Использование песочной терапии в развитии речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
Для малыша песок- прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_pesok.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Последнее время всё чаще уровень речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Многие воспитанники имеют те или иные проблемы в речевом развитии. В то время как особенно продуктивным и важным в плане формирования речи является как раз период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 года до 3—4 лет. В течение этого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни становится важным условием развития его личности и оказывает влияние на всю его последующую жизнь.
Перспективным направлением развивающей работы с детьми, имеющими нарушения (отставания в развитии) речи, становятся нетрадиционные методы воздействия, которые, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс развития речи и способствуют оздоровлению организма ребенка в целом. Эффективность их использования требует от педагога умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему образовательного процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. При этом, одним из наиболее целесообразных и эффективных методов выступает песочная терапия, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Песочная терапия в последнее время становится более доступной и, как следствие более популярной формой работы с детьми дошкольного возраста. Кроме того, она решает не одну-две, а целый комплекс задач в лёгкой для детского восприятия игровой форме. Песочная терапия может использоваться во всех пяти областях развития:
1. художественно-эстетическое развитие:
- игры с песком откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию: лепка, рисование, аппликации песком;
2. физическое развитие:
- дыхательные игры (сдувать песок через трубочку с тематических картинок, называя открытое изображение),
- летом босохождение по песку (можно с вкраплениями гальки) с целью профилактики плоскостопия;
3. познавательное развитие:
- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира через моделирование его фрагментов в песочнице;
- песочные игры помогают учиться классифицировать предметы по разным признакам (цвет, размер, пары мама-детеныш и проч.),
- помогают узнавать свойства песка (сырой-сухой, сыпучий);
- bспользование песочной терапии помогает в работе с любыми темами, при знакомстве с такими обобщающими понятиями, как например, овощи, фрукты, мебель, посуда, животные и др.)
4. социально-коммуникативное развитие:
- разыгрывание игр-сказок,
- выстраивание отношений со сверстниками во время игры,
- в песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.
5. речевое развитие:
- игра с песком очень эффективна в развитии мелкой моторики и тактильных ощущений,
- она развивает у детей диалогическую речь,
- расширяет словарный запас,
- в песочной игре дети учатся правильно согласовывать прилагательные с существительными и числительными, правильно строить предложения, подбирать уменьшительно-ласкательные формы.
Важная особенность песочной терапии заключается в том, что она не ставит задачей обучить специальным приемам работы с песком, а помогает ребенку решить проблемы в частности с речью, получая при этом удовольствие от самого процесса.
Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Игры с песком разнообразны: «Наблюдение за песочными часами», «Пересыпание», «Делаем фигурки», «Сюрприз (что спрятано в песке?)», «Найди предмет», «Отпечатки наших рук», «Игры-сказки».
Вместо песка можно использовать и другие сыпучие материалы: манная крупа, пшено, соль. Подключая фантазию, можно эффективно использовать подкрашенный песок для творческих поделок.
В итоге работы с песком возникает эффект психологической разгрузки, т.к. дети получают массу положительных ощущений и эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»
Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, - формирование познавательных интересов и по...
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуа...
Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.
В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических ...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО....