Игровой набор « Пертра» в работе педагога- психолога
материал по коррекционной педагогике
Консультация по работе с игровым оборудованием "Пертра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_noyabr.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой набор « Пертра» в работе педагога - психолога
В дошкольном возрасте в современном мире отмечено много случаев детей со слабо развитым логическим мышлением, памяти и воображения, неустойчивого внимания, нарушением моторики. Это может влиять на учебную деятельность.
Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектам называются всевозможные отклонения от нормы психофизического развития, т. е. от общепринятого в данном типизированного проявления или восприятия её.
В значительно меньшей части психические нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера. В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился, обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда остаточными явлениями. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка, могут приводить к психофизическим нарушениям. При анализе психофизических нарушений необходимо учитывать большие компенсаторные возможности развивающего детского мозга. У ребенка в значительной большей степени, чем у взрослого сохранные и развивающиеся участки коры головного мозга могут брать на себя функции пораженных. И здесь применяются педагогические методы [1, с 65].
Игровой комплекс “ПЕРТРА”- это психомоторная игра, целью которой является психомоторная коррекция. Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.
Комплект «Набор психолога Pertra» разработан педагогом Марианной Фростиг. Концепция Марианны Фростиг обращена к возможностям творческого формирования личности ребенка, так и самого педагога или психолога. Данный набор рекомендовано применять для детей начальной школы. Разнообразие, красочность деталей набора вызывает интерес и позволяет мотивировать ребенка к познавательной активности. Для начальной школы такой набор является колоссальным ресурсом реализации здоровьесберегающей технологии, так как данный дидактический материал можно использовать для тренировки графомоторных навыков, формирования и развития математических знаний, классифицированию геометрических форм, умению выявлять признаки предметов, а кроме этого данный набор способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству [2, с. 3].
Игровой набор 1 Konstruktion. (Пространство на плоскости).Располагая элементы дороги на доске-основе, можно «проложить» улицы и организовать движение «транспорта». При этом развивается восприятие положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов. Во время «проезда» по улицам вырабатываются содружественные движения глаз и рук.
Упражнения с машинками позволяют развивать содружественные действия глаз и руки, правой и левой рук, развивают силу и координацию пальцев. Попытка прокатить по дорожке деревянный или металлический шарик учит ребенка дозировать усилия. Работа с набором улучшает пространственную ориентацию детей [2, с. 4].
Игровой набор 2 Klassifi kation. (Упорядочение элементов).Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают новые виды геометрических фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать разные фигуры, учатся различать основные геометрические формы.
Позволяет корректировать представления детей о геометрических формах, симметрии, цвете, размере, пространственных отношениях и некоторых свойствах предметов (лево-право, верх-низ, шире-уже и т.д.). Задания на классификацию деталей комплекта развивают способности к аналитической деятельности [2, с. 6].
Игровой набор 3 Diskrimnation. (Одинаковое и разное).Умение выявлять признаки и классифицировать объекты – важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя бусины, дети определяют их сходство и различие по цвету, размеру и форме.
Манипуляции с бусинами и шайбами помогают совершенствовать понимание пространственных отношений (перед, до, после, следущий, предыдущий). Выбор нужных деталей, отбор критериев для такого выбора вырабатывает у ребят способность к классификации. Ребенок на опыте осваивает "принцип обратного действия": то, что нанизывается первым, снимается со стержня последним [2, с. 7].
Игровой набор 4 Relation. (Пространство и преобразования).
Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов.Специальные доски и шаблоны можно ощупывать, просовывать друг в друга, обводить на листе бумаги. Работа с набором позволяет создать у ребенка кинестетический образ различных форм, учит его правильно соотносить размеры объектов [2, с. 10].
Игровой набор 5 Grafomotorik. (От каракуль к каллиграфии).
В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма. Вначале ребенок воссоздает форму, изображенную на листе бумаги: проводит по ней пальцем, дует или толкает шарик, находящийся в канавке. Наконец, канавка накрывается оргстеклом, специальная магнитная ручка ведет шарик по форме. Сам того не замечая, ребенок обучается письму!Упражнения с дорожками развивают содружественные движения глаза и руки, столь необходимые при овладении письмом.набор предоставляет возможность познакомиться с различными видами крепежных деталей и способами их соединения. Ребенок сцепляет шестеренки, приделывает колеса к самодельным тележкам, закручивает волчок, завинчивает гайки на болтах [2, с. 12].
Понимание законов вращательного движения дает ему необходимые бытовые навыки, а также позволяет классифицировать собственные движения при письме.
Игровой набор 6 Handgeschiklichkeit. (От хватания к схватыванию).Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше-меньше и др. [2, с 14].
В качестве коррекционно-развивающего оборудования в деятельности педагога-психолога по сопровождению младших школьников, в условиях реализации ФГОС для развития навыка письма можно использовать комплект № 5 «От каракуль к каллиграфии» оборудования «Набор психолога Pertra». Занятия с набором способствуют развитию содружественных движений глаз и руки, скоординированности действий пальцев рук, навыка владения карандашом, навыка письма. Так же, с помощью предложенного комплекта у ребенка устанавливаются связи между целью учебной деятельности и её мотивом, то есть ребенок для себя определяет то, что он делает, для чего и каков будет конечный результат. Кроме этого, ребенок учится саморегуляции, мобилизации своих сил для успешного решения сложных задач. Формируются коммуникативные навыки, при выполнении групповых упражнений развивается способность к сотрудничеству в решении учебной задачи, умение слушать и вступать в диалог, обеспечивается учет позиции собеседника [3].
Таким образом использование набора способствует развитию позновательных процессов и личности в целом. Данный комплект можно использовать как во время учебных занятий, так и во внеурочной деятельности для коррекционно-развивающих занятий с детьми, у которых возникают трудности с развитием графомоторного навыка, письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВОМ НАБОРА «ПЕРТРА»
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития сенсорных функций у детей с общим недоразвитием речи; автор представляет методические рекомендации по использованию дидактического пособия «...
Набор ПЕРТРА. Картотека игр.
Картотека игр к игровому набору "От хватания к схватыванию"...
Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста с игровым набором «Пертр»
Игровой набор№1 «Конструктор»«Пройди по дорожке 1»Цель: Развитие пространственных представлений, содружественных движений глаз и рук, самоконтроля, внимания.1. Прошагать в...
Набор Пертра: назначение и применение
Набор Пертра успешно используется педагогами, психологами, логопедами, дефектологами для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.С помощью данного к...
Набор Пертра. Картотека игр. Набор Handgeschicklichkeit (От хватания к схватыванию)
laquo;Кто быстрее (медленнее)?» - на длинную цветную палочку нанизывается одна бусина или шайба. Ребенку предлагается держать палочку за оба конца и наклонять его под разным угл...
Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет с игровым набором «Пертр»
ldquo;Укрась платочек”Описание игры: “Ребята сейчас мы будем делать подарок для мамы. Мы будем украшать платочки”.Педагог выкладывает перед...
Игры с набором «ПЕРТРА»
Варианты индивидуальных игровых упражнений с набором «ПЕРТРА»...
- Мне нравится (2)