Проект по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада в рамках проекта "Капелька"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Адаптации детей к условиям детского сада

 в рамках проекта «Капелька».

 

«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,  человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,  жить нельзя нам без Воды»

 

 

В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_po_adaptatsii.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптации детей к условиям детского сада

 в рамках проекта «Капелька».

«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,  человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,  жить нельзя нам без Воды»

В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду,
  • регулирование их психоэмоционального состояния,
  • снижение импульсивности, тревоги и агрессии,
  • знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом),
  • формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе,
  • развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности,
  • воспитание культурно-гигиенических навыков,
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта: воспитанники вторых  младших  групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог Лобова О.И.  

Сроки проведения проекта:  август-ноябрь

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ,  будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.

Актуальность проекта «Капелька»

Адаптация – сложный процесс приспособления  организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка.  Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста прекрасен и эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

 - к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. С поступлением ребенка 3-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

 В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной как педагогом-психологом был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Капелька».

Перспективный план реализации проекта

«Капелька»

СРОКИ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЦЕЛИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

АВГУСТ

Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Вымой руки»

Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта –  Я. Тайц

«Послушный дождик»

Педагог - психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

Педагог-психолог

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей на тему:  

«Игры с водой дома»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

Педагог-психолог

СЕНТЯБРЬ

Утро радостных встреч

«Ловля рыбок»

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет»

Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

Воспитатель

Опыты  и эксперименты

«Мыльные перчатки»

Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Будем пить»

Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

Воспитатель

Опыты  и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая»

Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Прятки»

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

(папка для родителей)

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

Педагог-психолог

Режимные моменты

«Водичка - умывалочка»

Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»

Педагог - психолог,

Воспитатель

ОКТЯБРЬ

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями»

Развитие ловкости

Педагог – психолог,

Воспитатель

Режимные моменты «Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»

Педагог - психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка  стремления научить умываться  и мыться

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»

Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха

Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»

Совершенствование умения пользования предметами по назначению

Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

Создание у детей хорошего, радостного  настроения

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка»

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)

Педагог-психолог

Дидактическая игра

«Помоем посуду»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков

Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Пузырь»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

Исследование влияния на воду природного материала

Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая  гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье»,  «Моем посуду»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций

Педагог-психолог,

Воспитатель

НОЯБРЬ

Наблюдение на прогулке за тучками, дождем

Обсуждение с детьми о природных явлениях.

Воспитатель

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой»

Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации

Педагог – психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

Исследование причины загрязнения воды

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Помоем ручки»

Закрепление представлений о  культурно-гигиенических навыках ребенка

Воспитатель

Чтение пестушек по теме проекта:

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»

Знакомство с пестушками по теме проекта, расширение словарного запаса

Педагог-психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра

«Капельки и тучки»

Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Педагог-психолог,

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта –  Н. Калинкина  «Как Вася ловил рыбу»

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет»

Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка»

Создание у детей хорошего, радостного  настроения

Воспитатель

Дидактическая игра

«Тучка»

Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря

Педагог-психолог,

Воспитатель

Самостоятельная деятельность

«Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Педагог-психолог,

Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в рамках непосредственно образовательной деятельности

В данном материале представлены 3 из 15, разработанных мною развивающих адаптационных занятий (непосредственно образовательная деятельность) для детей 1,5-3 лет. Занятия (непосредственно образовательн...

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...

Педагогический проект по адаптации детей 1- 1,5 лет к условиям детского сада.

Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужо...

Педагогический проект по адаптации детей 1- 1,5 лет к условиям детского сада.

Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужо...

Проект по адаптации детей во второй младшей группе к условиям детского сада на тему: «Адаптируемся играя»

        Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает ...

Проект по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям ДОУ практико-ориентированной направленности «Первый раз в детский сад»

Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, ...