Использование песочной терапии в развитии речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Туктарова Ирина Семёновна

Для малыша песок- прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_pesok.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Последнее время всё чаще уровень речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Многие воспитанники имеют те или иные проблемы в речевом развитии. В то время как особенно продуктивным и важным в плане формирования речи является как раз период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 года до 3—4 лет. В течение этого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни становится важным условием развития его личности и оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

Перспективным направлением развивающей работы с детьми, имеющими нарушения (отставания в развитии) речи, становятся нетрадиционные методы воздействия, которые, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс развития речи и способствуют оздоровлению организма ребенка в целом. Эффективность их использования требует от педагога умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему образовательного процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. При этом, одним из наиболее целесообразных и эффективных методов выступает песочная терапия, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Песочная терапия в последнее время становится более доступной и, как следствие более популярной формой работы с детьми дошкольного возраста. Кроме того, она решает не одну-две, а целый комплекс задач в лёгкой для детского восприятия игровой форме. Песочная терапия может использоваться во всех пяти областях развития:

1. художественно-эстетическое развитие:

- игры с песком откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию: лепка, рисование, аппликации песком;

2. физическое развитие:

- дыхательные игры (сдувать песок через трубочку с тематических картинок, называя открытое изображение),

- летом босохождение по песку (можно с вкраплениями гальки) с целью профилактики плоскостопия;

3. познавательное развитие:

- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира через моделирование его фрагментов в песочнице;

- песочные игры помогают учиться классифицировать предметы по разным признакам (цвет, размер, пары мама-детеныш и проч.),

- помогают узнавать свойства песка (сырой-сухой, сыпучий);

- bспользование песочной терапии помогает в работе с любыми темами, при знакомстве с такими обобщающими понятиями, как например, овощи, фрукты, мебель, посуда, животные и др.)

4. социально-коммуникативное развитие:

- разыгрывание игр-сказок,

- выстраивание отношений со сверстниками во время игры,

- в песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

5. речевое развитие:

- игра с песком очень эффективна в развитии мелкой моторики и тактильных ощущений,

- она развивает у детей диалогическую речь,

- расширяет словарный запас,

- в песочной игре дети учатся правильно согласовывать прилагательные с существительными и числительными, правильно строить предложения, подбирать уменьшительно-ласкательные формы.

Важная особенность песочной терапии заключается в том, что она не ставит задачей обучить специальным приемам работы с песком, а помогает ребенку решить проблемы в частности с речью, получая при этом удовольствие от самого процесса.

Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Игры с песком разнообразны: «Наблюдение за песочными часами», «Пересыпание», «Делаем фигурки», «Сюрприз (что спрятано в песке?)», «Найди предмет», «Отпечатки наших рук», «Игры-сказки».

Вместо песка можно использовать и другие сыпучие материалы: манная крупа, пшено, соль. Подключая фантазию, можно эффективно использовать подкрашенный песок для творческих поделок.

В итоге работы с песком возникает эффект психологической разгрузки, т.к. дети получают массу положительных ощущений и эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  -  формирование познавательных интересов и по...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуа...

Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.

В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС ДО....