Наши соседи-насекомы
проект по коррекционной педагогике

Смирнова Елена Александровна

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.

Ведь знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Так же в данном пректе в помощь к подготовке приведены пример перспективного планирования, и собран дидатический  и информационный материал. Данный материал можно применять как в группе нормы, так и в группе коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_nasekomye.docx104.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №46 городского округа Кинешма  (МБДОУ д/с №46)

Проект: 

«Наши соседи - насекомые»

Авторы проекта:

Смирнова Елена Александровна, МБДОУ д/с №46, учитель-дефектолог

Продолжительность проекта:  краткосрочный (1 неделя)

Вид проекта: групповой.

Тип проекта:  информационно-практико-творческий 

Возрастная группа: дети  с ОВЗ, 5-7 лет

2018г.

Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Проблема: В любом месте на прогулке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Но большинство современных детей редко обращают на это внимание. Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы начать необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Проектная идея: Больше узнать о насекомых может помочь проектно-исследовательская деятельность. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Актуальность проблемы: С наступлением лета и появлением множества насекомых у детей возникают вопросы - почему комар кусает; как устроен муравейник; чем питается бабочка. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные.

Проект поможет узнать детям больше о жизни насекомых и научить правильному отношению к ним. Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. 

Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.

Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идёт обучение.

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.

Данный проект поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.   Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в докторов и лаборантов, которые лечат от укусов насекомых, другие в исследователей и коллекционеров. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы дошкольной дидактики. Воспитательно-образовательная работа с детьми с ОВЗ  осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

2.        Принцип активности – предполагает у воспитанников высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

3.        Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм  привлечения органов чувств человека к процессу познания.

4.        Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

5.        Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

6.        Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Пояснительная записка

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы  предлагает знакомить дошкольников с насекомыми, пользе и вреде ими приносящем. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

В данном проекте представлен методический материал по формированию представлений  о насекомых, их многообразии. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.

Проект поможет научить добывать информацию из различных источников,  дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки,  систематизировать полученные знания, применять в различных видах детской деятельности. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности  данного проекта.

Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста  с ОВЗ. И разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г  № 1155), «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании»,  и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы 

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • воспитывать бережное отношение к  живому                                            
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • Способствовать формированию у детей понятия: насекомые
  • Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать
  • Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
  • Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.    
  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
  • Привлечь родителей к совместной деятельности.
  • формировать навыки исследовательской  деятельности. 

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

  • Разработка проекта
  • Подбор литературных произведений о насекомых
  • Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
  • Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
  • Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
  • Подбор музыкальных произведений по теме
  • Составление плана основного этапа.
  • Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

  • Познавательные беседы по теме с использованием презентации;
  • Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу;
  • знакомство с литературными произведениями:   А.Бианки «Как муравьишка домой спешил», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Майский жук»),  К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов и отрывков о насекомых «Муха - Цокотуха» «Тараканище», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
  • Отгадывание загадок по теме, словотворчество (сочинение детьми);
  • Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;
  • Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»; П. Чайковского «Вальс цветов»;
  • просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Под грибом».
  • Дидактические игры: разрезные картинки: «Собери цветок»; «Чья тень?», «Четвертый лишний», «Запомни и назови», шнуровка «Божья коровка», игры со счетными палочками «Жук», «Бабочка», лото «Парочки» и др.
  • Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»;
  • Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
  • Взаимодействие с семьей;
  • Консультация «Первая помощь при укусах насекомых».

III этап – Заключительный

  • Оформление выставки детских работ.
  • Оформление книжки-малышки «Мое любимое насекомое»
  • Итоговое физкультурное мероприятие «На полянке».
  • Музыкальный досуг  «Пчёлки – добрые подружки»

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В организации знакомства с насекомыми широко используются практические методы обучения: проблемные вопросы, самостоятельное и коллективное наблюдение; наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность.  Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.

