Проект по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада в рамках проекта "Капелька"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)
Адаптации детей к условиям детского сада
в рамках проекта «Капелька».
«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды»
В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_po_adaptatsii.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптации детей к условиям детского сада
в рамках проекта «Капелька».
«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды»
В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.
Задачи проекта:
- преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду,
- регулирование их психоэмоционального состояния,
- снижение импульсивности, тревоги и агрессии,
- знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом),
- формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе,
- развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности,
- воспитание культурно-гигиенических навыков,
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Участники проекта: воспитанники вторых младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог Лобова О.И.
Сроки проведения проекта: август-ноябрь
В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.
Актуальность проекта «Капелька»
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста прекрасен и эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.
Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. С поступлением ребенка 3-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мной как педагогом-психологом был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Капелька».
Перспективный план реализации проекта
«Капелька»
СРОКИ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ЦЕЛИ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
АВГУСТ | Наблюдение за водой «Льется из крана водичка» | Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная. | Педагог-психолог, Воспитатель |
Режимные моменты «Вымой руки» | Формировать культурно-гигиенические навыки у ребенка | Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц «Послушный дождик» | Педагог - психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Тонет - не тонет» | Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости. | Педагог-психолог | |
Дидактические игры: «Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу» | Закрепление привычки к чистоте и опрятности. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Консультации для родителей на тему: «Игры с водой дома» | Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома. | Педагог-психолог | |
СЕНТЯБРЬ | Утро радостных встреч «Ловля рыбок» | Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости. | Педагог-психолог, Воспитатель |
Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода» | Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес) | Педагог-психолог | |
Самостоятельная деятельность в воде «Тонет - не тонет» | Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой | Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Мыльные перчатки» | Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Режимные моменты «Будем пить» | Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха | Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Теплая-холодная-горячая» | Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся» | Закрепление представлений о чистоте и опрятности. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Прятки» | Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Консультации для родителей по теме «Адаптация детей» (папка для родителей) | Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные) | Педагог-психолог | |
Режимные моменты «Водичка - умывалочка» | Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка | Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик» | Педагог - психолог, Воспитатель | |
ОКТЯБРЬ | Утро радостных встреч «Игры-забавы с мыльными пузырями» | Развитие ловкости | Педагог – психолог, Воспитатель |
Режимные моменты «Помощники» | Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть | Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр» | Педагог - психолог, Воспитатель | |
Дидактическая игра: «Водичка, водичка, умой мое личико» | Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Воздух и вода» | Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха | Педагог-психолог | |
Самостоятельная деятельность в воде «Ловля рыбок» | Совершенствование умения пользования предметами по назначению | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Физкультминутка «Тихо плещется вода» | Создание у детей хорошего, радостного настроения | Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Вкусная водичка» | Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка) | Педагог-психолог | |
Дидактическая игра «Помоем посуду» | Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Подвижная игра «Пузырь» | Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Экологическая сказка» | Исследование влияния на воду природного материала | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду» | Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций | Педагог-психолог, Воспитатель | |
НОЯБРЬ | Наблюдение на прогулке за тучками, дождем | Обсуждение с детьми о природных явлениях. | Воспитатель |
Утро радостных встреч «Игры-забавы с водой» | Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации | Педагог – психолог, Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика: «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье» | Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Экологическая сказка» | Исследование причины загрязнения воды | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Режимные моменты «Помоем ручки» | Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка | Воспитатель | |
Чтение пестушек по теме проекта: «Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль» | Знакомство с пестушками по теме проекта, расширение словарного запаса | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Дидактическая игра «Капельки и тучки» | Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Чтение художественной литературы | Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу» | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Опыты и эксперименты «Вода - жидкая, течет» | Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет. | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Физкультминутка: «Тихо плещется вода», «Речка» | Создание у детей хорошего, радостного настроения | Воспитатель | |
Дидактическая игра «Тучка» | Сенсорное развитие. Развитие речи, активация словаря | Педагог-психолог, Воспитатель | |
Самостоятельная деятельность «Помощники» | Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть | Педагог-психолог, Воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в рамках непосредственно образовательной деятельности
В данном материале представлены 3 из 15, разработанных мною развивающих адаптационных занятий (непосредственно образовательная деятельность) для детей 1,5-3 лет. Занятия (непосредственно образовательн...
Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...
Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...
Педагогический проект по адаптации детей 1- 1,5 лет к условиям детского сада.
Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужо...
Педагогический проект по адаптации детей 1- 1,5 лет к условиям детского сада.
Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужо...
Проект по адаптации детей во второй младшей группе к условиям детского сада на тему: «Адаптируемся играя»
Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает ...
Проект по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям ДОУ практико-ориентированной направленности «Первый раз в детский сад»
Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, ...