Консультативный пункт в ДОУ.
статья по коррекционной педагогике
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных пунктов на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультативный пункт, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультативный пункт в ДОУ.
(Одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями»).
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных пунктов на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультативный пункт, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
Основные задачи Пункта:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям), в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста,;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.
С целью привлечения родителей к деятельности консультативного пункта, мы дали информационные объявления в СМИ, а также разместили информацию на сайте ДОУ.
Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере.
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, опытных воспитателей, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО.
Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.
Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель, педагог-психолог;
- нарушение развития речи у детей. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Оказывает помощь этой категории взрослых учитель-логопед;
- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты центра;
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.
С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.
С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.
Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В нашем пункте родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.
Анализируя деятельность по работе консультационного центра, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:
- с целью привлечения родителей к деятельности нашего Консультативного пункта мы вынуждены неоднократно подавать информацию в местные СМИ, мы ищем разнообразные пути информирования населения о нашей работе;
- нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, но в данных учреждениях нет специалистов: учителей-логопедов и педагогов-психологов. Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов.
В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего пункта с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.
Дурманова Н.А.,
педагог-психолог МКДОУ «Детский сад «Солнышко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к занятию консультативного пункта для родителей
В данном материале даны конкретные советы родителям по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет в семье. Приведены наиболее типичные для данного возраста речевые нарушения, пути их преодоления. Рас...
Положение о консультативном пункте
Положение о консультативном пункте...
Консультативный пункт в ДОУ
В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-223483-1363672945.jpg)
План работы консультативного пункта для семей имеющих детей раннего возраста
План работы консультативного пункта для семей имеющих детей раннего возраста (адаптационная группа) в рамках регионального экспе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907697-1490118292.jpg)
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...