Предполагаемый результат:

  • дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
  •  иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  •  знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  •  находить сходства и различия;
  •  владеть обобщающим понятием «насекомые»

 

Перспективное планирование

Образовательная область

Цели и задачи

Содержание

Познавательное развитие

 

  • Расширение, углубление и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; 
  • формировать реалистическое представление о роли насекомых в жизни человека;
  • Формирование познавательного интереса к насекомым, развитие любознательности
  • учить анализировать, устанавливать простые причинно-следственные связи, делать обобщения;
  • активизировать память и внимание детей

НОД: (по плану учителя-дефектолога)

  • Ознакомление с окружающим «Эти удивительные насекомые».
  • Математическое развитие:

«Полет бабочки»

  • Познавательное развитие

 «Почему происходит смена дня и ночи, времени года».  

Наблюдения за насекомыми в утреннее и вечернее время.

Опыт: « Свойства солнечных лучей».

 

Беседы: «Пчелы - самые близкие друзья человека», «Польза и вред насекомых». «Шестиногие малыши»,  «Где зимуют насекомые?», «Интересные факты из жизни насекомых»

Рассматривание  иллюстраций «В мире насекомых», энциклопедий, книг

Просмотр презентации «Наши маленькие соседи».

Просмотр мультфильма «Лунтик», «Под грибом», «Пчелка Майя».

 Викторина «Что мы знаем о насекомых».

Интервью «Насекомые луга»

Дидактические игры и упражнения: «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Кто что умеет делать», «На полянке», «Полет бабочки»,  «Найди различия и сходство» (уточнить главные отличительные признаки всех насекомых; развить умение сравнивать), «Собери бабочку» (геометрическая мозаика)

Настольно-печатная игра с полем  «Букашки», «Лабиринт»

Социально-коммуникативное развитие

  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Беседы «Меня укусило насекомое» (знаний детей о первой помощи, совершенствование умения находить выход из сложных ситуаций), «Ядовитые и не ядовитые насекомые», «Безопасность в природе»

Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка на луг»

Конструирование  из счетных палочек «Жук», «Бабочка», «Помоги пчелки построить соты»

Речевое развитие

  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Развивать фонематический слух.
  • Продолжать закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
  • Активизировать словарный запас детей.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствовать умение связно и последовательно составлять рассказ.
  • Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Продолжать развивать интерес к чтению художественной и научно-познавательной  литературы

НОД   Речевое развитие  (по плану учителя-логопеда»

  • Составление рассказа по сюжетной картинке. Лексическая тема «Насекомые».
  • Полет на Жука. Звук «Ж»  (автоматизация)
  • Чтение и пересказ сказки К. Ушинского “Пчелки на разведках”.
  • Составление рассказа по плану «Божья коровка»,  «Муравей»

Пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Паучок».

Дидактические игры и упражнения:   «Закончи фразу», «Подскажи словечко»,  «Слова – друзья» (учить детей подбирать близкие по звучанию слова), «Ласковые слова» (Развитие коммуникативных способностей детей; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен), «Узнай меня» (учить описывать предмет, не называя его)

Художественно-эстетическое развитие

  • Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.  
  • Формирование  умение детей продумывать композицию и содержание рисунка.  Закреплять навыки работы с гуашью и акварелью, учить использовать  нетрадиционные материалы и техники.
  • Совершенствовать работу при силуэтном вырезании.
  •  Закрепить умение применять в работе ранее усвоенные приемы лепки (вытягивание, скатывание, заглаживание, использование стека.).
  • Способствовать развитию  творческой активности  детей, воображения, фантазии

НОД:

  • Рисование «Бабочки летают над лугом» 
  • Аппликация: совместная работа «На лугу».
  • Ручной труд: оригами «Бабочка»
  • Лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» 
  • Чтение художественной литературы:  В.В. Бианки. «Как муравьишка домой спешил», «Стрекоза и муравей» разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка», загадки,

Прослушивание аудиозаписи 

Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»

Раскраски, трафареты, штриховки, «Обведи по точкам», «Дорисуй вторую половинку»

Физическое развитие

  1. Активизировать интерес детей к двигательной деятельности, обогащать двигательный опыт.
  2. Контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности.
  3. Поддерживать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, как средству укрепления и сохранения здоровья.
  4. Целенаправленно развивать физические качества и координационные качества.

