Методическая разработка "Комплексно- тематическое планирование экономического воспитания детей 5-7 лет по теме "Торг и торговля"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
В данной разработке представлен примерный перечень совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников, а также предполагаемой работы с родителями и законными представителями дошкольников по теме "Торг и торговля" в рамках воспитания экономической грамотности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kpt_torg_i_torgovlya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование по экономическому воспитанию детей 5-7 лет
Тема «Торг и торговля»
(разработала воспитатель группы 8 ГБДОУ д/с 69 Калининского района г.Санкт-Петербурга Гильманова Екатерина Евгеньевна)
Цель: способствовать формированию у детей первоначальных представлений о торговле как о виде экономической деятельности, направленной на осуществление купли-продажи, обмена товаров.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «торг» , «торговля» и «товар».
- Закрепить представления детей о том, что товар-это результат труда человека.
- Сформировать представления детей о том, что такое торг и что такое торговля, чем эти понятия схожи и чем отличаются.
- Закрепить представление о том, что неотъемлемыми составляющими торговли, помимо непосредственного обслуживания покупателя, также являются доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
- Развивать логическое мышление.
- Помочь детям осознать роль торговли в жизни людей, сформировать представление о профессиях, необходимых для осуществления торговых процессов на всех этапах.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков и экономической грамотности, развивать экономическое мышление.
Описание:
-История возникновения торговли (для чего возникла, понятия «потребность» и «излишек», бартер, краткое освещение первых денежных эквивалентов, ярмарки, базары,);
- виды и формы современной торговли (товарами, услугами, ресурсами, оптом и в розницу, в магазине или по Интернету и т.п.)
- интересы продавца и покупателя, добросовестность (этические аспекты торговли).
Совместная партнерская деятельность | Самостоятельная деятельность | Итоговый продукт | Работа с родителями |
Игровое занятие с детьми «Бартер: с чего начиналась торговля» Сформировать у детей представления о том, как в первобытном обществе начинала зарождаться торговля. Познакомить детей с понятиями «потребность» и «излишек». Сформировать представления о том, что такое «бартер». Упражнять детей в бартере, совместно сформулировать плюсы и минусы данного вида «торговли». Игровое занятие с детьми «Как в торговлю входили деньги» Закрепить представления, сформированные на занятии «Бартер:с чего начиналась торговля» Подвести детей к пониманию, почему люди стали вводить эквиваленты денег. Осветить некоторые примеры ранних денежных эквивалентов. Дать детям возможность на практике поучаствовать в торговле с помощью бартера и с использованием «денег». Игровое занятие «На ярмарке» Сформировать представления о ярмарке, как о месте торговли. Познакомить со словом «торг» как с многозначным. Сформировать интерес к торговой деятельности. Игровое занятие «Профессии: кто что делает» Сформировать у детей представление о том, что производят товары и предоставляют услуги люди разных профессий. Способствовать формированию желания зарабатывать честным трудом. Игровое занятие по мотивам сказки «Почему взрослые работают» Сформировать представления у детей, что без зарабатывания денег не приобрести необходимые товары и услуги. Воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают честным трудом. Беседа «Как можно оплатить товары и услуги» Сформировать и закрепить у детей представления о разных способах оплаты (наличные, банковские карты). Заложить основы безопасности обращения с наличными деньгами и банковскими картами. Беседа «Особенности покупок в сети Интернет» Сформировать представления о том, что товары и услуги можно заказывать и оплачивать, в том числе в сети Интернет. Заложить основы безопасности обращения с банковскими картами, виртуальными картами и личными данными. Брэйн-ринг «Что я знаю о торговле» Закрепить полученные знания Опытно-экспериментальная деятельность Опыты «Печатный станок» Материалы: монетки, листы белой бумаги, восковые мелки. Цель: Закреплять знания детей о печатании денег. Учить детей создавать реквизит для игр самостоятельно. Способствовать формированию познавательного интереса и желания экспериментировать. «Груша-яблоко» Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши, ножницы Цель: формировать представление, что для грамотного совершения покупок необходимо рассчитать свой бюджет. Решение арифметических задач 1.»Выбор подарка» 2. «Мяч» 3. «В магазин за продуктами» Цель: Научить дошкольников считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность, выработать у детей желание покупать полезные для здоровья продукты. Решение проблемных ситуаций Продавец ошибся и выдал вам сдачи больше, чем положено.Как вы поступите? Цель: Продолжать учить детей рассуждать, высказывать свое мнение, суждения. Формировать представления о последствиях того или иного поступка. Воспитывать добросовестное отношение к другим людям и их труду. Дидактические игры Игра «Что можно купить за деньги» Цель: сформировать представление, что не все в этом мире можно купить и продать. Игра «Размен» Цель: научить считать деньги. Игра «Упрямый Антошка» Цель: закрепить экономический словарь Медиа-материалы для закрепления темы https://bibliopskov.ru/prodavec.htm#ist История торговли и профессии ПРОДАВЕЦ Чтение и обсуждение сказок: Р.Киплинг «Кошка,которая гуляла сама по себе» Цель: закреплять представления о том, что не только товары,но и услуги имеют свою стоимость . Б.В. Минина «Доверчивый зайчик», «Муравьи и старый горшочек» Цель: сформировать представления о добросовестной торговле. Приобщение к художественному слову. Чтение и обсуждение стихов о деньгах По гипер-ссылке https://bibliopskov.ru/prodavec.htm#ist Цель: закрепление представлений о торговле и профессии продавца. Расширение активного словарного запаса детей. Приобщение к художественному слову. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением: Правила поведения в торговом центре https://www.youtube.com/watch?v=vw2IWh4-SP0 Азбука финансовой грамотности «Смешарики» https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s Цель: закрепление полученных знаний Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о торговле https://bibliopskov.ru/prodavec.htm#posl Цель:Познакомить детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством по теме «торговля», Работа с загадками (отгадывание и придумывание загадок) https://bibliopskov.ru/prodavec.htm#zagad Цель: Продолжать учить детей отгадывать описательные загадки(представленные по ссылке), а затем и придумывать их самостоятельно. Продуктивная деятельность Рисование «Что я хочу купить» Цель: развивать творческие способности детей, воспитывать самостоятельность. Закреплять представления о том, что покупки должны быть обдуманными. Способствовать развитию речи и логического мышления (обоснование необходимости покупки). «Если бы я был продавцом…» Цель: Развивать творческое воображение детей, фантазию. Поощрять творчество и инициативу. Закреплять представления о честной торговле. Ручной труд (оригами) «Мороженое» Цель:Развивать мелкую моторику и навыки работы в технике оригами; https://www.youtube.com/watch?v=2pmeQJN7Nl8 Лепка «Товар на ярмарку» Цель: Развивать творческие способности, поощрять детскую инициативу. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания по теме .Воспитывать у детей самостоятельность и умение создавать материалы для сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Вызывать интерес к предстоящей игре. | Сюжетно-ролевые игры «Магазин» Цель: учить детей рационально использовать денежные средства при приобретении товара; закреплять представления о различных способах оплаты. Способствовать самостоятельности при распределении между собой роли покупателей и продавцов; закреплять навыки количественного счёта. Склад Цель: формировать у детей представление о подготовке товаров к продаже Театрализованная игра «Ярмарка» Цель: закрепить знания об истории торговли, развивать творческие способности детей, социально-коммуникативные навыки, учить использовать самостоятельно созданные атрибуты для игр и инсценировок. Поддерживать интересы и инициативу детей. Настольно- печатные игры «Денежка без сдачи», «Играем в магазин», «Купи слона», «Монополия» «Домино» Цель: закрепить знания по теме; развивать внимание, память. Работа в книжном уголке: Просмотр альбомов, иллюстраций по данной теме. ХЭР Рисование «Нарисуй витрину магазина» Цель:способствовать развитию творческих способностей детей, поддерживать их инициативу. Творческий конкурс рисунков «Мой магазин» Цель: поддержка творческой инициативы Раскраски по данной теме Подвижная игра «Покупка», «Замок», «Товары в магазине» Цель: способствовать укреплению здоровья воспитанников, закреплять материал по теме https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizminutki-formirovanie-osnov-finansovoi-gramotnosti.html | Квест-игра «Приключение девочки Танечки» Цель: закрепить знания по теме (для чего нужна торговля, ее виды и формы, способы оплаты, безопасность в отношении денежных средств, обдуманность покупок, этичность в отношении покупателя и продавца). Формировать познавательный интерес. Поддерживать детскую инициативу. Викторина по экономическому воспитанию «Знатоки торговли» Цель: уточнить и обобщить знания по данной теме, закрепить полученные элементарные экономические навыки. | Анкетирование родителей «Что знают ваши дети о торговле» Цель: выявить объем знаний, получаемых по данной теме детьми дома. Квест для родителей «История торговли» Цель: Побудить родителей больше общаться со своими детьми,находить общие интересы,создавать благоприятный психологический климат в группе.Расширять представления родителей по данной теме. Совместная презентация родителей и детей «Чем я могу быть полезен: мой товар (моя услуга) на рынке» Цель: повышать уровень экономической грамотности родителей, побуждать к совместному с детьми времяпрепровождению,учить поддерживать детскую инициативу. Консультации родителей индивидуально (по необходимости) по подготовке презентации "Мой товар(моя услуга)», а также по теме экономического воспитания детей и поддержания их инициативы вообще. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Дидактические игры, направленные на экономическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов, а так же родителей воспитанников. Игры предназначены для детей среднего дошкольного возраста....
Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...
Перспективное планирование по экономическому воспитанию детей старшей и подготовительной группы
Перспективное планирование по экономическому воспитанию детей старшей и подготовительной группы...
Методическая разработка «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
В материалах представлена разработка технологий экономического воспитания...
Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей
Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...
Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в детях чувство ответ...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК "Веселая экономика" по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
В сборнике представлены: образовательный проект "Секреты монеты", сценарий игры КВН "Веселая экономика", конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной гр...