Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stolbushki.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Ковайкина
Е.А. Орехова
О.В. Харламова
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Поэтому главная задача педагога - помочь в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Нашу группу посещают дети с нарушениями речи системного характера - многие из них в начале года не говорят и объясняются жестами. Также у всех наших детей отмечается задержка психического развития. Для них характерна незрелость эмоционально - волевой сферы, нарушение восприятия, внимания, наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Если говорить об особенностях памяти, то здесь обнаруживается одна закономерность: дети с задержкой психического развития значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Поэтому мы большое внимание уделяем организации игрового и предметно - развивающего пространства группы.
Мы смоделировали предметно – развивающую среду таким образом, чтобы она стимулировала речевую и коммуникативную активность наших воспитанников.
В группе выделено несколько зон, определяющих направленность детской деятельности. Конечно, особое внимание уделяется игровой зоне, которая включает в себя парикмахерскую, магазин, кухню, кукольную гостиную. Коляски, каталки, большие и маленькие машины – определяют двигательную зону, в ней же размещены игры и игрушки, направленные на активизацию двигательно – игровой активности детей. Точно так же предусмотрены переходы игровой в театрально – игровую, конструктивно – игровую и другие «смежные» виды детской деятельности. Это дает возможность детям самостоятельно включаться в наиболее интересный для них вид деятельности, выбрав занятие по душе, и способствует комфортности его пребывания в группе и более мягкой адаптации к детскому саду.
Большую роль в этом играет наш музей кукол.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Поэтому народная кукла всегда была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли: детская забава, средство воспитания, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение… Все ее эти значения сплелись воедино в одну самую главную функцию – функцию общения, адаптации и социализации - вхождения ребенка в культуру.
Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Потешная копилка народной памяти – в этом была заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.
В то же время, играя с куклами, ребенок включался в мир людей: в игре он отражал свой опыт (в особенности то, что его волнует), воспроизводил действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходили одновременно два процесса. С одной стороны, ребенок вкладывал в уста куклы, в ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания (т.е. она являлась как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором»); с другой – та же кукла задавала образ человека, который становился для малыша образцом для подражания (именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникали представления о человеке и связанных с ним категориях – красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом).
Традиции такого общения ребенка и куклы мы попытались возродить при создании музея кукол - столбушек. Столбушка выступала для нас символом адаптации, доверительности и прочности детско – родительских и педагогических взаимоотношений.
Для изготовления куклы – столбушки ткань скручивается в тугой столбик. Для обозначения скатка перетягивается нитями. Затем кукла наряжается в костюм, выполненный в русском народном стиле, и пришиваются ручки. Традиционно кукол оставляли безликими, но из-за того, что у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание всех форм мышления, глаза, рот и нос у кукол мы все-таки намечали.
Эти куклы были расставлены по группе и привлекли внимание наших детей. Дети тянулись к ним, как к чему-то необычному, трогали, рассматривали их. Увидев заинтересованность ребенка той или иной куклой, мы наблюдали за манипуляциями ребенка с куклой, осторожно начинали разговаривать с ребенком от лица куклы. Видя, что ребенок пытается куколке что-то рассказать, спрашивали ребенка о его доме, близких людях. Как могли, дети «отвечали» им как своеобразным – игровым – «хозяйкам» группы.
Куколок мы часто использовали в режимных моментах: они встречали детей утром, смотрели, как дети едят, помогали собраться на прогулку, успокаивали во время сна. При этом куколка голосом педагога говорила какую-нибудь потешку. Например, утешая ребенка, куколка приговаривала:
Полно плакать!
Тише, тише,
А не то Полкан услышит,
Скажет: «Гав! Кто плачет тут?
Аней тут кого зовут?»
Во время умывания говорила:
Водичка, водичка,
Умой Алене личико,
Чтобы смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели.
Во время еды, похваливая деток, произносила:
У нас полный дом ребят,
Все за столиком сидят,
Все за столиком сидят,
Кашу с масельцем едят,
Ложка гнется, рот смеется,
Душа радуется.
Укладывая спать, приговаривала им:
Все ложатся на бочок,
Под головку кулачок,
Ветерок над головой,
Спи, глазок, спи, другой.
Если кто-то долго не может заснуть,
обращаясь к нему, тихо говорила:
Ходит Дрема возле дома,
Смотрит, все ли спят?
Все ли спят из ребят?
Уже и зверя спят.
Уж и птички спят.
Викуля, заинька, не пора ли баиньки?
И конечно, когда все дети улягутся,
тихим, ласковым голосом напевала им колыбельную песенку:
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Прилетели, сели возле колыбели.
Стали гули ворковать,
Стали Юленьку качать,
Стали баить сказки,
Мазать медом глазки … и т.д.
