Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС
материал по коррекционной педагогике
Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с
развитием системы координации и представления о собственном теле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_igry_v_korrektsionnoy_rabote_s_rebenkom_imeyushchim_ras.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
Сенсорные игры в коррекционной работе
с ребенком, имеющим РАС
Учитель – дефектолог:
Климова А.Н.
п. Борисовка
Сенсорные игры в коррекционной работе
с ребенком, имеющим РАС
Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с
развитием системы координации и представления о собственном теле.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, сенсорные
игры, коррекция.
Чтобы понимать детей, которым мы желаем помочь, необходимо понять, что следствие аутизма — особое состояние искаженного восприятия окружающего. И замкнутый ребенок с РАС — это ребенок с особым внутренним миром. Его мир наполнен яркими сенсорными вспышками, фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отраженной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний. Все это может вести к сенсорным перегрузкам, иногда к депривации.
В коррекционной работе с аутичным ребенком часто у специалиста возникает ситуация, когда ребенок не обращает внимания на присутствие нового взрослого или становится тревожным и агрессивным. Необходимо заранее быть готовым к такой реакции и четко понимать причины этого поведения. Ребенок с РАС следует первоначально заведенному ритуалу, и появление нового незнакомого человека является изменением, которое привносит в его жизнь элемент неизвестности, чувство страха, нарушение комфорта. Сенсорные игры помогают специалисту завоевать доверие ребенка и наладить с ним контакт, а ребенку помогают освоиться в сложившейся ситуации и привыкнуть к новым условиям и к педагогу. Сенсорными называются игры, которые нагружают (или разгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения: визуальные, осязательные, обонятельные, аудиальные, вкусовые, и проприоцептивные. При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан. Если ребенку удается связать удовольствие в момент получения сенсорных ощущений с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника, и возможно установление положительного эмоционального контакта. Если же ребенку удается связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления при помощи специалиста, а затем применить их в повседневной жизни самостоятельно, то ребенок успешно сенсорно интегрируется.
Сенсорные игры решают следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на
настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление
в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход
дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Сенсорные игры бывают разных видов:
Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных навыков
Подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты на фитболах, мячах BOSU.
Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).
Ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нарисованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу.
Бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой.
Пальчиковая гимнастика: «Гнездо»: пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Замок»: соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить. «Пальчики здороваются»: на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т.д. «Пальцеход»: на плотном ковролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).
Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия
Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует и т.д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.
Игры на восприятие предметов в движении: игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу» и др.); передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.
Игры на эмоционально-волевое восприятие: «Погремушка»: игра
погремушкой, затем остановка по сигналу, по другому сигналу вновь игра погремушкой.
«Волшебный мешочек»: в тканый непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, материалов (игрушки, геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Ребенку предлагают, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать любой предмет, затем рассмотреть его.
Игры на развитие зрительного восприятия
Игры с фонариком «Где зажегся огонек?», «Путешествуем вместе». Психолог включает фонарик в разных частях комнаты, ребенок должен найти глазами место, куда светит фонарик. Психолог перемещает огонек фонаря на разные предметы в комнате, ребенок глазами «передвигается» вместе с огоньком.
«Найди половинку»: перед ребенком выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Ребенок должен найти и соединить половинки. Вариант усложнения — «Разрезанные картинки», где изображение разрезано на 2—4 части (можно сложить картинку из кубиков).
«Сложи узор»: ребенок выкладывает по образцу узор, предложенный психологом (используя различные геометрические фигуры, счетные палочки, кубики, мозайку, конструктор и т.д.).
«Цветотерапия», «Светотерапия» — улучшение зрительного цветового восприятия с использованием оборудования со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки.
Игры на развитие слухового восприятия
«Откуда звук?» — психолог звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук или подходит.
«Найди пару»: в упаковки от киндер-сюрпризов раскладываются небольшие предметы (камушки, песок, бусины, скрепки, семечки) так, чтобы одинаковый наполнитель был в двух упаковках. Ребенок должен найти парные коробочки, ориентируясь только на звук при встряхивании.
«Повтори»: психолог показывает звучание музыкального инструмента, а ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка и т.п.).
