Консультативный пункт в ДОУ.
статья по коррекционной педагогике

Дурманова Наталья Александровна

В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных пунктов на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.

С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультативный пункт, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsionnyy_punkt_v_dou.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультативный пункт в ДОУ.

(Одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями»).

Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.

В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных пунктов на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.

С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультативный пункт, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

Основные задачи Пункта:

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям), в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста,;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.

С целью привлечения родителей к деятельности консультативного пункта, мы дали информационные объявления в СМИ, а также разместили информацию на сайте ДОУ.

Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере.

Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, опытных воспитателей, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО.
Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.

Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.

Так, к основным проблемам можно отнести:

- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;

преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель, педагог-психолог;

нарушение развития речи у детей. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Оказывает помощь этой категории взрослых учитель-логопед;

- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты центра;

готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.

С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.
С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.

Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В нашем пункте родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.

Анализируя деятельность по работе консультационного центра, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:
- с целью привлечения родителей к деятельности нашего Консультативного пункта мы вынуждены 
неоднократно подавать информацию в местные СМИ, мы ищем разнообразные пути информирования населения о нашей работе;
- нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, но в данных 
учреждениях нет специалистов: учителей-логопедов и педагогов-психологов. Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;

отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов.

В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего пункта с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.

Дурманова Н.А.,

педагог-психолог МКДОУ «Детский сад «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к занятию консультативного пункта для родителей

В данном материале даны конкретные советы родителям по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет в семье. Приведены наиболее типичные для данного возраста речевые нарушения, пути их преодоления. Рас...

Положение о консультативном пункте

Положение о консультативном пункте...

Консультативный пункт в ДОУ

Оказание психолого-педагогической помощи родителям и детям...

Консультативный пункт в ДОУ

В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личн...

План работы консультативного пункта для семей имеющих детей раннего возраста

План работы  консультативного  пункта  для  семей  имеющих  детей  раннего  возраста (адаптационная  группа) в  рамках  регионального  экспе...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...