 

 Подвижные игры и упражнения:

«Паучок», «Пчёлы», «Ловля бабочек», «Медведь и пчёлы», «Поймай комара», «Жуки»

Игры-эстафеты: «Плетение паутины», «Трудолюбивые пчелки», «Кузнечики»

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам.

Приложение

Загадки

  • В полосатом платьице
    На лугу летает.
    Мохнатыми лапками
    Пыльцу собирает (пчела).

  • Как только садится она на цветок,
    Нектар собирает её хоботок (бабочка).
  • Улей – дом,
    А рой – семья.
    Как зовут меня, друзья? (пчела)
  • Зелёная пружинка
    Живет в траве густой.
    С травинки на травинку

Он скачет день- деньской (кузнечик)

  • Маленькая модница
    Села на ладошки.
    Красненькое платьице
    С черными горошками (божья коровка)
  • Полосатая она,
    Только это не пчела.
    Мед не собирает.
    Внимание! Кусает! (оса)
  • «Эй, художник помоги,
    Ты меня принаряди
    Сделай красный сюртучок»-
    Мне сказал один жучок:
    «А потом добавь ещё
    Пару точек на бочок» (божья коровка)
  • Некрасивая я,
    Крыльев нет у меня.
    Но я в нити завернусь,
    В бабочку я превращусь (гусеница)
  • Надо мною он кружит
    И пищит, пищит, пищит (комар)
  • Я летаю, как хочу
    Боком, взад, вперед лечу.
    Есть огромные глаза
    Я летунья - …(стрекоза)
  • Этот малыш, сильнее слона
    Веточки носит он без труда (муравей)
  • Я по потолку ползу
    Никогда не упаду,
    Лапки чищу я всегда
    Там присоски у меня (муха)

                                         

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем,
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)

Пальчиковая гимнастика «Паучок».
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)

Физкультминутки

  Бабочка

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, встрепенулась.

Раз – росой она умылась.

Два  - изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Трудолюбивая пчёлка

Пчёлка трудится весь день        (рисуем руками круг)

И работать ей не лень.      (покачиваем указательным пальцем)

От цветка летит к цветку          (взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.         (круговые движения руками по животу)

Хоботком нектар сосёт,            (наклоны вниз)

За день много соберёт.          («раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесёт нектар в тот улей.     (изображаем полёт)

И назад вернётся пулей.     (показываем указательный палец)

В сотах утрамбует мёд,       (топанье ногами)

Скоро ведь зима придёт        (поёживание)

Будет пчёлкам, чем питаться.   (имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.     (имитация накладывания мёда в соты)

«Жук».
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
(машут руками)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,
(повороты в стороны)
Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево).
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется, (покружиться.)

                                                              

Пословицы и поговорки

  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Муравью роса – ливень.
  • Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.
  • На муравейнике долго не усидишь.
  • Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
  • Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
  • Одна пчела много мёду не наносит.
  • Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.
  • Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.
  • Пчела знает, где мёд брать.
  • У кого пчела, тому жизнь весела.
  • Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.
  • Жужжала муха, дождалась паука.

Народные приметы

  • Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
  • Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
  • Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
  • Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
  • Если муравьи прячутся в кучке  - жди сильного ветра, дождя, грозы.
  • Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
  • Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.
  • Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
  • Если много комаров – готовь короб для ягод.
  • Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
  • Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.
  • Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  • Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.
  • Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.

Дидактические игры

                                                                     

  «Четвёртый лишний» (зрительно и на слух)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • заяц, ёж, лиса, шмель;
  • воробей, паук, скворец, сорока;
  • бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  • кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук

«Назови одним словом» (зрительно и на слух)

  • пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
  • таракан, муха, пчела, майский жук;
  • стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка

 «Игра в слова»

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т.д.). Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», крылатая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).

Дидактическая игра  «Собери цветок» 
Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.   

«Сложи картинку»
Цель: Закрепить знания детей о насекомых. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Ход игры: Нужно сложить картинку с насекомым и кратко о нем рассказать.

