражать чувства и эмоции через совместную изобразительную деятельность, сплотить детский коллектив
|
Упражнение «Сухой душ»
| Цель: создать и сохранить позитивную установку |
"Наша парикмахерская" Некоторые дети комплексуют из-за своей прически - им могут не нравиться длина волос или цвет волос, то, что у них волосы кудрявые или прямые, а у кого-то - наоборот. Игра "Наша парикмахерская" поможет им избавиться от этого комплекса. Дети разбиваются на пары, в каждой паре есть "клиент" и "парикмахер". "Парикмахер" должен сделать клиенту оригинальную прическу. Когда все прически готовы, проводится конкурс парикмахеров и моделей на самую необычную прическу. Потом игроки в парах меняются ролями. | Цель: помочь ребенку избавиться от комплексов |
«Если нравится тебе, то делай так!» Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг | Цель: способствовать повышению уверенности в себе, снять психоэмоциональное напряжение |
«Я бросаю тебе мяч» В кругу все дети перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и, произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить. | Цель: способствовать улучшению настроения детей
|
«Назови эмоцию» Передавая мяч по кругу, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию. | Цель: научить детей выражать эмоции |
«Мусорное ведро» Дети рисуют на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда). | Цель: помочь детям справиться с негативными эмоциями |
«Вежливые слова» Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). | Цель: развивать уважение в общении, формировать привычку пользоваться вежливыми словами |
«Игры-ситуации» 4.Ты очень обидел своего друга. Задача - попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу, задача - познакомиться с детьми и рассказать о себе. 6. Ты потерял свою машинку. Задача - подойти к детям и спросить, не видели ли они ее. 7.Ты пришёл в библиотеку. Задача - попросить интересующую тебя книгу у библиотекаря. 8.Ребята играют в интересную игру. Задача - попросить, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9.Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки. Задача - поделиться с ним. 10.Ребёнок плачет. Задача - успокоить его. 11.К тебе пришли гости. Задача - познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 12.Ты пришёл с прогулки проголодавшийся. Что ты скажешь маме или бабушке. 13.Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. Что вы скажете о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил? | Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику |
«Поссорились два петушка» Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются толкнуть друг друга резкими движениями плеч вперед. | Цель: помочь детям обыграть гнев
|
«Рисование» Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством. Рисование проводится под тихую спокойную музыку. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота. | Цель: развивать эмпатию, творческое воображение |
«Совместное рисование» Детям совместно с педагогом предлагается нарисовать рисунок: одну часть рисует ребенок, другую – педагог. | Цель: формировать у детей доверительные отношения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Комплексно-тематическое планирование по теме "Неделя сказок А.С. Пушкина"
В данном файле, представлена методическая разработка выполненная в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга. Комплексно-тематическое планирование работы на неделю ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Комплексно-тематическое планирование по теме "Одежда, обувь"
В данном файле, представлена методическая разработка выполненная в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга.Комплексно-тематическое планирование работы на неде...
Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности"Музыка" для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка НОД по музыкальному воспитанию в детском саду...
Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет
Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет...
Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 6-7 лет
Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 6-7 лет...
Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом
Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом в возрасте ...
Методическая разработка "Комплексно- тематическое планирование экономического воспитания детей 5-7 лет по теме "Торг и торговля"
В данной разработке представлен примерный перечень совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников, а также предполагаемой работы с родителями и законными предста...