Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике
В доме ребенка специалисты: логопеды, дефектологи и воспитатели на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который может прояснить некоторые моменты и осветить проблемы, с которыми сталкиваются многие воспитатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ОВЗ | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение здравоохранения Московской области «Фрязинский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Проблемы речевых функций у детей с ОВЗ
2. Особенности общения детей с ОВЗ
3. Поддерживающая коммуникация как эффективный метод в общении с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
3.1. Мимика
3.2. Язык жестов
3.3. Телодвижения, пантомимика
3.4. Глобальное чтение
Заключение
Введение
В доме ребенка специалисты: логопеды, дефектологи и воспитатели на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который может прояснить некоторые моменты и осветить проблемы, с которыми сталкиваются многие воспитатели.
1. Проблемы речевых функций у детей с ОВЗ
Речь всегда имеет две стороны: импрессивную (понимание чужой речи и сохранность ее звукового состава) и экспрессивную (произнесение речевых звуков и слов). Хорошо известно, что произношение речевых звуков формируется на основе восприятия чужой речи и ее слухового анализа и синтеза. Если мы вспомним детей, глухих от рождения, то сразу обратим внимание на их дефектное произношение, которое напрямую зависит от того, что у них нарушен слуховой анализ. С другой стороны, речевой слух формируется при активной артикуляции звуков, слов и фраз, приблизительно так же, как музыкальный слух развивается при активном участии моторного пропевания. Исследование речевых функций, у детей с ОВЗ показывает, что у них гораздо сильнее страдает устная речь, у некоторых детей она часто остается на уровне простых восклицаний и отдельных слов, не переходя к фразовой речи.
Конечно, все мы с нетерпением ждем того счастливого момента, когда начнем свободно общаться со своим малышом на удобном и привычном для нас языке. Но бывает, проходит год, второй, третий, а малыш так и не начинает произносить первые слова и не вступает с вами в речевой диалог. Что нужно сделать для того, чтобы ребенок заговорил? Как помочь взрослым в общении с неговорящим ребенком? И вообще, что такое общение и в каких формах оно может протекать? Вот на эти вопросы необходимо сегодня ответить, хотя каждый из них заслуживает глубокого изучения и пристального внимания.
2. Особенности общения детей с ОВЗ
Что же скрывается за таким понятным и простым термином как общение или коммуникация.
Общение – это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. На этом этапе речевое общение пока недоступно для малыша и поэтому гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.
3. Поддерживающая коммуникация как эффективный метод в общении с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
На определенных этапах речевого развития малыша необходимо применять поддерживающую коммуникацию. Это важное и очень эффективное понятие является основой в общении с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с ОВЗ?
Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на этих средствах.
3.1. Мимика
Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с ОВЗ с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Педагоги просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.
3.2. Язык жестов
Использование жестовой речи в нашем доме ребенка опирается на исследования многих зарубежных ученых, которые установили, что жесты в обучении детей с ОВЗ ускоряют их общее и речевое развитие. Наши специалисты на основе своего многолетнего опыта могут только подтвердить и поддержать это утверждение.
Часто дети с ОВЗ, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают так или иначе проявлять агрессию.
Язык жестов помогает ребенку усваивать основные понятия, он учится влиять на окружающий мир. Важно понять, что на том этапе, когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить за вами: слово или жест.
Несомненно, жесты – это средство, которое позволит ребенку вступить в коммуникацию и будет способствовать ее улучшению. Жесты должны быть такими, чтобы:
– в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться,
– ребенок мог легко их выполнять.
Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.
Хочется дать несколько рекомендаций по применению жестов.
- Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.
- Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается.
- При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.
- Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.
- При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
- Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
3.3. Телодвижения, пантомимика
По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:
– восприятие,
– движение,
– память,
– внимание,
– речь.
Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или несформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.
В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.
Малыш с ОВЗ еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.
Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Поверьте, первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.
3.4. Глобальное чтение
Что такое глобальное чтение? Это способ восприятия и запоминания информации (в нашем случае – написанного слова) целиком, как картинки или фотографии). Некоторые специалисты по раннему развитию отдают предпочтение этому методу при обучении маленьких детей чтению. Это же явление может использоваться для обеспечения неговорящих детей основным или вспомогательным средством общения. В таких случаях общение поддерживается с помощью специально изготовленных табличек, на которых крупным шрифтом (высотой 10 см) написаны слова.
Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним. Обучение глобальному чтению на начальном этапе не требует даже умения говорить, но оно опирается на целенаправленное внимание и память. На первых этапах обучение глобальному чтению не должно носить абстрактный характер, его следует привязывать к конкретному предмету и его обозначению. Другими словами, если вы показываете ребенку табличку, где написано слово «яблоко», то обязательно кладете рядом реальное яблоко, на табличку со словом «ложка» вы кладете ложку и т. п. Позже можно заменять реальные предметы картинками с наложением на них табличек. Если ребенок готов удержать в поле своего внимания большой объем информации, можно расширить ряд до уровня «предмет – картинка – табличка с названием» (машина + картинка + название предмета). Обучение глобальному чтению помогает сформировать у ребенка установку на чтение: он начинает понимать, что предметы, а позже – картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию.
Заключение
В заключении хочется еще раз напомнить, что желанию общаться и радости от общения на первых порах должна отводиться первостепенная роль. Правильность общения находится на втором плане. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал успех, чтобы ему захотелось общаться, поэтому обучение должно проходить на таком уровне, на котором ребенок сможет достичь этого успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»
· Развитие мелкой моторики рук; · Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...
"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, к...
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья...
Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Настоящая Программа Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...
Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Специалисты дома ребенка на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который может прояснить некоторые моменты и ос...
«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья» Нарушения речи - достаточно распространенное явление у детей.Значение ри...