Ну вот детки проснулись и, улыбаясь, поглаживая их по спинкам, куколка спрашивала:
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуни-потягунюшки,
От носочков до макушечки
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растем, растем.
Причесывая ребенка, снова разговаривала с ним, приговаривая:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька до пят,
Все волосыньки в ряд!
Отправляясь на прогулку, куколка говорила:
Если солнце за окном,
На прогулку мы идем.
Друг за другом встанем в ряд
И получится отряд!
Дальше мы шли, приговаривая:
Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ, топ-топ.
А маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Такие потешки употреблялись изо дня в день – легко запоминались детьми: они сами начинали их повторять и рассказывать куколке. С куколкой наладились особые, доверительные взаимоотношения.
Ребята стали просить взять куколок домой. Мы подготовили родителей, что показывать куколке, о чем с ней говорить (например, познакомить куколку со всеми членами семьи, показать ей игрушки, кроватку ребенка). Ребенок, приходя из детского садика, рассказывал куколке о том, что с ним произошло в саду: кто из детей был в саду, какие были занятия, что дети ели и т.п. Спустя некоторое время дети приносили куколок обратно. Каждый ребенок, держа куколку в руках, от ее имени рассказывал, что куколка увидела в доме. Благодаря этому нам удалось установить более тесные отношения с семьями воспитанников и побудить детей начать говорить.
Следующим этапом работы стало разыгрывание между ребенком и куклой небольших диалогов, затем мы подключили родителей к нашим диалогам. Ребенок вместе с одним из родителей рассказывал кукле о происходящих в детском саду событиях. Это способствовало установлению более тесного контакта между родителем и ребенком. Ребенок при этом учился понимать и выражать свои чувства и переживания. Нужно признаться, что куклы – не только традиционные столбушки, но и сделанные на их основе другие игровые персонажи – помогли детям научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Поэтому, учитывая эмоциональные особенности наших воспитанников, мы корригировали поведение наших детей через образ кукольного персонажа. Например, робкому и застенчивому ребенку предлагали куклу с ярким эмоциональным, сильным характером (волк, медведь, дедушка); импульсивному ребенку предлагали образ мягких, робких, заботливых героев (заяц, колобок, мышка). Такое взаимодействие учило ребенка проявлять пока несвойственные ему черты характера.
В дальнейшем мы с детьми стали инсценировать хорошо знакомые детям сказки, такие как «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Действие сказки разворачивалось на столе, застеленном тканью, цвет который соответствовал предполагаемому календарному времени действия сказки (белое полотно или синтепон – для зимы; зеленое - для лета и т.п.). Интерьер на «столике сказки» подготавливался заранее, до начала «спектакля», и накрывался легкой тканью, которая скрывала приготовленное от преждевременного любопытства детей.
Когда подгруппа детей заходила в логопедический кабинет, и дети рассаживались на стульчиках, мы вместе с ними произносили присказку. Затем убиралась ткань с декорацией – и педагог рассказывал детям сказку, перемещая кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий. После просмотра мы с детьми обсуждали сказку. Затем каждый ребенок выходил к «сказочному столику» - и мы вместе с ребенком рассказывали сказку ( по очереди, передавая нить повествования другому). В качестве поощрения персонажи сказки обязательно благодарили малыша. В свою очередь, детям очень нравилось рассказывать сказку вместе с куклами. Куклы стимулировали ребенка начали говорить, пусть и не понятно, на своем языке, но самостоятельно.
Имеющийся опыт мы вводили в семейные отношения, обучая родителей технике совместной инсценировки сказок. Показ «сказки на столике» помогал родителям и детям расслабиться, снимал психическое напряжение, активизировал внимание, способствовал укреплению эмоциональных контактов и игровой инициативе, развивал умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Благодаря получению такого опыта родители включились в создание новых тряпичных кукол, организацию семейных театров.
Герои таких постановок хороши тем, что после показа могут занять место среди обычных игрушек. С их помощью потом дети могут придумывать сюжеты к своим играм – индивидуальным и коллективным – не только дома, но и в детском саду. Подобные сюжетно-ролевые игры не только способствуют навыкам адаптации и социализации, но и прекрасно развивают речь детей: они положительно влияют на формирование навыков речевого общего, в доступной и интересной форме обогащают словарный запас детей, помогают активизировать его.
Литература:
1. Крячко А.А. Русская сказка в домашнем театре. – М.: «Планета», 2004.
2. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....
Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, к...
«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья» Нарушения речи - достаточно распространенное явление у детей.Значение ри...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. В последние годы в рамках общемирового процесс...
Доклад на педсовете "Формирование и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на педсовете "Формирование и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация для родителей...
Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день особенно актуальна. Дошкольники испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-граммати...