Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющимРАС
методическая разработка по коррекционной педагогике

Фадина Анастасия Владимировна

Игры с ребенком имеющим РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС.

Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле. Чтобы понимать детей, которым мы желаем помочь, необходимо понять, что следствие аутизма — особое состояние искаженного восприятия окружающего. И замкнутый ребенок с РАС -это ребенок с особым внутренним миром. Его мир наполнен яркими сенсорными вспышками, фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отраженной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний. Все это может вести к сенсорным перегрузкам, иногда к депривации.

 В коррекционной работе с аутичным ребенком часто у нас возникает ситуация, когда ребенок не обращает внимания на присутствие нового взрослого или становится тревожным и агрессивным. Необходимо заранее быть готовым к такой реакции и четко понимать причины этого поведения. Ребенок с РАС следует первоначально заведенному ритуалу, и появление нового незнакомого человека является изменением, которое привносит в его жизнь элемент неизвестности, чувство страха, нарушение комфорта. Сенсорные игры помогают нам завоевать доверие ребенка и наладить с ним контакт, а ребенку помогают освоиться в сложившейся ситуации и привыкнуть к новым условиям и к педагогу.

Сенсорными называются игры, которые нагружают (или разгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения: визуальные, осязательные, обонятельные, аудиальные, вкусовые, и проприоцептивные. При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан. Если ребенку удается связать удовольствие в момент получения сенсорных ощущений с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника, и возможно установление положительного эмоционального контакта. Если же ребенку удается связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления при помощи специалиста, а затем применить их  в повседневной жизни самостоятельно, то ребенок успешно сенсорно интегрируется.

Сенсорные игры решают следующие задачи:

-переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; способствуют профилактике психофизических и эмоциональных нагрузок; снимают тревожные состояния; формируют восприятие цвета, звука, ритма;

-способствуют метапознанию(«мышление о мышлении») ребенка;

-развивают память, речь, фантазию, оригинальность мышления;

-способствуют формированию адекватной самооценки;

-способствуют преодолению страхов и агрессии;

-возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

-получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

-внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Сенсорная комната(уголки) – это специально оборудованное помещение(место в помещении-группе), в котором благодаря полисенсорному воздействию на органы чувств ребенка(светом, звуком, цветом, запахами, тактильными ощущениями и т.д.)

создается интерактивная среда развития. Другими словами, сенсорная комната – это одно из направлений современных технологий сенсорно-моторного развития детей.

Игровые сеансы в комнатах (уголках)сенсорной интеграции активно

стимулируют зрительную, тактильную, слуховую системы, так как в данных

условиях ребенок получает массированный информационный поток на

каждый из анализаторов, за счет чего процесс восприятия становится намного

активнее.

Сенсорные игры бывают разных видов:

Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных навыков.

Упражнений для вестибулярной системы:

У ребенка улучшается координация движений, стимулируется вестибулярный аппарат, повышается концентрация внимания, уменьшается двигательное беспокойство.

Подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты на фитболах, мячах BOSU.

Игры типа «Тир», «Попади в мишень», «Кольцеброс»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нарисованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу.

Бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой.

Упражнение. Лошадка-качалка

Цель: формирование основ взаимодействия и контроля за движениями, развитие чувства равновесия; при качании в течении 2-3 минут на лошадке-качалке.

Материал: лошадка-качалка.

Посадите ребенка на лошадку-качалку и спокойно качайте его несколько минут. Улыбайтесь и тихонько разговаривайте с ним (например, «качаемся, качаемся, качаемся» или выберите другие слова, которые его успокаивают). Постепенно уменьшайте помощь, если видите, что ребенок сам начинает активно качаться. Если ребенок волнуется и качается слишком сильно, то приостановите движение и начните разговаривать с ним в определенном ритме. Попробуйте добиться, чтобы ребенок раскачивался под ритм ваших слов. Если ребенок не успокаивается, снимите его на несколько минут с лошадки. Через некоторое время повторите упражнение.

Сенсорные «Диск» – используется для ребёнка, которым еще сложно удерживать равновесие стоя на ногах, или как альтернатива упражнениям с балансирами. Раскачивание на диске позволяет освободить руки для взаимодействия с другими предметами, такие занятия способствуют развитию: реакций равновесия, моторного планирования, зрительно-моторной билатеральной координации; тренируются мышцы и правильная осанка. Это замечательное средство для стимуляции вестибулярной и проприоцептивной систем. Качели также используется для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и укрепления суставов.

Упражнения к коррекции нарушений тактильной системы.

Все эти игры и материалы используются для регулирования тактильной чувствительности ребенка и способствуют улучшению координации движений, лучшему осознанию положения собственного тела в пространстве, развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознанию себя в окружающем мире.

- обертывание в тяжелые одеяла;

- обертывание в спальный мешок;

- постепенное знакомство ребенка с различными текстурами (для этого необходимо приготовить коробку с материалами);

- обучение ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос или мытье головы).

С целью коррекции используются различные виды деятельности, которые прямо или косвенно способствуют развитию тактильно-двигательных ощущений:

- лепка из глины, пластилина, теста;

- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

- конструирование из бумаги;

- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

- собирание пазлов;

- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу

Сухой бассейн – игры ребенка в сухом бассейне помогают удовлетворить его

потребность в постоянном движении, шарики создают массажный эффект, стимулируют творческую активность и развивают мышечную систему. Кроме того, улучшается психоэмоциональное состояние, поскольку «купание» доставляет только радость и удовольствие. Пластиковые цветные и прозрачные шарики для сухих бассейнов развивают мелкую моторику, тактильную и визуальную чувствительность.

Подвесная качель гнездо-капля – помогает гармоничному сенсорному развитию, формированию целостного ощущения тела, восприятия собственных движений, помогает преодолевать барьер телесного контакта с другими людьми, развивает вестибулярный аппарат и помогает при гиперактивности и тревожности.

Мягкие модули («Пазлы», «Мозаика», «Кубик») – играя с таким мягким конструктором ребенок осваиваетзнания о сенсорных эталонах (цвет, размер, форма), развивает пространственное и зрительное восприятия, навыки конструирования и воображения.

Мягкий мат для упражнений и отдыха – Обязательное оборудование для сенсорной комнаты! Используется для того, чтобы максимально обезопасить ребенка во время занятий. Дополнительно такой элемент в комнате добавляет комфорта и создает уют, что способствует более быстрому раскрепощению ребенка.

Пуф или кресло-мешок – использование данного материала – это одновременно расслабление (расслабление – это обязательный компонент занятия в сенсорной комнате), ощущение безопасности.

Фиброоптическое волокно Штора\Дождь из атласных лент – существуют два основных варианта установки фиброоптического волокна - как штора, растянутая в любой части комнаты на двух деревянных кронштейнах, или в виде световогодождя, который крепится по кругу, зайдя в центр которого, клиент очутится в волшебном мире, ощутите спокойствие, безопасность и расслабления.

Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

Аналогично можно изготовить «осязательные» ванны – в небольшую коробку насыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации тактильного ощущения.

Игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) – это панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет. Все детали, разные по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно изучая качество различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по вербальной инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

Сенсорная тропа для ног – это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Резиновый коврик с неострыми шипами: ребенку предлагают постоять, полежать, походить по такому коврику.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых варежек, массажера с колесиками, массажного валика для ног и т.п. Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела електромасажером. По возможности следует использовать естественные условия окружающей среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым или холодным) и др..

Детские массажные кольца разной жесткости – благодаря разной степени жесткости способствуют нормализации мышечного тонуса и силы нажима в руках. Массажные кольца стимулируют тактильную систему, мелкую моторику. Известно, что манипулятивное взаимодействие с предметами разных фактур способствует активации деятельности нервной системы, поэтому массажные кольца являются неотъемлемым инструментом в работе логопеда, психолога и коррекционного педагога.

Мяч массажный – предназначен для стимуляции тактильной системы. Ребенок может сам играть с мячом и самостоятельно стимулировать тактильные анализаторы, либо специалист делает массаж ребенку, предоставляя, тем самым, ему широкий спектр разнообразных ощущений

Мягкий тренажер «Туннель» – увлекательный способ насыщения и стимуляции вестибулярной и проприоцептивной систем, и как следствие, активизации работы центральной нервной системы.

Утяжеленное одеяло для сенсорной интеграции – утяжеленное сенсорное одеяло из хлопка используется для сна и отдыха, занятий и игр. Помогает гиперактивным детям уснуть либо успокоиться. Под таким одеялом вам будет казаться, что вас обнимают, ведь оно принимает форму тела и усиливает давление. Это дарит ощущение настоящего комфорта.

Спуск с роликами – упражнения и игры на этой горке стимулируют тактильную, проприоцептивную и вестибулярную системы ребенка. Спуск с

горки массирует тело ребенка, способствует формированию схемы тела. Роликовая горка также используется для профилактики различных нарушений опорно-двигательного аппарата, осанки и тому подобное. В зависимости от динамики упражнений возможно получать успокаивающие и активизируя эффекты.

Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия

Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует и т.д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети по очереди рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка, су-джок (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами). А также: — игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, со льдом, аквагрунтом, с крупами, с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной), со звуками, с движениями и тактильными ощущениями

Песочница – широко используется для арт-терапии, песочной анимации, помогает проявить ребенку креативность и фантазию. Игры и обучения с помощью песочницы успокаивают и дают ребенку новый необходимый опыт созидания. Благодаря использованию различных материалов (песок, крупы, камушки, пуговички и т.д.) активно стимулируется тактильная система ребенка.

Игры на развитие зрительного восприятия

Игры с фонариком «Где зажегся огонек?», «Путешествуем вместе». Психолог включает фонарик в разных частях комнаты, ребенок должен найти глазами место, куда светит фонарик. Психолог перемещает огонек фонаря на разные предметы в комнате, ребенок глазами «передвигается» вместе с огоньком.

«Найди половинку»: перед ребенком выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Ребенок должен найти и соединить половинки. Вариант усложнения — «Разрезанные картинки», где изображение разрезано на 2-4 части (можно сложить картинку из кубиков).