Игры на развитие восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета «Покажи правильно»: психолог на кукле показывает разные части тела. Ребенок должен показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.).
«Найди предмет указанной формы»: перед ребенком выкладываются
картинки с изображениями разных предметов и выкладываются по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребенок показывает предметы соответствующей формы.
Можно использовать натуральные предметы, разложив их на столе, предоставить образцы геометрических фигур, ребенок выбирает предметы соответствующей формы.
«Какая фигура лишняя?»: ребенку предлагают наборы из 4 геометрических фигур (например, 3 круга и 1 треугольник). Необходимо убрать лишнюю фигуру. Вариант усложнения: можно использовать фигуры разного цвета и размера, но обращать внимание на то, чтобы 1 фигура не получилась лишней по цвету или форме.
«Пирамидка»: ребенок строит пирамидку из 5—7 колец. Усложнение
задания: можно разобрать колечки из 2—3 пирамидок и все перемешать.
«Матрешки»: ребенок собирает матрешку из 3—4 частей. Усложнение: разбираются 2—3 разные матрешки и все перемешиваются.
«Творческие работы»: ребенок может выполнять творческую работу по инструкции или самостоятельно с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты, пены для бритья и т.д.
Игры на восприятие запаха и вкуса
«Библиотека запахов»: это ароматические мешочки, в которые выложены цельные специи: кардамон, корица, фенхель. Плюс мешочков в том, что через них очень хорошо ощущается запах, при этом ребенок может трогать их фактуру и даже жевать их, что особенно важно при развитии восприятия.
«Аромабаночки»: в прозрачных баночках с крышками собраны кусочки того, что издает этот аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (например, лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки.
«Баночки с сюрпризом»: в непрозрачных баночках с крышками собраны разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, долька
лимона, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки), цветок и т.п.). Баночки нужно разделить на 2 группы: с приятным и с неприятным, плохим запахом (сначала психолог показывает, как можно нюхать запах в баночке). После выполнения упражнения выясняем, что можно есть, а что нет.
«Съедобное-несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.
«Узнай предмет на вкус»: ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона). В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая или называя его.
Игры на развитие чувства равновесия
«Схвати шарик», «Спрячем ручки», «Погреем ножки», «Рыбки», «Прятки», «Жучки», «Велосипед», «Волны» и т.д. — всевозможные игры и упражнения в сухом бассейне с цветными шариками и в сухом бассейне с подсветкой. «Гусеница в коконе», «Утенок спрятался в бочонок, «Медведь в берлоге» — игры и упражнения в вестибулярном тренажере «Перекати поле» и в мягком модуле «Труба».
А также:
— игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, со льдом, аквагрунтом, с крупами, с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной), со звуками, с движениями и тактильными ощущениями.
Чем больше видов сенсорных игр вы предложите ребенку с РАС, тем
больше новых сенсорных ощущений и разнообразных положительно окрашенных эмоциональных впечатлений дадите ребенку. Чем лучше выбудете чувствовать сенсорный мир ребенка с аутизмом и предугадывать
причины возможных трудностей восприятия, тем больше у вас будет возможностей в создании комфортной, оптимальной для конкретного ребенка, внешней среды. Помните, причиной той или иной трудности восприятия ребенка может быть сенсорное расстройство, и всегда исследуйте
окружающую среду. Пользуясь своим воображением, вы вырабатываете положительный процесс восприятия и сенсорный опыт у ребенка с РАС.
Литература
1. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с
расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33—45.
239
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб,
2007.
3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с
детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000.
4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. Под ред.
Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010.
5. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых
проблем развития. [Пер.с англ. Ю. Даре]. Т.: Теревинф, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющимРАС
Игры с ребенком имеющим РАС....
Сухой бассейн в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС
Игры ребенка в сухом бассейне помогают удовлетворить потребность в постоянном движении, шарики создают массажный эффект, стимулируют творческую активность и развивают мышечную систему.Сухой бассейн вы...
Использование сенсорных игр в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС
В настоящее время внимание коррекционных педагогов и специалистов привлечено к детям с расстройством аутистического спектра, так как их количество неуклонно растет. В связи с особой значимостью для эт...
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....
Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС
Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязате...
Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС
Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также ...