Использование логоритмики на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике
Логоритмическая деятельность способствует развитию слуховых функций, пространственных представлений, творческих, интеллектуальных способностей, способствует развитию эмпатии, развитию коммуникативных навыков, коррекции речевой функциональной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oktyabr.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логоритмики на занятиях с детьми с ОВЗ
в условиях внедрения ФГОС ДО
Статью подготовил:
учитель-логопед МДОБУ №2
И.В. Таран
На сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, а так же проведение коррекционной деятельности по устранению различных нарушений. Такие возможности дает для педагогов логоритмика.
Ключевые слова: логоритмика, коррекция, развитие, движение, ритм. По данным Минздрава за последние годы зарегистрировано увеличение заболеваемости по всем видам болезней, в том числе органов дыхания, заболеваний нервной системы, увеличилось число детей с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций, которые не могут успешно учиться, усваивать общеобразовательную программу. Таким образом, на сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, а так же проведение коррекционной деятельности по устранению нарушений речи. Такие возможности дает для педагогов логоритмика.
В странах Европы в XX в. получила применение система ритмического воспитания под названием «метод ритмической гимнастики», созданная швейцарским педагогом и музыкантом Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950). Впоследствии из данной системы выделяется и формируется новое направление — логопедическая ритмика или логоритмика.
Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благотворное влияния на организм ребенка. Логоритмика способствует результативному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, активизации и расширения словарного запаса детей. Известно, что у детей, страдающих общим недоразвитием речи, часто имеются нарушения и слухового восприятия, и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воссоздания ритмической структуры стихотворных текстов, слов. Решение данной задачи упрощается за счет взаимосвязи и тесного взаимодействия трех компонентов: ритма, слова и движения. Определенные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз положительно влияют и на состояние речевой моторики. Логоритмическая деятельность способствует развитию слуховых функций, пространственных представлений, творческих, интеллектуальных способностей, способствует развитию эмпатии, развитию коммуникативных навыков, коррекции речевой функциональной системы.
Цели и задачи логоритмики находят отражение в современной ситуации в ДОУ. В связи с пересмотром системы образования в целом, и внедрением ФГОС, результаты освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребёнка. Логоритмические игры и упражнения способствуют их реализации. Логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта. В совместной непосредственно образовательной деятельности по логоритмики развиваются высшие психические функции детей: восприятие, память, мышлениеиречь, а также эмоционально-волевая сфера.
Логоритмическая деятельность развивает умения, способности детей, помогает ребёнку, приближая его к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном и позволяет педагогу организовать целостный воспитательно-коррекционный процесс. Зависимость между развитием движений человека и речи была замечена еще в прошлом веке. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития, следовательно, готовности к школьному обучению.
Логоритмическая деятельность включает пальчиковую гимнастику, песни и стихи, сопровождаемые движением рук, упражнения на развитие координации и общей моторики, которые развивают ребенка и способствуют его к подготовке к школе. Последовательность работы с детьми и конкретные задачи логоритмики определяются и варьируются в соответствии с характером нарушений развития ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Элементы логоритмических упражнений можно использовать благодаря гибкому режиму ДОУ в течение всего дня и на улице, во время непосредственной образовательной деятельности, как физкультминутки, перед сном или после сна в виде дыхательных упражнений, а поскольку логоритмические упражнения носят тематический характер, то при их подборе можно опираться на комплексно — тематическое планирование сада.
Как и у любой науки у логоритмики есть свои дидактические и специфические принципы.
Дидактические принципы:
—принцип систематичности (последовательное изложение материала, использование различных вариантов упражнений, поэтапность и обоснованность использования материала);
—принцип сознательности и активности (проявление активного и осознанного отношения ребенка к деятельности; к детской активности побуждает эмоциональностью, музыкальная образность, разнообразие игр, игровых упражнений, приемов);
—принцип наглядности (реализуется с помощью наглядного показа движения, иллюстраций, образное слово помогает представить детям определенный образ);
—принцип доступности и индивидуализации (учитывается возраст детей их индивидуальные особенности).
