Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на занятиях по физической культуре
методическая разработка
Комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на занятиях по физической культуре
Ольга Сергеевна Жаворонкова,
инструктор по физической культуре
МАОУ «Гимназия» г. Валдай д/о «Дельфин
Актуальность:
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцева, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) в своих трудах, исходя из величины проекции кисти руки в двигательной области коры мозга и ее близости к моторной речевой зоне, была подтверждена связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук. Однако, как показывают многие исследования и практический опыт, в последние годы прослеживается тенденция к увеличению детей, страдающих различными формами патологии, что отрицательно сказывается на эффективности их дальнейшего обучения. Одним из проявлений патологии выступает неразвитость (отставание в развитии) мелкой моторики. С другой стороны, достаточно велико число педагогически запущенных детей, воспитывающихся в проблемных семьях: неразвитость мелкой ручной моторики становится следствием отсутствия какого-либо педагогического воздействия на этих детей. Дети с задержкой психического развития также представляет собой группу риска в плане уровня обучаемости. (Л.С. Маркова, 2005, с 47)
При задержки психического развития (ЗПР) происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и моторики ребенка. Учитывая важность преодоления психомоторного инфантилизма у детей с ЗПР для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки их к обучению в школе, а также лишь косвенную изученность проблемы физического воспитания детей этой категории, изучение данной проблемы особо значимо.
Комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника с ЗПР. (Мастюкова Е.М., - М, 2004.-192с.)
Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.
Необходимо помнить, что у детей с ЗПР к началу работы с ними многое для развития речи уже упущено. Стимуляция их мозга, в частности, через движения руки, позитивным образом сказывается не только на подготовке руки к письму в школе, но и на развитии речи, а, следовательно, и на общем психическом развитии. (Л.С. Маркова, 2005, с 48).
Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте. Так как именно в дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не бал вынужден направлять неправильно сформированные старые.
Методы исследования мелкой моторики
Для оценки состояния мелкой моторики использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение изученной литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование
4. Педагогический эксперимент
5 Методы математической статистики.
Для исследования мелкой моторики детей были использованы пробы: Заззо, Озерецкого, на «перебор пальцев», на «пальцевой гнозис и праксис».
I. Выявления синкинезий (пробы Заззо) – обе кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем экспериментатор поочередно прикасается к каждому пальцу ребенка кроме IV (движения которого и у здоровых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), и говорят «Подними только этот палец». На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные, и двусторонние.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания
4 балла – односторонние синкинезии в части заданий
3 балла – односторонние стойкие синкинезии
2 балла – перекрестные синкинезии
1 балл – двусторонние синкинезии. (Марковская И.Ф., 1987)
II. Проба на перебор пальцев проводиться следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкосает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и
способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания
4 балла – правильно
3 балла – правильно, но в несколько замедленном темпе
2 балла – неправильное выполнение упражнений, забывание инструкции
1 балла – выраженные персеверация (застреваемость на отдельных позах). (Сиротюк А.Л., 2003)
III. Проба на «праксис позы»: сложение по подражанию. Ребенку предлагается, не глядя на свою руку вслед за экспериментатором воспроизвести различные положения пальцев. Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед.
Игровая форма данного задания:
1) поза «II-V» - сделай «козу рогатую»
2) поза «II-III» - сделай «зайчика»
3) поза «I-II» - сделай «кольцо» и посмотри через него на меня
4) поза «II-III» - пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания
4 балла – выполнение правильное, но замедленное, с предварительным поиском.
3 балла – выполнение правильное при наличии синкинезий
2 балла – формирование позы с загибанием и удержанием пальцев при помощи второй руки
1 балл – заданная поза не формируется. (Марковская И.Ф., 1987)
IV. Проба Озерецкого. Одновременное и поочередное сжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай движения вместе со мной».
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания
4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные
3 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощение
2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность движений
1 балл – выраженная персевераторность движений. (Марковская И.Ф., 1987).
Используемый инвентарь для развития мелкой моторики.
Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу; шары – надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи, мячи – ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения:
-катание мяча, шарика, сидя на полу;
-подбрасывание и ловля мяча двумя руками, одной;
- перебрасывание мяча из руки в руку;
- удары мяча об пол, в стену и ловля;
- броски мяча в цель, горизонтальную, вертикальную и т.д.
- хватание гимнастической палки;
- сжимание-разжимание кисти с резиновым кольцом;
- ритмичное постукивание пальцами по столу;
- быстрое соединение пальцев в замок;
- движение кисти к себе, от себя со сцепленными пальцами;
- малоподвижные игры
- пальчиковые игры, в которых движением пальцев изображаются предметы, птицы, животные. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. (Шапкова Л.В., 2003 )
Содержание экспериментальных занятий направленных на развитие мелкой моторики
Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах под руководством воспитателя, родителей (в семье) и в процессе самостоятельной двигательной деятельности детей.
Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми 6-7 лет в детском саду. Цель занятий - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей и развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкое построение и состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной.
Задачи вводной части – организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В содержании вводной части входят упражнения в основных движениях: строевые упражнения, ходьба, бег и общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног).
Для развития мелкой моторики обшеразвивающие упражнения проводятся с различным спортивным инвентарем:
- со скакалкой
- с малым мячом
- с большим мячом
- с обручем
- с лентой и другое, (приложение 1)
В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. В этой части занятия выполняются упражнения в основных движениях с использованием инвентаря для развития мелкой моторики рук:
- лазание по гимнастической стенке
- ползание по скамейке
- метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель (с различными мячами по объему, весу, материалу, цвету; шары пластмассовые, деревянные, мячи ежики).
- упражнения с маленькими мячами
- упражнения с использованием гимнастического мяча (2 кг)
- упражнения с большим мячом (баскетбольным)
В основную часть занятия входит и подвижная игра, и эстафета, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей. Подвижная игра и эстафета проводится с разнообразным двигательным содержанием (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, переползание и другие способы передвижения с различными предметами для активизации руки):
- ведение мяча
- хватание гимнастической палки, колец, кубиков, мячей.
- броски мячей и другие задания.
Следует отметить, что основной метод развития мелкой моторики игровой. Важно ни только развитие непосредственно мелкой моторики, но и развитие (стимуляция) зрительного анализатора и включение речитативов, песен, стихотворений, для развития памяти. Ниже перечислены некоторые подвижные игры:
1. «Догони меня» (развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, ориентирование в пространстве).
2. «Поймай мяч» (развитие внимания, приобретения навыков в бросках и ловле мяча).
3. «Съедобное и несъедобное» (игра с малым и большим мячом).
4. «Зеркало» (развитие внимания, мышления).
В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки использовались:
- задания на внимание,
- пальцевую гимнастику,
- упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов (упражнения на удержание позы по подражанию, по речевой инструкции)
- малоподвижные игры.
Таким образом, совершенствование движений руки должно идти не от случая к случаю, а постоянно, только регулярность и настойчивость могу дать результат. Работа это ведется комплексно и в ней принимают участие воспитатели и родители. Именно благотворное влияние движений пальцев рук сказывается на развитии речи и на других психических процессах.
Список литературы
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
задержкой психического развития: Учеб. пособие.- М., 2004. – 136 с.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг. СПб., 1998.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с
задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.,
2005.
4. Марковская И.Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений
высших психических функций у детей с аномалией психического
развития // Практикум по патопсихологии // Под. редакцией
В.В.Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебеднского., 1987, с. 136-145.
5. Мастюкова Е.М. Коррекционно – педагогическая работа по
физическому воспитанию дошкольников с ЗПР. – М.,2004.
6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М.,
1988.
7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.,
2003.
8. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры.
- М., 2003. – 189 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сфор...
Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...
Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Мелкая моторика относится к скоординированным движениям мелких мышц кистей и пальцев рук. У детей с ЗПР часто наблюдаются трудности с развитием мелкой моторики, что может влиять на их способность выпо...