Статья «ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?»
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тревожные дети. Как помочь? | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ»
Что такое тревожность?
Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много научных версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника, о готовности к бою.
Психологический словарь дает термину "тревожность" следующее объяснение: это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Тревожность бывает ситуативной (проявляется только при определенных обстоятельствах, например, когда ребенок выступает перед зрителями на празднике или когда подходит к кабинету врача) и общей (проявляется во многих различных ситуациях).
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами.
Портрет тревожного ребенка
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула.
Вы правы, коллеги. Конечно, это портрет тревожного ребенка. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями детей, потому что гиперактивные, и агрессивные дети — они все на виду, "на ладошке", а тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Они часто ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, а так как они постоянно боятся потерять над собой контроль, то опасаются вступать в новые игры, в новые виды деятельности.
У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, они и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное дыхание и др.
Диагностика тревожного ребенка
Если Вы считаете, что в Вашей группе есть тревожный ребёнок, прежде всего необходимо поговорить с его родителями. Выявить наличие страхов у самого ребёнка не всегда возможно, так как дети хотят казаться хорошими и не признаются в том, что, по их мнению, может осуждаться другими. Это и есть признаки тревожности.
Чтобы помочь ребёнку, понять его и узнать, чего же он боится, можно попросить родителей и других воспитателей заполнить бланк опросника, ответы на вопросы которого прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут Ваше предположение.
Американские психологи советуют присмотреться, характерны ли для ребёнка следующие черты.
Критерии определения тревожности у ребёнка.
- Постоянное беспокойство
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо
- Мускульное напряжение (Например, в области лица, шеи)
- Раздражительность
- Нарушения сна.
Чтобы было основание предположить, что ребёнок, за которым Вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.
Очень часто в детском саду встречаются случаи тревожности у детей по поводу разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трёх лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребёнок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.
Американские психологи советуют понаблюдать за ребёнком, и если три черты, перечисленных ими, появлялись в течение четырех недель в его поведении, то можно предположить, что у ребёнка действительно наблюдается этот вид тревожности.
Критерии определения тревожности по поводу разлуки.
- Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.
- Постоянное и чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.
- Постоянное и избыточное беспокойство, что какое-либо событие приведёт его к разлуке с семьей.
- Постоянный отказ идти в детский сад
- Постоянный страх остаться одному.
- Постоянный страх идти одному спать.
- Постоянные ночные кошмары, в которых ребёнок с кем-то разлучается.
- Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. Причём, дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.
Помощь тревожному ребёнку
Прежде всего, воспитатель должен внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять, что его поведение — это не капризы, а болезненное состояние. Зачастую в группе может находиться сразу несколько тревожных детей, и если воспитатель не поможет им адаптироваться в условиях детского сада, они могут со временем быть отвергнутыми сверстниками, поскольку неспособны постоять за себя. А отсутствие опыта общения с детьми в детском саду приведёт к проблемам и в школьной жизни.
Поэтому воспитатели, которым небезразлична психологическая атмосфера в группе и будущее его питомцев, постарается помочь тревожным детям научиться общаться
Усилия воспитателя в первую очередь должны быть направлены на то, чтобы повысить самооценку ребёнка и его статус в группе.
- Для этого надо чаще хвалить ребёнка за его малейшие успехи, отмечать их в присутствии других детей.
- Не надо заставлять ребенка выполнять то задание, которого он боится, лучше последовать за его интересами. Дать возможность проявить свою успешность в другом виде деятельности.
- Во время группового сбора воспитатель и дети должны как можно чаще обращаться к нему по имени.
- Желательно, чтобы в кругу такие дети почаще играли в такие игры, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".
- Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию. Техника глубокого дыхания, занятия йогой, просто растирания тела.
- Так как тревожный ребенок боится вступать в новые виды деятельности, лучше придумывать для него игры и задания на основе уже имеющегося материала, знакомого ему. (Например, игра "Занимательные картинки")
- Для утверждения своего "Я" можно выполнять с тревожным ребенком упражнения перед зеркалом: пусть он, глядя в глаза своего отражения, обращается к нему с вопросами, просьбами и сам отвечает на эти вопросы.
- При работе с тревожными детьми необходимо избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают Вас сравнивать их с окружающими.
- Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость.
