Консультативный пункт в ДОУ
методическая разработка по теме

В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих  дошкольные образовательные учреждения в ДОУ создан Консультативный пункт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativnyy_punkt_v_dou.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе консультативного пункта при муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка – детский сад № 8 «Звёздочка»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Консультативный пункт (далее КП) образовательного учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, обеспечивает помощь семьям, не имеющим возможность посещать дошкольные учреждения, и семьям воспитанников, посещающих другие муниципальные дошкольные образовательные учреждения станицы, которые не имеют в штатном расписании педагога-психолога.
1.2. Работа КП осуществляется по программе «Детство» под ред. Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. и др. и  дополняется рабочими и парциальными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.
1.3. Непосредственную работу с семьей осуществляют специалисты консультативного пункта МБДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, заместители заведующей и другие работники по запросу родителей).

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КП
2.1. Целью КП является предоставление муниципальной услуги по оказанию консультативной и методической помощи семьям, не имеющим возможность посещать ДОУ, по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
2.2. Основные задачи КП:
2.2.1. Оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) детей 2-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
2.2.2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих дошкольные учреждения, и семьям воспитанников, посещающих другие муниципальные дошкольные образовательные учреждения станицы, которые не имеют в штатном расписании педагога-психолога.
2.2.3. Поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих детские образовательные учреждения.
2.2.4. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
2.2.5. Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
2.2.6. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
2.2.7. Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КП
3.1. Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в КП строится на основе интеграции деятельности специалистов МБДОУ: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, заместителя заведующей и других специалистов.
3.2. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
3.3. Количество специалистов, привлеченных к работе в КП, определяется штатным расписанием МБДОУ.
3.4. Работа с родителями (законными представителями) детей, не посещающих ДОУ,  в КП проводится в различных формах: подгрупповых и индивидуальных.
3.5. Работа по созданию клиентской базы, на основании взаимодействия консультативного пункта с комиссиями по комплектованию.
3.6. Проведение комплексного обследования (консультирование) детей в возрасте от 2-х до 7 лет по запросам родителей (законных представителей).
3.7. Проведение семинаров для родителей (законных представителей) по повышению грамотности в вопросах образования и расширения представлений в сфере педагогических и специальных знаний.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КП
4.1. КП открывается на базе МБДОУ приказом заведующего МБДОУ при наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов.
4.2. Общее руководство работой КП возлагается на заведующего МБДОУ.
4.3. Управление и руководство организацией деятельности КП осуществляется в соответствии с настоящим положением и Уставом МБДОУ.
4.4. КП работает согласно графику, утвержденному приказом заведующего МБДОУ.
4.5. Заместитель заведующей  по научной работе МБДОУ организует работу консультативного пункта, в том числе:
- обеспечивает работу специалистов КП  в соответствии с графиком работы;
- изучает запрос семей, не посещающих ДОУ на услуги, предоставляемые КП;
- разрабатывает годовой план работы КП и контролирует его исполнение;
- определяет функциональные обязанности специалистов КП;
- осуществляет учет работы специалистов КП.
4.6. Непосредственную работу с семьей осуществляют специалисты КП МБДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, заместители заведующей в соответствии с штатным расписанием).
4.7. Режим работы специалистов КП определяется заведующим самостоятельно, исходя из режима работы МБДОУ.

5. ДОКУМЕНТАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА
5.1. В КП ведется следующая документация, которую заполняют все специалисты, ответственные за проведение консультаций:
- основная информация о КП;
- специалисты  КП;
- план работы КП;
- журнал регистрации
звонков и обращений родителей (законных представителей), посещающих Консультативный пункт психолого-педагогической помощи семьям, не посещающим ДОУ;

- методическое обеспечение КП;

- должностные инструкции;

- график работы КП;

- отчет о работе КП.

Основная информация о Консультативном пункте

 МБДОУ ЦРР – ДС № 8 «Звёздочка»

В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих  дошкольные образовательные учреждения на базе МБДОУ ЦРР – ДС № 8 «Звёздочка» с 29 августа 2011 г. действует консультативный пункт.

Основными задачами Консультативного пункта являются:

- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей, не посещающих ДОУ;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, посещающих другие дошкольные образовательные учреждения станицы, которые не имеют в штатном расписании педагога-психолога;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;

- обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

Специалисты детского сада (педагог-психолог, учитель-логопед, заместители заведующей) осуществляют работу по нескольким направлениям: диагностика, просветительская, консультативная, коррекционное и развивающее  сопровождение.