«Сложи узор»: ребенок выкладывает по образцу узор, предложенный психологом (используя различные геометрические фигуры, счетные палочки, кубики, мозаику, конструктор и т.д.).

«Цветотерапия», «Светотерапия» — улучшение зрительного цветового восприятия с использованием оборудования со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки.

Проектор Mathmos – проектирует движущее изображение на 3 метра на стены или потолок. К проектору подходят цветные, черно-белые и жидкие диски, они легко меняются и очень просты в использовании. Создают впечатление сказки, заливая комнату впечатляющим узором или цветным изображением. Диски с жидкостью внутри проецируют живые изображения, позволяя наблюдать за переливами волн прямо в комнате.

Набор сенсорных световых игрушек – набор сенсорных игрушек обеспечивает стимуляцию визуальной, тактильной и аудиальной систем. Все игрушки светятся темноте разными цветами, развивают манипуляционные умения, восприятие и воображение ребенка. Возможна различная комплектация, в набор могут входить: неоновые браслеты, мячик-Лизун, неоновые палочки, массажные ежики, игрушки-светлячки, подушки, светящиеся и прочее. Набор сенсорных игрушек способствует созданию более интерактивной среды и расширяет возможности организации и формирование игровой деятельности ребенка.

Игры на развитие слухового восприятия

«Откуда звук?» — психолог звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук или подходит.

«Найди пару»: в упаковки от киндер-сюрпризов раскладываются небольшие предметы (камушки, песок, бусины, скрепки, семечки) так, что- бы одинаковый наполнитель был в двух упаковках. Ребенок должен найти парные коробочки, ориентируясь только на звук при встряхивании.

«Повтори»: воспитатель показывает звучание музыкального инструмента, а ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка и т.п.).

Игры на развитие восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета

«Покажи правильно»: воспитатель на кукле показывает разные части тела. Ребенок должен показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.).

«Найди предмет указанной формы»: перед ребенком выкладываются картинки с изображениями разных предметов и выкладываются по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребенок показывает предметы соответствующей формы. Можно использовать натуральные предметы, разложив их на столе, пре- доставить образцы геометрических фигур, ребенок выбирает предметы соответствующей формы.

«Какая фигура лишняя?»: ребенку предлагают наборы из 4 геометрических фигур (например, 3 круга и 1 треугольник). Необходимо убрать лишнюю фигуру. Вариант усложнения: можно использовать фигуры разного цвета и размера, но обращать внимание на то, чтобы 1 фигура не получилась лишней по цвету или форме.

«Пирамидка»: ребенок строит пирамидку из 5—7 колец. Усложнение задания: можно разобрать колечки из 2—3 пирамидок и все перемешать.

«Матрешки»: ребенок собирает матрешку из 3—4 частей. Усложнение: разбираются 2—3 разные матрешки и все перемешиваются.

«Творческие работы»: ребенок может выполнять творческую работу по инструкции или самостоятельно с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты, пены для бритья и т.д.

Игры на восприятие запаха и вкуса

 «Библиотека запахов»: это ароматические мешочки, в которые выложены цельные специи: кардамон, корица, фенхель. Плюс мешочков в том, что через них очень хорошо ощущается запах, при этом ребенок может трогать их фактуру и даже жевать их, что особенно важно при развитии восприятия.

«Аромабаночки»: в прозрачных баночках с крышками собраны ку- сочки того, что издает этот аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (например, лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки.

«Баночки с сюрпризом»: в непрозрачных баночках с крышками собраны разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, долька лимона, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки), цветок и т.п.). Баночки нужно разделить на 2 группы: с приятным и с неприятным, плохим запахом (сначала психолог показывает, как можно нюхать запах в баночке). После выполнения упражнения выясняем, что можно есть, а что нет.

«Съедобное-несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.

«Узнай предмет на вкус»: ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона). В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая или называя его.  Чем больше видов сенсорных игр вы предложите ребенку с РАС, тем больше новых сенсорных ощущений и разнообразных положительно окрашенных эмоциональных впечатлений дадите ребенку.Чем лучше вы будете чувствовать сенсорный мир ребенка с аутизмом и предугадывать причины возможных трудностей восприятия, тем больше у вас будет возможностей в создании комфортной, оптимальной для конкретного ребенка, внешней среды. Помните, причиной той или иной трудности восприятия ребенка может быть сенсорное расстройство, и всегда исследуйте окружающую среду. Пользуясь своим воображением, вы вырабатываете положительный процесс восприятия и сенсорный опыт у ребенка с РАС.

 

                                                                        Литература

1. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33—45. 239

2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб, 2007.

3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000.

4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, рас- познать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. Под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010.

5. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. [Пер.с англ. Ю. Даре]. Т.: Теревинф, 2009.

6.Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // СДО. 2015. №1 (53).

7.Гуткова Т.В. Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья / "Воспитатель ДОУ" №3/2013

8.Кожина Т. С., Чудакова Н. В., Березникова Е. С. Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 53-57. — URL https://moluch.ru/archive/116/32013/ (дата обращения: 12.12.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...

Сенсорная комната в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и ве...

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС

     Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязате...

Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС

Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также ...

Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС

Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также ...