Специфические принципы:
—принцип развития (необходимо учитывать индивидуальные возможности развития личности ребенка);
—принцип всестороннего воздействия (логоритмические упражнения оказывают влияние на весь организм ребенка);
—принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка);
—принцип комплексности (совокупность воздействия разными средствами).
Исходя из этих принципов и общих задач логоритмики, учитывая особенности (характер нарушения) ребенка и его возраст, личностные характеристики, зависит структура построения коррекционного воздействия.
В Детском саду уже с младшей группы можно использовать элементы логоритмики. У детей младшего дошкольного возраста находят эмоциональный отклик двигательные упражнения, танцевально-ритмические игры подражательного характера, упражнения на развитие общей моторики, развитие мышечно-двигательной и координационной сферы, что соответствует возрастному желанию детей быть в постоянном движении, их желанию подражать животным и знакомым сказочным персонажам. Игры могут проводиться без музыкального сопровождения или под магнитофон, поэтому педагог может проводить такие игры в группе. Постепенно происходит усложнение логоритмических задач.
В средней группе необходимо добавить и усложнить пальчиковые игры, включить игры — массажи, а также игры на дыхание, упражнения на мимику.
Для детей старшей группы особый интерес представляют сказки-шумелки, с помощью музыкальных инструментов, любыми подручными «звучащими» средствами (бумага, карандаш, тарелка) можно озвучивать любую короткую сказку, у детей такие сказки развивают слуховое восприятие, слуховую память, способствуют развитию воображения, фантазии, формированию навыков сотворчества и сотрудничества и пользуются у них особой популярностью. Постановка и обыгрывание сказки требует минимум подготовки. Такие сказки можно использовать в досуговых мероприятиях с детьми и родителями. Сказки-шумелки хорошо обыгрываются родителями в качестве сюрпризного момента для своих детей, проводятся экспромтом и приносят эмоциональное удовольствие детям.
Задачи подготовительной группы последовательно усложняются. Очень важно с дошкольного возраста вводить ребенка в мир русского языка. Русский язык обладает сложной звуковой системой. Умение детьми проводить звуковой анализ слова, выделять порядок звуков в слове и предложение из речи, хорошая дикция — является базой для развития грамотного письма в школе. В создание звукового слухового и зрительного образа, в развитие артикуляционного аппарата, укрепление мышц языка, нижней челюсти и губ -помогает логоритмика.
В логоритмику входит артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения, чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков, фонопедические упражнения. Работа над звуком и дыханием один из способов формирования предпосылок для выработки речевого дыхания и интонационной выразительности речи.
Таким образом, логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Способствует преодолению разнообразных речевых расстройств; развивает неречевые процессы - координацию движений, правильное дыхание, музыкальность; способствует развитию: эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому развитию. Она соответствует требованиям ФГОС. И главное — логоритмика интересна и детям, и педагогам.
Используемая литература:
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов — М.: Астрель, Владимир, 2010.
2. Волкова Н. А. Специфические приемы логоритмики в работе с детьми (в том числе детей с ОВЗ) первой ступени образования в условиях внедрения ФГОС ДО. Молодой ученый. 2016. №7.6. https://moluch.ru/archive/111/27748/
3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи./ Под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005.
4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ — 2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет. — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИКТОРИНА - Знаю и люблю Санкт-Петербург. Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий и ИКТ в условиях внедрения ФГОС/
Деятельностный подход:•Основной результат – развитие личности ребенка. •В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодейст...
Обобщение опыта по теме: "Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС"
из опыта работы...
Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».
Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Специфические приемы логоритмики в работе с детьми (в том числе детей с ОВЗ) первой ступени образования в условиях внедрения ФГОС ДО
Консультация для педагогов ДУ...
Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»
Цель: 1. Показать педагогам основные приемы работы с интерактивной доской «StarBoard».2. Познакомить с компьютерной программой к презентации, направленной на формирование базовой компетент...
Использование песочной терапии в развитии речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС
Для малыша песок- прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО....