«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья (старшая группа)
«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
Нарушения речи - достаточно распространенное явление у детей.
Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
В группах с нарушением речи необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе изобразительной деятельности, а затем и совмещать с речью свою деятельность.
Словесные обозначения помогают детям выделить в предметах их признаки. Слово помогает осмыслению процесса изображения. Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения.
В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:
• широкий подход к решению проблемы;
• проявление творчества в художественной деятельности;
• атмосфера творчества;
• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;
• комплексное и системное использование методов и приёмов;
• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
• овладение детьми способами изображения
• индивидуальный подход к каждому ребёнку;
• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
• рисование пальчиками;
• рисование ватными палочками;
• тычок жесткой полусухой кистью;
• рисование ладошками и из ладошек;
• рисование печатками и различными предметами;
• рисование восковыми мелками и свечой;
• печать по трафарету;
• набрызг;
• рисование мятой бумагой;
• рисование пластилином;
• аппликация из бумажных шариков;
• рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
• кляксография с трубочкой.
Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи.
Список литературы
- Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных исследований, 2008, С.96
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336.
- Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005, С.112
- Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007, С.98.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
основная общеобразовательная школа № 9
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение « Детский сад « Родничок»
«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление
воспитателя
структурного подразделения «Детский сад «Родничок»
г.о. Новокуйбышевск
Березиной
Ирины Николаевны
г.Новокуйбышевск, 2017г.
Нарушения речи - достаточно распространенное явление у детей.
Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
В группах с нарушением речи необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе изобразительной деятельности, а затем и совмещать с речью свою деятельность.
Словесные обозначения помогают детям выделить в предметах их признаки. Слово помогает осмыслению процесса изображения. Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения.
В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:
• широкий подход к решению проблемы;
• проявление творчества в художественной деятельности;
• атмосфера творчества;
• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;
• комплексное и системное использование методов и приёмов;
• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
• овладение детьми способами изображения
• индивидуальный подход к каждому ребёнку;
• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
• рисование пальчиками;
• рисование ватными палочками;
• тычок жесткой полусухой кистью;
• рисование ладошками и из ладошек;
• рисование печатками и различными предметами;
• рисование восковыми мелками и свечой;
• печать по трафарету;
• набрызг;
• рисование мятой бумагой;
• рисование пластилином;
• аппликация из бумажных шариков;
• рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
• кляксография с трубочкой.
Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи.
Список литературы
- Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных исследований, 2008, С.96
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336.
- Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005, С.112
- Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007, С.98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, к...
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. В последние годы в рамках общемирового процесс...
Доклад на педсовете "Формирование и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на педсовете "Формирование и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация для родителей...
Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день особенно актуальна. Дошкольники испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-граммати...