Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО.
материал

Александрова Марина Леонидовна

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с

дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО.

 

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»          

  В. А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделена задача:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим. Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:

-гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)

-детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)

-тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

-создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;

-сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

-создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены в:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

В своей работе применяю  различные здоровьесберегающие технологии.

С целью  предупреждения утомления на занятиях связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей  провожу динамические паузы, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.

Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Ежедневно включаю подвижные  и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на  прогулке, в групповой комнате малой или средней подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.

Провожу игровые занятия по формированию ЗОЖ, где у воспитанников формируются  представления о здоровом образе жизни, о том, что каждый человек  должен заботиться о себе и своем здоровье.

В преддверии эпидемии в осенний и весенний период, как профилактика простудных заболеваний  используем точечный массаж, упражнения точечного массажа учат детей  сознательно заботится о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они   сами могут  помочь себе улучшить  свое самочувствие.

При проведении праздников, досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют  двигательные задания при этом ведут себя более непосредственно и это им позволяет двигаться без особого напряжения при этом, используя те двигательные навыки и умения которыми они прочно овладели.

Физкультурные праздники и  развлечения, сопровождаются музыкой, она благотворно влияет  на развитие у детей чувства прекрасного, дети закрепляют умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального  произведения, у них развивается музыкальный слух, память.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями  после дневного сна, провожу оздоровительную  гимнастику, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

С этой целью в своей работе   я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую    систему.

Для удобства применения данных упражнений я  их классифицировала по следующим направлениям:

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании («Задуй свечу», «Ленивая кошечка»)

Упражнения на расслабление мышц лица («Озорные щечки», « Рот на замочке»,              «Злюка успокоилась»)

Упражнения на расслабление мышц шеи («Любопытная Варвара»)

Упражнения на расслабление мышц рук («Лимон», «Пара», «Вибрация»)

Упражнения на расслабление мышц ног («Палуба», «Слон», «Лошадки»)

Упражнения на расслабление всего организма («Снежная баба», «Птички», «Бубенчик», «Летний денек»)

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

При выполнении упражнений   использую   спокойную  классическую музыку (Чайковский, Рахманинов),   звуки природы.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых.

В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми.

Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Каждая из применяемых в моей работе технологий имеет оздоровительную направленность, а использование их в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения: 
1. Соблюдайте режим дня! 
2. Обращайте больше внимания на питание! 
3. Больше двигайтесь! 
4. Спите в прохладной комнате! 
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 
7. Гоните прочь уныние и хандру! 
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 
10. Желайте себе и окружающим только добра! 

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 

Использованная литература:

  1. Аверина И.Е.  Физкультурные минутки и динамические паузы  в ДОУ. практическое пособие /Айрис - пресс  2010г.
  2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. /Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца 2011г.
  3. Воронова Е.К.  Формирование двигательной активности  детей 5-7 лет. Издательство «Учитель» 2012г.
  1. Пензулаева Л.И «Оздоровительная гимнастика»/ Мозаика - Синтез 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ...

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».

Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»

Цель: 1. Показать педагогам основные приемы работы с интерактивной доской «StarBoard».2. Познакомить с компьютерной программой к презентации, направленной на формирование базовой компетент...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДОУ

Для решения задач улучшения здоровья детей  в условиях дошкольного учреждения используются различные средства физического воспитания и здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохран...

Использование песочной терапии в развитии речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС

Для малыша песок- прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг....

Использование здоровьесберегающих технологий в личностном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных с...

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение компетентности в области современных здоровьесберегающих технологий, поиск путей внедрения новых технологий в план непосредственно образовательной деятельности на занятиях по плавани, повыше...