«Назови ласково»

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

«Подбери признак»

бабочка какая? –,

муравей какой? –,

пчела какая? – …

«Закончи предложение» 

(употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

«Кто что умеет делать»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь.
Ход игры:
На наборное полотно выставляют картинки с изображением насекомых. Воспитатель рассказывает детям, кто, что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).
Например:
Бабочка, что делает?. (Летает, порхает)
Гусеница, что делает?. (Ползает, ест, прячется)

«На полянке»

Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под». Ход игры: На доске выставляются картинки с изображением цветка и листочка.
Детям раздаются изображения насекомых. Воспитатель просит разместить насекомых на доске: посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д. Затем дети составляют предложения.

Подвижные игры

«Паучок»
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

«Пчёлы»
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные,
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

«Ловля бабочек»
Из детей выбирается 4 «ловца». Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - «бабочки». На слова воспитателя: «Бабочки, бабочки в сад полетели» дети - «бабочки» летают - бегают по всей площадке. На слово воспитателя «ловцы!» два ребёнка, держась за руки, стараются поймать бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки, на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: «Бабочки, бабочки в поле полетели» дети - «бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловят другая пара ловцов. Когда будет поймано 4-6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы.

«Медведь и пчёлы»
Участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

«Поймай комара» 

Играющие - лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с при¬вязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в се¬редину круга.
Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б.Заходера:
Поют лягушки хором. Какой прекрасный хор! Вот есть же хор, в котором, Не нужен дирижер! - Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше го¬ловы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпры¬гивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз. Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли до¬стать комара. Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.

Игры – эстафеты

Эстафета «Кузнечики»

- Отгадайте-ка загадку.

Прыгает пружинка-

Зелёненькая спинка -

С травы на былинку.

С ветки на тропинку. (Кузнечик.)


- Теперь все превращаются в кузнечиков.

Команды строятся в две колонны на линии старта. По сигналу ведущего первый игрок каждой команды прыжками на двух ногах двигается до ориентира, огибают его, возвращаются к команде и передают эстафету второму игроку. И так далее. Выигравшая команда получает 5 баллов.

Эстафета «Плетение паутины»

Наткёт, наплетёт,

Сядет и добычу ждёт. (Паук.)

- Вы сейчас тоже на время станете паучками.


Все игроки команд. Кроме капитанов, берутся за руки и «плетут паутину» - запутываются как можно сильнее, не расцепляя при этом рук. По сигналу ведущего капитаны должны распутать команду соперников. Кто быстрее? Выигравшая команда получает 5 баллов.

Эстафета «Трудолюбивые пчёлки»

- Отгадайте-ка загадку.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Прохлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)


Команды строятся в две колонны на линии старта. У каждого игрока в руках небольшое ведёрко. На некотором расстоянии от команд на полу разложены кубики – «цветочки». По сигналу ведущего первый игрок каждой команды бежит к кубикам, кладёт кубик в ведерко, возвращается к команде и передаёт ведёрко второму игроку. И т. д. Выигравшая команда получает 5 баллов. Если в ходе эстафеты игрок уронит из ведра кубик, то со счёта команды снимается 1 балл.

А вы знаете приметы, связанные с пчёлами?

Перед дождём пчёлы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой они летят далеко в поле.

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка на луг»
Цель: Воспитание патриотизма через любовь к природе, бережное отношение к насекомым, зелёным насаждениям.
Задачи:
- Закреплять умение детей совместно играть¸ распределять роли, подготавливать условия для среды.
- Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
- Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
- Воспитание понимания правил поведения человека в природе.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, сотрудничать.
Ход игры: Дети отправляются на луг. Рассматривают насекомых, любуются и нюхают цветы, водят хороводы.