- Для тревожных детей полезными могут оказаться игры на доверие, в процессе которых они будут учиться брать на себя ответственность и доверять окружающим.
- Если Вы обращаетесь с просьбой или вопросом к тревожному ребенку, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня Ваших глаз.
- При любой возможности давайте ребенку знать, что верите в его успех, однако слова Ваши должны быть искренними, ибо дети очень тонко
- Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, "казаки—разбойники") ребенок может пережить и сильный страх и волнение, а это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
- Ролевые игры тоже помогут воспитателю понять ребенка, а ребенку — почувствовать силу и уверенность в себе. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и ситуации, которые вызывают особую тревогу у ребенка (ситуация "боюсь воспитателя" — дать ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру воспитателя, ситуация "боюсь войны — дать возможность действовать от имени фашиста, бомбы, то есть того, чего боится ребенок).
- Игры с мячом развивают быстроту реакции тревожного ребенка, повышают его уверенность в своих силах.
- Совместное со взрослым сочинение сказок и историй поможет ребенку выразить словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Работа с родителями тревожного ребенка
Иногда (даже не иногда, а довольно часто) родители предъявляют ребенку завышенные требования, оправдать которые он не в силах. Малыш не знает и не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно требует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну за другой несколько неудач, он понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа (а очень часто и авторитарная бабушка).
И в дальнейшем вместо очередной попытки угодить им своими успехами он просто торопится сдаться без борьбы. Он признает себя не таким, как все. Хуже, никчемнее. Он развивает в себе привычку приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он учится мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты.
Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению с взрослыми и детьми.
Поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов) в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей), и тем самым помочь ему избавиться от своего недуга.
Прежде всего, надо ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов и прозвищ ребенка, которые унижают его достоинство (осел, дурак), даже если вы сами очень раздосадованы и сердиты.
Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет).
Родителям полезно снизить количество замечаний, которые они делают ребенку. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитайте список, и вы поймете, что большинство из них можно было не делать, они или не принесли пользы или только повредили Вам и Вашему ребенку.
Родителям можно посоветовать побольше разговаривать с детьми, помогать им научиться выражать свои мысли и чувства словами
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверие к миру, а это снимет с него страх насмешки, предательства, научит малыша любить и дружить
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка. Малыш, не зная как, например, отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше,а это приводит его к стрессу.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке.
Психокоррекция тревожного ребенка
Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажатием различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ И ДЫХАНИЕ:
ЦЕЛЬ: Научить детей приемам саморасслабления.
- Упражнение "Воздушный Шарик"
ЦЕЛЬ: Упражнение способствует снятию напряжения и успокаивает детей.
СОДЕРЖАНИЕ: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно (чтобы шарик не лопнул) через приоткрытые губы надувайте его. А теперь покажите свои шарики друг другу.
ПРИМЕЧАНИЕ: упражнение можно повторить 3 раза.
- Упражнение "КОРАБЛЬ И ВЕТЕР"
ЦЕЛЬ: Это упражнение настраивает группу на рабочий лад, особенно если дети очень устали.
СОДЕРЖАНИЕ: Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик.
ПРИМЕЧАНИЕ: Упражнение можно повторить 3 раза
- Упражнение "ПОДАРОК ПОД ЕЛКОЙ"
ЦЕЛЬ: Данное упражнение способствует расслаблению мышц лица, особенно вокруг глаз.
СОДЕРЖАНИЕ: Представьте, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. А когда будете выдыхать, откройте гпаза. Улыбнитесь: о, чудо! Долгожданная игрушка перед вами!
ПРИМЕЧАНИЕ : После выполнения упражнения можно обсудить, если дети захотят, кто о чем мечтает.
- Упражнение "ДРАКА".
ЦЕЛЬ: упражнение поможет расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
СОДЕРЖАНИЕ: Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а, может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура, неприятности позади!
ПРИМЕЧАНИЕ : это же упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
ЭТЮДЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ.
ЦЕЛЬ: расслабление различных групп мышц. Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге "Психогимнастика"
Этюд "ШТАНГА"
Ребенок изображает, что поднимает "тяжелую штангу". Потом бросает ее. Отдыхает. И снова за работу
- Этюд "СОСУЛЬКА"
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет {В.Селиверстов)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
- Этюд "ШАТАЙ-БОЛТАЙ"
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне (С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклонить корпус тела вниз.
