Игры для детей с ДЦП
методическая разработка по коррекционной педагогике

Аксенова Анна Николаевна

Примеры игр и занятий для детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_dtsp.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей с ДЦП.

Игра для детей с церебральным параличом – средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребёнок может развиваться медленнее. Причина – двигательные нарушения, которые зависят от формы и тяжести церебрального паралича, а кроме этого, снижение зрения и трудности в обучении. Только наша помощь, руководство и поддержка позволят малышу с церебральным параличом, у которого нарушены восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу.

Ребёнок с церебральным параличом часто не может координировано и ловко действовать пальцами рук из-за того, что не может правильно выполнять определенные крупные движения (правильно сидеть, стоять и т.д.), но если мы поможем ему во время игры использовать уже приобретенные, пусть и весьма ограниченные  навыки, мы позволим ему учиться. Вот как можно это сделать:

  • следите за тем, чтобы у ребёнка было устойчивое положение тела и надежная опора, чтобы он мог, насколько это возможно, зафиксировать положение рук и кистей;
  • подбирайте игрушки, которые соответствуют уровню интеллектуального и физического развития ребёнка; размер игрушки должен позволять малышу удерживать её;
  • учитывайте предпочтения ребёнка – выбирайте игрушки, которые нравятся и интересны ему;
  • учитывайте, насколько малыш усидчив и способен удерживать внимание;
  • позволяйте ребёнку самому исследовать, самому выбрать темп и инициировать игру, вмешивайтесь и помогайте только при необходимости;
  • давайте простые указания, используйте короткие предложения.

Примеры простых игр и занятий

Игры с водой

Для игр с водой подходит большой таз, а летом – детский бассейн. Опустите туда самые разные предметы – издающие при столкновении разные звуки, плавающие, тонущие и т.д. Позднее ребёнку можно дать воронку, сделанную из пластиковой бутылки, сито или дуршлаг, всевозможные предметы, которые по-разному ведут себя, когда их опускают в воду или вынимают. Игры в воде откроют малышу свойства жидкости, он узнает, что происходит с водой в большой ванночке и в маленькой емкости. Напустите в воду пену для ванн – играя с пузырьками и разыскивая в пене игрушки, ребёнок будет использовать свои руки автоматически (то есть без контроля зрения). Из разрезанной вдоль пластиковой бутылки сделайте желоб, и малыш с радостью будет спускать по нему игрушки в воду.

Игры с песком

Для игр в песочнице тоже можно использовать множество разнообразных предметов. Из ложек разного размера получаются отличные совки, деревянная ложка подходит для перемешивания песка, половник – для перекладывания песка из одной емкости в другую. Дети любят насыпать песок в прозрачные коробочки – так хорошо видно, сколько в них насыпано песка.

Простые поделки

Из газеты или фольги можно сделать легкий и безопасный мячик. Спрячьте любимую игрушку малыша в пустой бумажный пакет и пошлите ему «посылку». Из листа бумаги вырежьте маску или просто проделайте в ней глазок. Смастерите из бумаги простую игрушку, которая одевается на палец, а рожицу ей нарисуйте или сделайте из наклеек.

Книжки

Подбирайте книги, где на каждой странице изображен один знакомый ему предмет, например чашка, ложка, ботинок, мяч или машина. Изображения предметов и животных, которых ребёнок никогда не видел, рассматривать не следует. За одно занятие показывайте и называйте не более двух предметов на картинках, пока малыш не запомнит их. Пусть ребёнок держит книгу вместе с вами. Переворачивать страницы ему трудно, поэтому выбирайте книги в твёрдых обложках и дайте малышу старый журнал для тренировки, ведь поначалу он обязательно будет рвать страницы.

Музыкальные игры

Все дети любят музыку. Слушать радио или диски хорошо, но гораздо лучше самим создавать музыку. Если ребёнок с тяжелыми нарушениями не может удержать в руках барабанные палочки или стучать по барабану руками, наденьте на барабан обычную резинку, связанную в кольцо, даже если малыш будет только слегка задевать за такую резинку – барабан зазвучит. Отличные инструменты с разным звучанием получаются из пластиковых бутылок, в которые насыпаны песок, пуговицы или горох. Прекрасный способ помочь ребёнку музицировать и одновременно двигаться – одеть ему на запястья и щиколотки кожаные или войлочные браслеты с нашитыми колокольчиками или бубенчиками. Магазины индийских и азиатских товаров предлагают всевозможные дверные и обычные колокольчики, подвижные подвески и другие подобные предметы. Замечательные простые игрушки есть среди произведений народного творчества.

Простые мозаики (пазлы)

Картинка на первой мозаике ребёнка должна быть простой, иметь четко разграниченные фон и изображение; слишком сложные мозаики с большим числом деталей лишь приводят детей в замешательство. Прежде чем ребёнок попытается собрать мозаику, пусть он рассмотрит картинку. Чтобы он хорошо освоился с формой деталей, вынимайте их по одной и сразу же давайте ему вставлять их на место. Так малышу будет гораздо легче понять. Как из деталей получается картинка.

Изучение формы

Именно неумение различать и распознавать форму часто становится одной из причин, по которой детям с церебральным параличом трудно научиться читать  и писать. Поэтому очень важно не пожалеть времени и помочь ребёнку во время игры почувствовать и осознать форму, научиться подбирать одинаковые по форме предметы. Для этого надо знакомить его с различными формами постепенно – изучать на каждом занятии одну форму и не приниматься за следующую, пока он полностью не освоится с предыдущей. Следующие примеры показывают, как можно познакомить ребёнка с круглой формой. Дайте малышу мяч и опишите его форму, затем положите его пальцы на мяч, чтобы он почувствовал его форму на ощупь. Затем подтолкните мяч и поясните, что он катится, потому что круглый. Возьмите квадратный предмет и покажите, что углы не дают ему катиться. Подберите еще несколько круглых предметов – например мячи разного диаметра и апельсин. Позже научите ребёнка лепить шар из пластилина или теста.  На прогулке соберите несколько круглых камешков, покажите малышу круглые колёса машин и автобусов, круглые цветочные клумбы и т.д. В результате он поймет, что разные предметы могут иметь одну и ту же форму, и его понимание окружающего мира расширится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...