Консультация для родителей «Укусы насекомых».
Как ни удивительно, большинство особей комариного семейства, питается цветочным нектаром, или соком растений. Но есть и такие представители, точнее, представительницы вида, ротовой аппарат которых приспособлен для прокалывания кожных покровов млекопитающих. Всем известно, что кусают только самки комаров – кровь человека или животного позволяет им накапливать жизненные силы для отложения большего количества плодных яиц. Кроме того, глюкоза крови теплокровных видов позволяет самкам накапливать необходимую энергию для более активного размножения. При укусе насекомое впрыскивает под кожу человека особое вещество, которое вызывает сильнейший зуд. Помимо дискомфортных ощущений комариные «уколы» грозят инфекцией. Особенно часто это случается у детей. Малыши расчесывают кожу, создавая тем самым благоприятную почву для вторичного бактериального инфицирования. В результате расчесы воспаляются, становятся красными, болезненными и могут даже нагнаиваться.
Что делать, если укусил комар?
Если комар все-таки добрался до кожи ребенка, можно смазать зудящие бугорки фенистил - гелем, наложить на укус содовый прохладный компресс или кубик льда. Помогает также растертый листик бузины. Если бугорок расчесан, можно обработать ранку зеленкой или перекисью, промыть раствором фурацилина или слабой марганцовкой.
Клещи считаются одними из наиболее опасных насекомых в нашей полосе.
А также являются одними из древнейших обитателей, населяющих нашу планету. Дело в том, что они являются переносчиками инфекционных заболеваний: клещевого энцефалита и боррелиоза. Эти вирусные инфекции поражают спинной и головной мозг. Заболевания протекают тяжело, с высокой температурой, судорогами и могут приводить к различным осложнениям.
Что делать, если укусил клещ?
Если вас или ребенка укусил клещ, постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не опасно ли оно, не является ли разносчиком инфекции. Если показаться врачу нет возможности, удалите клеща самостоятельно. Извлекать паразита нужно пинцетом или специальными приспособлениями, делая выкручивающие движения и стараясь не повредить брюшко и хоботок. Помните, если дернуть быстро, велика вероятность, что верхняя половина туловища клеща останется внутри кожи, что чревато воспалением и нагноением.
После удаления клеща необходимо проверить место контакта: не остался ли там хоботок? Если все чисто, ранку следует промыть водой или спиртом, смазать йодом или зеленкой. Затем тщательно вымыть руки с мылом. По возможности, пусть даже на следующий день, отвезите клеща в травмпункт, где «агрессора» исследуют на носительство возбудителя.
Как не допустить укуса насекомых?
Отправляясь на прогулку в лес или на пикник в парк, следуйте несложным, но эффективным рекомендациям:
- Отдавайте предпочтение светлой одежде, на ней проще заметить насекомое. - Постарайтесь максимально закрыть кожу: наденьте носки, брюки, футболку с длинным рукавом, голову защитите панамой или бейсболкой.
- Каждые 15–20 минут осматривайте свою одежду, голову и открытые участки тела.
- Если вы решили остановиться на ночлег в палатке, заранее приобретите антиклещевые спреи, которыми можно будет обработать палатку и спальный мешок.
- во время вечерних прогулок или походов в лес наносить на открытые участки кожи репелленты – средства, отпугивающие насекомых. При этом следует избегать попадания лосьона или спрея в глаза. Если репеллент случайно попал ребенку в глаза, незамедлительно промойте их большим количеством проточной воды.

Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»

              Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу, и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.

              Единичные укусы пчёл  здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные укусы в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном укусе и возникают крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

               Частота возникновения аллергических реакций на укусы осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на один укус. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

               Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего, необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.

              В том случае, когда реакция на укус  насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.

Физкультурное развлечение с элементами психогимнастики «На полянке»

          Звучит музыка со звуками леса. «Жил-был Зелёный лес. Это был не просто Зелёный лес, а поющий лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые. Предлагаю отравиться в лес на прогулку».

         В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания:

«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом;

«Копна» - дети берутся за руки и направляются к центру круга, соединив руки в центре;

«Кочки» - приседают, положив руки на голову.

Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой (2 р.)

Построение в круг (на полянке цветы со стихами).

- Мы вышли на чудесную солнечную полянку и, если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни.

ОРУ

1.Бабочка – красавица

Всем цветочкам нравится.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – наклон головы к правому плечу, одновременно плавное поднятие рук. 2 – и.п. 3 – наклон головы к левому плечу, одновременно плавное поднятие рук. 4 – и.п.

  1. Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползёт по стебельку

К пахнущему мёдом

Яркому цветку.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

1-2 – поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтем правой руки. 3-4 – поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём левой руки.

3.Муравьишка в чаще

    Дуб тяжелый тащит.

