КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «В гости к капитану Врунгелю»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Наталья Михайловна Пупкова

Дифференциация звуков Л и Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

                                            Тема: «В гости к капитану Врунгелю»

(коррекционно-развивающая работа)

Учитель - логопед

МАДОУ «Колокольчик»

Пупкова Н.М.

Когалым 2017 год

Цель: Закрепление пройденного материала, дифференциация звуков “Л” - “Р” изолированно, на уровне слога, слова, предложения,

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация.

Коррекционно-образовательные задачи: продолжать формировать умение дифференцировать звуки “Л” - “Р” изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении;  понимание предложно-падежных конструкций; употребление слов-антонимов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие, слуховую память, музыкальный слух, общую моторику, интонационную выразительность речи, воображение, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Словарная работа:

Активизировать произношение слогов, слов, предложений со звуками [Р] и [Л], обогащать словарный запас детей такими словами, как море, капитан, Врунгель.

Методы и приемы:

Игровые: дидактическая игра “Измени слово”, дидактическая игра “Собери цветы”, дидактическая игра “Умей найти свое место”

 Наглядные: показ картинок и мультимедийного материала.

Словесные: проговаривание стихотворений, чистоговорок, загадок.

Предварительная работа:  Игры по развитию мелкой моторики рук, закрепление упражнения артикуляционной гимнастики, разучивание стихотворений, имеющих в тексте заданные звуки [Р] и  [Л], знакомство с капитаном Врунгелем, путем просмотра мультипликационного фильма. Беседы о море, яхте.

Оборудование: схемы для характеристики звуков,  мольберт с картой путешествия , кораблик из плотной бумаги, магниты, дидактическая игра “Собери цветы”, коробочка-ларец с конфетами, письмо от капитана Врунгеля, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л.

Ход НОД:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычное занятие. Мне прислал письмо известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном?

Дети: Да.

Логопед: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Кораблик крепится на карте у истока р. Гимнастики

Логопед:  Итак, первое испытание: артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка» , «Чашечка», « Лошадка» « Грибок», «Дятел»

Пальчиковая гимнастика. «В гости».

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья.
Друг без друга им нельзя.

Логопед:  Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?

Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.

Дети:  Л

Логопед: Ребята, почему звук “Л” согласный?

Дети: Когда мы произносим звук “Л” широкий кончик языка находится за верхними зубами и отталкивается от них. Язык создает преграду для воздуха, поэтому звук “Л” согласный.

Логопед:  На что похож звук “Л”?

Дети:  На звук летящего самолёта.

Изолированное произнесение звука “Л”.

Логопед: На горе Арарат зреет красный виноград.

Логопед:  Почему звук “Р” согласный?

Дети:  Когда мы произносим звук “Р” широкий кончик языка находится за верхними зубами и дрожит. Язык создаёт преграду воздуху, который выходит изо рта, поэтому звук “Р” согласный.

Логопед:  На что похож звук Р?

Дети: На звук работающего мотора машины. Изолированное произнесение звука “Р”.

Логопед:  Сегодня мы будем учиться различать звуки Р и Л.

Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)

Дифференциация звуков “Л” - “Р” в слогах.

Логопед: Мы в бухте “Музыкальная”. Ребята, давайте пропоем слоги со знакомыми вам звуками, при этом я буду вам помогать, показывать соответствующую картинку .

Дети:  пропевают слоги: “ло”, “ро”; “ла”, “ра”; “лу”, “ру”; “лы”, “ры” на мотив детской песенки: “В каждом маленьком ребенке”.

Переключение со слога со звуком “Р” на слог со звуком “Л” происходит после смены условных обозначений звуков: изображение самолёта сменяет изображение машины

Логопед:  Итак мы у озера Перемен.

1. Игра “Измени слово”.

Логопед:  Я буду говорить слово со звуком Л, а вы назовите слово, заменив “Л” на “ Р”.

Лак-рак бал- дал- мил- пил- стал-

Логопед:  Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.

2. Игра “Собери цветы”.

Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Л, другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Р.

Логопед:  Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и мы можем плыть дальше.

Логопед:  Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей.

3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.

Пушинка легкая, а камень- (тяжелый)

Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Лев смелый, а заяц - …(трусливый)

Внук молодой, а дедушка - ...(старый)

4. Остров Физминутки

Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)

5. Пещера Сокровищ

Логопед: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко.

А возле этой елки бродили злые…(волки)

Среди жирных голубей

Прыгал тощий…(воробей)

Елочка, елка, колкая…(иголка)

Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)

- Зак, давай играть в футбол

Забивай скорее…(гол)

Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)

Итог

Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

(Дети раскрывают ларец, находят там конфеты.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Фиксики в гостях у ребят»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».Виды детской деятельности: игровая,  двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «В гости к Чиполлино»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности подготовительной к школе группе Тема: «В гости к Чиполлино»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "В гостях у весны"

Цель:          Цель:расширение  знаний о  сезонных изменениях в живой и неживой природе весной....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «В гостях у Лесовичка».

Цель: Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.Задачи:Коммуникация. Уточнить с детьми  понятие «кора», для чего она служит. Систематизировать знания об отличительных п...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА «В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ»

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группеМатематическая квест-игра«В гостях у Королевы Математики»...