- Этюд "ВИНТ"
Исходное положение пятки и носки вместе. Корпус поворачивать влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Этюд может сопровождаться музыкой Н Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ВАМ ИГРЫ помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Они отобраны из книги К. Фопеля "Как научить детей сотрудничать?"
- Игра "ВОДОПАД"
ЦЕЛЬ: Эта игра на воображение тоже поможет детям расслабиться. После нее стоит заняться чем-нибудь спокойным, позволяющим детям использовать свою интуицию.
СОДЕРЖАНИЕ : Сядьте поудобнее и закройте глаза 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните....
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. .
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь , как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами.. (30 секунд).
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил. . Немного потянись, выпрямись и открой глаза,
- Игра "ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ"
ЦЕЛЬ: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Игра должна проводиться под музыку.
СОДЕРЖАНИЕ: Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь лягте, пожалуйста, спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.
Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось. (2-3 минуты).
- Игра "БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ"
ЦЕЛЬ: Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.
СОДЕРЖАНИЕ: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует скомкайте его и сделайте хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "СТОП'", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию.
ПРИМЕЧАНИЕ : Эта игра также используется и для агрессивных детей.
Игры, направленные на формирование у детей
чувства доверия и уверенности в себе.
- Игра "ГУСЕНИЦА"
ЦЕЛЬ: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
СОДЕРЖАНИЕ: Постройтесь цепочкой, соблюдая следующим правила:
- руки каждого лежат на плечах впередистоящего;
- между животом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шар или мяч;
- дотрагиваться до воздушного шара строго воспрещается;
- первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движением "живой гусеницы".
- Игра "СЛЕПОЙ ТАНЕЦ".
ЦЕЛЬ: Это хорошая игра, воспитывающая доверие друг к другу, в которой дети двигаются под музыку (тем самым снимая лишнее мышечное напряжение).
СОДЕРЖАНИЕ: Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по группе под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку.
ПРИМЕЧАНИЕ : В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
- Игра "АЭРОБУС"
ЦЕЛЬ: В этой игре дети работают небольшими группами и должны действовать очень согласованно — ведь Маленьком аэробусу надо придать чувство уверенности и плавного полета. Когда Мапенький аэробус почувствует, что он может доверять несущим его детям, он закроет глаза и насладится полетом.
СОДЕРЖАНИЕ: Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким аэробусом? Остальные ребята буду помогать Аэробусу "летать".
Один из желающих поиграть детей ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по одному человеку. Пусть они присядут, просунут руки под его руки, живот, грудь. На счет "три" все сообща встают и поднимают Аэробус с поля.
Так, теперь можно потихонечку поносить Самолет по помещению. Когда он будет чувствовать себя совсем уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер.
ПРИМЕЧАНИЕ: Когда Аэробус "летит", воспитатель может комментировать его полет и обращать особое внимание на аккуратность и бережное отношение детей к водящему (это придаст ему уверенность и спокойствие). Вы можете попросить Аэробус самому выбрать тех, кто его понесет. Когда Вы увидите, что у детей все получается хорошо, то можно "запускать" два Аэробуса одновременно.
- Игра 'ТОЛОВОМЯЧ"
Цель: С помощью этой игры можно развивать навыки сотрудничества в парах и в тройках, научить детей доверять друг другу.
СОДЕРЖАНИЕ: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для детей 4-5 лет можно упростить правила: в исходном положении надо не лежать, а, например, стоять на корточках или на коленях.
- Игра "ДРАКОН"
ЦЕЛЬ: Игра поможет детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост" она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
ЛИТЕРАТУРА
- Гизелла Эберлейн. "Страхи здоровых детей". Москва, 1981.
- Чистякова М.И. "Психогимнастика" Москва, 1990.
- Захаров А.И. "Как предупредить отклонения в поведении ребенка". Москва, 1986.
- Спиваковская А.С. "Как быть родителями". Москва, 1986.
- Фопель К. "Как научить детей сотрудничать".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)
Как помочь ребенку преодолеть тревожность(рекомендации для родителей тревожных детей)...
Статья: "Тревожные дети"
Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дош...
Статья "Тревожные дети"
Тревожный ребёнок. Понятие тревоги, основные причины её возникновения, рекомендации для родителей....
Статья "Тревожный ребёнок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением".
Тревожность - это беспричинный. немотивированный страх....