Коррекция речи у детей с ОВЗ с помощью нейрологопедических методов .
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В основу коррекционной работы взяли объединение вербальных и невербальных средств коммуникации.Мы закодировали информацию в жесты, слова, мимику лица движения общей моторики . «Покажи стихотворение». Эта инструкция учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР дает импульс целому ряду мыслительных, образных, ассоциативных , речевых процессов , моторных навыков , активизации зрительного, слухового, пространственного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_neyrologopedicheskie_metody.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция речи у детей с ОВЗ с помощью нейрологопедических методов .
Автор:
Учитель-логопед
Горбунова Н.
Современные нейрологопедические методы коррекционной работы по позволяют повысить эффективность деятельности учителя-логопеда . С помощью нейрологопедических методов логопед может учитывать системно-динамические перестройки, которые сопровождают нарушения смыслового программирования речи и оформление основной программы высказывания средствами языка у детей с проблемами развития и применить при составлении ИПР.
Цель: устранение неврологических причин речевых нарушений педагогическими методами.
Задачи:
1.Психическое развитие ребенка с точки зрения его мозговой сформированности. 2.Развитие определенного психологического фактора с учетом речевого развития (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т. п.).
3.Создание целостного ансамбля психической деятельности, способного адекватно отреагировать на требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.
Особенно актуален нейрологопедический подход для детей с трудностями обучения и развития. Это различные варианты ЗПР (задержки психического развития), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ОНР (общее недоразвитие речи), дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Продукт речевой деятельности - это то, в чем объективируется, материализуется речевая деятельность.
В основу коррекционной работы взяли объеденение вербальных и невербальных средств коммуникации.
Мы закодировали информацию в жесты, слова, мимику лица движения общей моторики .
«Покажи стихотворение». Эта инструкция учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР дает импульс целому ряду мыслительных, образных, ассоциативных , речевых процессов , моторных навыков , активизации зрительного, слухового, пространственного восприятия.Арт -педагогика
Запоминать , сохранить, воспроизвести вербальную информацию помогут мимика, жесты, телодвижения. Повысить объем, быстроту, точность, длительность эффективность памяти ребенка с ОВЗ позволяет использование в работе логопеда двигательной мнемотехники.
Опираясь на виды памяти:
• наглядно-образную память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы;
• словесно-логическую память, т. е. память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;
• двигательную память, т. е. память на движения;
• эмоциональную память — память на переживания,
учитель-логопед помогает построить мостики от механической памяти в смысловую память. А логическая (смысловая) память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. Это подкрепляет и стимулирует речевую коммуникацию.
Намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты, По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Движение запоминается лучше, чем нечто статическое.
Объединяя символический жест со словом, фразой или образом на этапе формирования модели высказывания выделим два процесса:
- смысловое программирование будущей речи.
- оформление основной программы высказывания средствами языка:
На исполнительном (реализующий) уровне мы включаем артикуляцию, речевую просодику.
Движением рук , тела ребенок способен изображать предмет. Для изображения ручья руки показывают волну, а для изображения солнца растопыренные пальцы изображают лучи .
Выражение, переданное таким способом содержит в себе помимо жестикуляции еще и немануальный компоненты. Это выражение лица, движение частей тела, взгляд.
Проект «Весна в движении». Цикл стихотворений о ранней весне включил в себя произведения И.Токмаковой «К нам весна шагает…», С. Маршака «Снег теперь уже не тот» , Ю.Смирновой"Апрель", А.Плещеева «Уж тает снег …», Я. Колос « Песня о весне».
В этих произведениях приметы весны повторяются : ручьи, солнце, снег, небо , облака, воробьи, перелетные птицы, дорога, проталины.
Этапы работы.
1.Прочитаем стихотворение.
2.Каждой строке стихотворения присвоим движение( жест).
3.Покажем стихотворение с движениями тела и рук.
4. Нам нужно выделить различия ,чтобы затем в игре с помощью мимики , жестов показать их.
В разных стихотворениях приметы весны описываются по разному.
Например :
«Солнце ласково смеется ,
Светит ярче горячей » Я. Колос
и «Теплей и ярче солнце стало». Движениями рук покажем увеличение солнечного света в начале марта и в конце.
Авторы говорят нам про воробьев и журавлей , следовательно пальцы показывают клюв воробья , а руки крылья журавлей.
5. Индивидуальная работа по автоматизации звукопроизношения. Логопед в различных упражнениях, работает над нужным звуком, грамматикой , использует материал сочетающийся с текстом стихотворения.
6. Рассказать стихотворение в сопровождении мимики , движений в группе и индивидуально.
7. Работа с родителями дома с каждым стихотворением (требует предварительной работы в виде индивидуальных и групповых консультаций для родителей).
8. Интерпретация игры «Что мы видели не скажем ,а что делали покажем».
В ходе игры сначала логопед ,а затем ребенок показывает (не озвучивая ) примету весны. Дети угадывают примету и озвучивают строку одного из стихотворений, которая по их мнению подходит к предлагаемому движению.
На заключительном этапе мы можем увидеть эффективность проекта .Качество воспроизведения детьми стихотворений значительно увеличилось. Результаты коррекционного воздействия более многогранны и точны. Обучая детей движениям – символам, можно быстрее достичь желаемых результатов. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, движение подкрепляет яркий речевой образ, помогает эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.
В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....
Рабочая прграмма " Коррекция речи у детей с фонетико-фонемотическим недоразвитием "
Пояснительная записка; планирование работы по речевой деятельности; тематическое планирование по лексическим темам;приложение к рабочей программе, литература....
Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...
Статья: "Логопедическая ритмика как один из эффективных методов вызывания речевого подражания и форма коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ".
В статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушен...
Кинетический песок ,как метод коррекции речи у детей с особенностями речевого развития(ТНР)
Статья , в которой описаны проблемы и пути коррекции речевого развития детей дошкольного возраста, методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи( ТНР) используя плассотерапию ....
Использование пластилинографии, как нетрадиционного метода коррекции речи у детей с тяжелыми нарушения речи.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Одним из основных условий...
Проект «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»
Актуальность проектаАктуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.Е. Ф. Архипова подче...