  Эй, товарищи-друзья,

     Выручайте муравья.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки впереди, опущены и сжаты в кулаки. 1 – наклон вперед, 2 – выпрямиться, руки поднять к правому плечу, 3 – наклон вперед, 4 – выпрямиться, руки поднять к левому плечу.

4. Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

И.п.: лежа на спине, руки в стороны.

1-4 –попеременное сгибание и разгибание рук. 5-8 – попеременное сгибание и разгибание ног.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

И.п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе.

1-10 – подскоки на двух ногах.

Упражнение на восстановление дыхания «Посмотрим по сторонам».

И.п.: о.с.

1 – поворот вправо, правую руку вправо (вдох),

2 – и.п. (выдох),

3 – поворот влево, левую руку влево (вдох),

4 – и.п. (выдох).

Влетает пчела:

Всё жужжу я и жужжу,

 Над цветочками кружу

  Мёд готовлю я,

  Потому что я – пчела.

-Здравствуйте, ребята! Как вы оказались на этой полянке?

Ведущий: Мы пошли на прогулку в лес и вышли на полянку.

Пчела: А кого вы сегодня увидели?

Ответы детей.

Пчела: Не устали? Тогда поиграем.

П.и. «Пчёлы и ласточки».

Дети-пчёлы летают и поют:

Пчёлки летают, медок собирают.

«Ласточка» сидит в гнезде, по окончании пения говорит:  «Ласточка встанет, пчёлку поймает!» затем вылетает из гнезда и ловит пчёл.

Игра на внимание «Пчела».

Пчёлы летят                                 Медленно взмахивают кистями рук.

И жужжат, жужжат.

Летели, летели,                           Вращают перед собой указ. Пальцами.

Ребятам на нос сели.                  Быстро вращают кистями рук. Пчёлка

Ж-ж-ж…                                           хлопает в ладоши, дети показыв. на нос.

                                                           «На щёки… на уши… на колени…»

Ведущий: Мы поиграли, а теперь отдохнём.

Релаксация «Волшебный сон».

Когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Ты не заснешь по настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай. Спокойно  отдыхай, закрыв глаза. «Сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание наступает «Волшебный сон».

Пчела:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2р.)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится ровно, глубоко, легко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают засыпают (2р.)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются (2р.)

Дышится ровно… глубоко … легко…

Пауза

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

      Их повыше поднимаем.

     Потянуться! Улыбнуться!

     Всем открыть глаза и встать.

Ведущий: И пока мы отдыхали, сном волшебным засыпали, вырос на полянке грибок. Этот гриб не простой, а волшебный. Мы с пчёлкой посмотрим, какой сюрприз приготовил для вас «Зелёный лес». (В грибе –печенье-грибочки). Ребята, пришло время прощаться с пчёлкой. До свидания!

Занятие по ОЗМ «Эти удивительные насекомые».

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов. Уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Оборудование: картинки и иллюстрации с изображением насекомых, книга о природе «Чудо на ладони», графическая модель насекомого, пластилин, карандаши, бумага.

Ход занятия

Перед началом занятия дети рассматривают карточки и иллюстрации с насекомыми.

В. - Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется «Насекомия». Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Д.- О насекомых.

П.- Правильно! Ребята, посмотрите у всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко. А что ещё есть у насекомых?

Д.- На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.

П.- Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

Д.- С помощью хоботка они питаются, крылья нужны, чтобы передвигаться.

П.- Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

Д.- Ходят жуки, у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

П.- Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?

Д.- Цветочным нектаром, листьями.

П.- Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

Д. Потому что они выделяют «молочко».

П. Действительно, коровки выделяют «молочко», только не белое, а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

Теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка Бабочка – красавица

Всем цветочкам нравится. ( Наклон головы поочередно к левому и правому плечу, одновременно плавное поднятие рук).         

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом ползёт по стебельку

К пахнущему мёдом яркому цветку. ( Поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтем правой руки, поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём левой руки).

Муравьишка в чаще дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья, выручайте муравья. (Руки впереди, опущены и сжаты в кулаки. Наклон вперед, выпрямиться, руки поднять к правому плечу. Наклон вперед выпрямиться, руки поднять к левому плечу).