Психологическая и речевая диагностика позволяет определить:

-психологическую готовность ребёнка к школьному обучению;

- уровень развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;  

- особенности психомоторного развития;

-уровень развития коммуникативных навыков, эмоционально-волевой регуляции;

-уровень развития речи;

-уровень развития игровых навыков.

Просветительская деятельность предполагает подгрупповую работу с родителями (законными представителями) в форме тематических консультаций по индивидуальным планам специалистов консультативного пункта, распространения методических материалов по различным направлениям развития ребенка (буклеты, памятки, папки-передвижки), распространение печатных изданий ДОУ (газеты «Малыши-крепыши», «Планета детства», «Растем здоровыми»); показ презентаций и видеороликов по различным вопросам воспитания и развития детей.

В рамках консультативной деятельности можно получить консультации по вопросам:

-  обучения, воспитания и развития детей в возрасте от 2 до 7 лет;

- детско-родительских отношений, преодоления трудностей в поведении и общении со сверстниками;

- речевого развития;

- игрового сопровождения ребенка и создания предметно-развивающей среды дома (знакомство  с дидактическими играми, наборами для прикладного творчества, оборудованием и атрибутами для проведения различного вида игр, познавательной литературой).

Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется по двум направлениям: дети и взрослые, и включает в себя такие виды помощи как:

Детям:

- разработка внешнего образовательного маршрута;

- совместные игровые обучающие сеансы с детьми и родителями;

- подгрупповые развивающие занятия с детьми;

- индивидуальное психотерапевтическое сопровождение детей с ОВЗ, не посещающих дошкольное учреждение.

Родителям:

- проведение тренинга родительской эффективности;

- совместные игровые обучающие сеансы с детьми и родителями;

- практические занятия с родителями по различным направлениям развития ребенка.

Основными формами деятельности Консультативного пункта является организация лекториев, теоретических и практических семинаров для родителей (законных представителей), индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), организация практических занятий и игровых сеансов с детьми и родителями.

Помощь родителям оказывается на бесплатной основе.

Журнал регистрации звонков и обращений

родителей (законных представителей), посещающих консультативный пункт психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому в МБДОУ

В данном журнале заполняются сведения о ребенке, родителях (лицах, их заменяющих), контактная информация, причина обращения, а также дата и время назначенной консультации и Ф.И.О. специалиста:

Дата

Ф.И. ребен-

ка

Контакт. телефон, имя, отчество родите-ля

Возраст ребенка

Причина обращения

Ф.И.О. назначае-

мого специа-листа

Дата и вре

мя кон-ции

Под-

пись спец-ста

                          Методическое обеспечение Консультативного пункта

Специалист

Методическое обеспечение

Заместители заведующей

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста/ Сост. Н.В. Нищева.

Б.С. Волкова, Н.В. Волкова. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах.

Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева. Развивающие игры для дошкольников.

Педагог-психолог

Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева. Программа психологических занятий «Цветик-семицветик».

Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. Практикум для детского психолога.

Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями  развития.

О.В. Закревская. Развивайся, малыш!

Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.

О.Е. Девятова, Л.Н. Прохорова. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях.

 М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе).

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка.

Учителя-логопеды

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Методическое пособие «Коррекция нарушений речи у дошкольников» 1, 2 часть (под ред. Л.С. Сековец, М. 2005).

 О.Е. Громова. Г.Н. Соломатина. Логопедическое обследование детей.

Л.Г. Парамонова. О заикании: профилактика и преодоление недуга.

О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина. Энциклопедия логопедических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к занятию консультативного пункта для родителей

В данном материале даны конкретные советы родителям по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет в семье. Приведены наиболее типичные для данного возраста речевые нарушения, пути их преодоления. Рас...

Положение о консультативном пункте

Положение о консультативном пункте...

Консультативный пункт в ДОУ

Оказание психолого-педагогической помощи родителям и детям...

План работы консультативного пункта для семей имеющих детей раннего возраста

План работы  консультативного  пункта  для  семей  имеющих  детей  раннего  возраста (адаптационная  группа) в  рамках  регионального  экспе...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

«Роль консультативных пунктов психолого – педагогической, медико-социальной, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с разными образовательными потребностями»

laquo;Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей, именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками и участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспита...