Сенсомоторное развитие дошкольников с нарушением интеллекта через организацию практической деятельности детей
методическая разработка по коррекционной педагогике

Филоненко Ирина Юрьевна

Из опыта работы с детьми с умственной отсалостью по теме "Сенсомоторное развитие у дошкольников через организацию практическоц деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_dlya_konkursa.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

компенсирующего вида с приоритетным осуществлением

квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»

Сенсомоторное развитие  дошкольников с нарушением интеллекта

через организацию практической деятельности детей

                               воспитатель

                

                            Филоненко Ирина Юрьевна

                                                 г. .Канск  2019г.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и выступает предпосылкой становления всех видов детской деятельности. У детей с нарушениями в интеллектуальном развитии  отмечаются специфические особенности в формировании сенсомоторных навыков:

  • несвоевременность формирования сенсорных эталонов,
  • отставание в сроках и замедленный темп развития всех видов восприятия,
  • очень бедный опыт практической деятельности с предметами,
  • бедный запас знаний об окружающем мире,
  • недоразвитие ручной и мелкой моторикой, а также зрительно-двигательной координации.

Для преодоления недостатков сенсомоторного развития   я поставила следующие задачи: 

- формирование представлений  о сенсорных  эталонах;

- развитие разных видов детского восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного);

- создавать условия для обогащения представления детей о  свойствах предметов окружающего мира;

- развитие интереса детей к самостоятельным  разнообразным действиям с предметами;

- коррекция и развитие ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

 Для оптимизации коррекционно-развивающей работы по сенсомоторному развитию мною подобран и систематизирован  наглядно-методический материал:

- каталог дидактических игр и упражнений на развитие восприятия цвета, формы, величины,

- упражнения на развитие мелкой моторики,

- картотека  упражнений для элементарного экспериментирования,

- подборка рабочих листов для индивидуальных занятий,

- детская литература с развивающими заданиями.

Для сенсомоторного развития дошкольников я организовала в группе предметно - пространственную среду, которая включает несколько зон:

  • уголок с коррекционно-развивающими играми; с предметами фиксированного и  вспомогательного назначения;  игрушками  и пособиями  для развития мелкой моторики и зрительно - двигательной координации;
  • уголок художественного творчества;
  • уголок природы с природным материалом (ракушки, фасоль, шишки, различные семечки плодов и т.д.);
  • настенное панно сюжетного содержания;
  • конструктивный уголок.

Использование этих разнообразных элементов предметно-пространственной среды способствует формированию у детей  ориентировочных действий, закреплению представлений о свойствах предметов и их значимости в практической деятельности.

Работу по формированию и закреплению сенсомоторных представлений у моих воспитанников осуществляю во всех видах детской деятельности (на занятиях, в свободной деятельности, в режимных моментах).

Для развития цветового восприятия на занятиях по продуктивным видам деятельности использую игры и упражнения, например: «Найди заплатку для платья», «Дай такой же карандаш», «Найди пару». На занятиях по изодеятельности учу детей смешивать краски для получения различных оттенков. Для лучшего усвоения  и запоминания цветов и оттенков детьми, в уголке художественного творчества поместила капельки - подсказки, цветовое панно с радугой.  Цветовую символику использую в уголке природы, на карточках – алгоритмов по уходу за комнатными растениями, тем самым закрепляю у детей представления о цветовом своеобразии  различных времен года.

Для решения задач по развитию восприятия  геометрических форм знакомлю детей с основными формами и разными их вариантами путем зрительного и осязательного восприятия. Использую такие игры, как: «Найди окошко», «Почтовый ящик», «Найди фигуру, которую назову», «Какой фигуры не стало». Поскольку дети затрудняются передавать в рисунке такие формы как трапеция, ромб, полукруг, сначала обследуем,  плоскостную фигуру проводя, пальчиком по краю, потом рисуем поэтапно (все нарисовали линию, ждем остальных), с некоторыми детьми рисуем, несколько раз используя, прием сопряженного действия (рука в руке). Для лучшего усвоения геометрических фигур использую контуры фигур в оформлении группы. Геометрические фигуры основных цветов разместила на дверцах шкафов на уровне глаз детей.

Работу по формированию и закреплению представлений величине объектов осуществляю с помощью  практических действий наложения, прикладывания,  примеривания, ощупывания, измерения, группировки  предмета по определенному признаку.  Например: сравнение плоскостных геометрических фигур (столбики, круги), различающих только по высоте; «Спрячь матрешку»,  «Спрячь шарик в ладошках».

Практическая деятельность невозможна без развития тактильно–двигательного восприятия, поэтому учу детей путем тактильного обследования  выявлять те или иные свойства предметов: форму, величину, характерные особенности. На основе обследования объектов (сличение, совмещение, сближение, ощупывание)  они сопоставляют основные признаки, определяют сходство и различие предметов. С целью развития тактильно - двигательного восприятия использую следующие упражнения и задания: найди предмет в «сухом бассейне», «Что лежит в мешочке», «Из какого материала сделан предмет». Так же использую различный  по качеству материал  на занятиях.

В свободной деятельности мои воспитанники могут развивать зрительное и тактильное восприятие у сенсорного панно сюжетного содержания. Ощупывают разную фактуру ткани, выкладывают заборчик по цвету «радуги». Эти упражнения способствуют и развитию  мелкой моторики: дети учатся пользоваться клепками, замочками, упражняются шнуровке, завязыванию бантиков. Здесь же закрепляю пространственные представления у детей: понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева».

        Поскольку работа по сенсомоторному развитию актуальна как младшем возрасте, так и в старшем дошкольном возрасте. Мною систематизированы специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые способствуют формированию умений владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза. Провожу специальные игры и упражнения, которые  приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость и одновременно развивают сенсорные представления. Это

- игры с песком, водой,

- игры  конструктором;

- выкладывания мозаики по цвету,  по схеме;

- графические игровые упражнения: обведение по точкам, клеточкам, шаблонам и др.

- сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учётом их формы, цвета, размера,

- нанизывание бус;

- шнуровка;

- оригами;

Данную работу провожу и на прогулке. Мной разработан комплекс наблюдений за природой, где ставила задачи учить детей замечать характерные признаки предметов:

- определять сходство и различие по величине, форме и  цвету;

-  видеть богатство цвета и форм окружающего мира.

 Для расширения представлений детей  о богатстве и многообразии мира природы организую опытно – экспериментальную деятельность с природным материалом, с песком и водой. Дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами природных материалов, открывают правила взаимодействия с ними. Действия с объектами живой и не живой природы благотворно влияют на психо – эмоциональное состояние детей. 

Особенно привлекает детей вода. Младшие дошкольники переливают воду, играют с плавающими игрушками и предметами. Дети старшего возраста воду окрашивают, фильтруют, расширяя представления о свойствах воды.

Песок использую для организации опытно–практической деятельности (определение свойств и состояния песка, просеивание через  сито и др.); а также для организации художественно-творческой деятельности (рисование на песке, конструирование, песочные панно и др.).

Полученные умения и навыки работы с различным природным материалами дети, применяют, выполняя творческие работы.

        Мной разработан и реализован проект «Зеленый островок», в результате которого дети  устанавливали элементарные природные причинно-следственные связи: нужна ли вода растениям, какая почва лучше, значение света и рыхления и др. Учились вскапывать землю, рыхлить, сеять семена, ухаживать за всходами. Знакомились со свойствами природных материалов (определяли температуру воды для полива, влажная почва или нет). Данный проект представлен на втором Всероссийском конкурсе детских исследовательских работ «Мои первые открытия»,  и удостоен дипломом.

        Осуществляю индивидуальный подход к детям, при затруднении выполнения задания не использую прямую подсказку а, стараюсь, чтобы дети сами с помощью наводящих вопросов преодолели трудности и закончили работу. Показать фрагмент.

Для успешного освоения предметно-практической деятельности создаю ситуацию успеха. Например: к подготовке к занятию, накануне вечером, выполняя образец, привлекаю детей, которые испытывают затруднения в данном виде деятельности. Это позволяет настроить ребенка на выполнение данного задания, заранее познакомить с этапами и приемами работы. Таким образом, на занятии ребенок более успешно справляется с данным заданием. Использую похвалу, одобрение.

Для обеспечения комплексного коррекционно-развивающего воздействия на сенсомоторное развитие  детей осуществляю тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ и родителями воспитанников.

Тесное взаимодействие с учителем-дефектологом представлено следующими формами:

- совместное проведение диагностики  по сенсомоторному развитию воспитанников и планирование коррекционно-развивающих занятий с учетом рекомендаций  учителя-дефектолога;

- разработка и реализация мероприятий познавательно-практического характера  для родителей: (проект «Полезные продукты-овощи и фрукты», сказка «Три поросенка»);

- закрепление с детьми в свободной деятельности сенсорных умений и навыков, которые отрабатываются на специальных коррекционно-развивающих занятиях учителем-дефектологом. Для переноса детьми умений и навыков создаем условия для использования дидактических средств, пособий в новых условиях.

В процессе сенсомоторного развития детей осуществляю тесное взаимодействие с родителями воспитанников, применяя следующие формы работы:

- обучение их некоторым педагогическим приемам, позволяющим закреплять умения детей в домашних условиях;

- консультации «Развитие мелкой моторики в быту»; «Готовим руку к письму».

- родительские собрания «Организация предметно-развивающей среды в группе и дома в соответствии с возрастными особенностями ребенка», «И стали мы на год взрослее», проект  «Мои летние каникулы»;

- организация мероприятий совместной познавательной, трудовой, творческой и досуговой деятельности детей и родителей, формирующих навыки продуктивного, практического взаимодействия (изготовление игрушек,  выполнение творческих работ для выставок, совместные выходы в социально значимые места города, участие экологических акциях, благоустройство территории детского сада).

        Учитывая то, что у каждого ребенка свои индивидуальные способности и возможности, динамика в сенсомоторном развитии у каждого тоже индивидуальна.  В результате последовательной и целенаправленной работы по сенсомоторному  развитию у воспитанников отмечаются следующие результаты:

  • обогатился чувственный опыт детей;
  • повысился уровень сформированности сенсорных эталонов
  • в развитии мелкой моторики отмечается устойчивая положительная динамика, дошкольники овладели частично поисковыми способами ориентировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙНА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ  И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ....

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке....

«Приобщение детей среднего возраста к традициям празднования Нового года и Рождества, через организацию совместной деятельности детей и педагога»

Время Новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все и старшие, и малыши ждут с нетерпением встречи но...

Социализация дошкольников с нарушением интеллекта через проектную деятельность

В материале представлен опыт взаимодействия специалистов двух разных учреждений - дошкольного образования и социального обслуживания для решения задачи социлизации детей с ОВЗ....