Поднимайте плечики,  прыгайте кузнечики.  (Подскоки на двух ногах).

игра «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого.

Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зелёным и серым поровну, вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком - если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, если же к серому - кузнечик сразу заметен).

Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

П.- Молодцы! Почти все справились с этим заданием. Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций). У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Почему? (ответы детей)

П.- Правильно! Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Теперь подведём итоги. Так где же живут насекомые?

Д.- В траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.

П.- Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

игра «ХОРОШО – ПЛОХО».

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

П.-  Сегодня мы путешествовали по стране «Насекомия». Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.

В заключении детям предлагается вылепить или нарисовать понравившееся насекомое.

Викторина «Что мы знаем о насекомых»  

Цель: Обобщить знания о насекомых, развивать память, внимание, вызывать интерес к игре.

Задание 1  Загадки

  Самого не видно, а песню слышно,

  Летит, пищит, случай не упустит:

  Сядет и укусит.                (Комар)

 Кто нектар цветочный пьёт,

 Полосатый, а не кот?         (Шмель)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка)

                                                                         

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

                               (Бабочка)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

                            (Муравей)

 На поляне возле ёлок

 Дом построен из иголок.

 За травой не виден он

 А жильцов в нём миллион.

                            (Муравейник)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

                                      (Кузнечик)

Разрешенья не спросил,

 Подлетел - и укусил!
                                               (Комар)                                                Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец.   (Паук)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её…      ( Стрекоза)

Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её…  (Пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда сажусь. (Жук)

 Кто над нами вверх ногами

 Ходит - не страшится,

 Упасть не боится,

 Целый день летает,

 Всем надоедает.   (Муха)

  Над цветком порхает, пляшет,

  Веером узорным машет. (Бабочка)

   Домовитая хозяйка,

   Пролетела над лужайкой,

   Похлопочет над цветком

   Он поделится медком. (Пчела)

                               

  Не солнце, не огонь, а светит.

                                      (Светлячок)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.  

                                          (Кузнечик)                                                    

Вокруг носа вьётся,                                            

А в руки не даётся. (Муха)

                                                                           В лесу у пня суета, беготня –

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит.     (Муравьи)    

   

Не зверь, не птица и нос как спица,

Летит – кричит, сядет – молчит.

Кто его убьёт, кровь свою прольёт.  

                                                (Комар)                                                                                                  

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,                                      Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.  (Бабочка)

                                                                          Прыгает пружинка – Зелёная спинка.  (Кузнечик)

                                                                              Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий …   (Муравей)

                                                                                                         

Задание 2

                                       Ответь на вопросы

  • Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)
  • Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)
  • Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)
  • Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)
  • Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами).
  • Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)
  • Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
  • Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
  • Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)
  • Чем поёт кузнечик? (Крыльями)
  • Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)
  • О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)
  • На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)
  • Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)
  • Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки)
  • Почему возле водоемов много комаров? ( Комары откладывают личинки в воду)
  • Где у комара уши? (В усах)
  • Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках)
  • Где живут тараканы? (В домах)
  • Какой вред приносят вред людям мухи и тараканы? ( Разносят инфекции)
  • Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)

Задание 3

                                   Игра  «Четвёртый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • заяц, ёж, лиса, шмель;
  • трясогузка, паук, скворец, сорока;
  • бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  • кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  • пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
  • таракан, муха, пчела, майский жук;
  • стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

Задание 4

                                 «Игра в слова»

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т.д.). Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…

Подведение итогов.

Беседы

Беседа: «Что знают дети о насекомых?»

Задачи:

- Уточнить знания о насекомых, их разнообразии, отличительных

признаках, питании способе передвижения;

- развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме;

- формировать активный интерес к миру насекомых.

Оборудование: картинки с изображением насекомых.

Вопросы и задание:

- Насекомые относятся к миру растений или животных?

- Чем насекомые отличаются от других животных?

- Чем похожи все насекомые?

- Почему насекомых так много?

- Чем питаются насекомые?

- Какие животные питаются насекомыми?

- Что случилось бы, если бы все насекомые исчезли?

- Что произошло бы, если бы другие животные перестали питаться

насекомыми, а человек перестал бы их уничтожать?

Беседа: «Насекомые - польза и вред»

Цель:

 - Дать знание о правилах поведения при встрече с разными

насекомыми.

Материал: Предметные картинки с изображением насекомых;

сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.

Ход беседы:

1.Вопросы к детям:

- Каких насекомых вы знаете?

- Когда появляются насекомые?

- Где они живут?

- Чем они отличаются от птиц?

- Что случится, если не будет насекомых?

- Чем могут быть опасны насекомые?

- Как себя вести при встрече с ними?

2.Чтение стихотворения:

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужжасно нужжен:

Я берегла его на ужжин!»

3.Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и

даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые

приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

4.Запомнить правила:

Необходимо знать, как защищаться от насекомых:

- Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально

для детей), отпугивающими насекомых!

- Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!

- Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!

- Не ловите и не убивайте насекомых!

- Не стойте около муравейника!

Беседа: «Берегись насекомых!»

Цель: Дать детям представление о разнообразных насекомых.

Задачи:

- Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для

человека;

- закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

с которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при

встрече с разными насекомыми;

- развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность,

осмотрительность.

Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела,

комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Ход беседы:

Рассматривание насекомых. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии

насекомых.

Воспитатель: Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы

всегда встречаемся с насекомыми.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

- Ребята, кого из насекомых вы узнали? ( Оса, пчела, комар, муравей, шмель,

муха, мошка).

- Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все

насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело

состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней

части и брюшка.

- Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам

вы смогли узнать комара? (У комара …….)

- Как вы определили, что это оса? (У осы…………).

- Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как

и места, на которых они любят находиться.

- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов.

изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

- Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой

стороны по три ноги. Это божья коровка.

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с

аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья

коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо

защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета,

похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.

Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?

Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды,

поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

- Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как.

спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь

то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои,

чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет

снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна

они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил

отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но

пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за ра

- Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы

потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена.

Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

- Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень

важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не

сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу,

которая останется на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь

цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на

них и видеть, что вокруг происходит.

- А где дом у бабочки?

У муравья дом - …(муравейник)

У пчелы - …(улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое

дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две

недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.

И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются

на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть

склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть все равно

уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.

- Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является

особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается

спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку,

совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится

вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала

крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки.

Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими,

расправит их и вдруг…полетит.

- У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса –

хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей –

мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается

нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится

отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также

дынь, арбузов и ягод.

- У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей

быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти

существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и

две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные

насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих

насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких

рыбок. Через один – три года личинки превратятся во взрослых стрекоз,

способных жить на суше.

- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик,

божья коровка).

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими

насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют

цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих

растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест

листья растений, комар.)

Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.

- Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать,

поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими

насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным

рукавом, головной убор.

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в

коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками,

перейдите в другое место.

Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место

протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по

дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за

муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие

муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых.

Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или

утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности,

дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают

в течении всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты,

которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила

поддержания чистоты дома и на улице.

Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.

Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или

лугу.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки:

вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

Итог.

- Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

- Где живут насекомые?

- Чем отличаются насекомые от птиц?

- Что случится, если не будет насекомых?

- Как защищаться от насекомых?

(Ответы детей.)

- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное

для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем

внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не

ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых

обитателей растительности.

Список литературы

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2007

ТЦ Учитель, 2002.

2. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактические игры»

развития дошкольников 3-7 лет. - М.: ТЦСфера,2010.

3. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. -

М.: педагогическое общество России, 2010.

4. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? - М., 2003

5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

6.  Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

7. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.

8. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.

9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.

10. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.

11. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

12. Идрисова-СакидибироваЗ.И. Подвижная игра-спутник жизни ребенка. Махачкала :Издательство ООО «Деловой мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Проект "Наши соседи - насекомые"

Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Наши соседи насекомые.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие реб...

проект "наши соседи - насекомые".

проект "Наши соседи - насекомые" с примерным планом реализации (3 недели)...