проект "Чудо -лоскутки"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Приобщение детей к культурному наследию карельского народа, к общечеловеческим ценностям через ознакомление с карельскими тряпичными куклами; лоскутной аппликацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudo_loskutki.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Фокина Наталья Владимировна
Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
МБДОУ д\с «Берёзка»
Г. Костомукша, республика Карелия.
Проект «Чудо-лоскутки»
Тип: Групповой, познавательный, творческий, краткосрочный.
Цели: Приобщение детей к культурному наследию карельского народа, к общечеловеческим ценностям через ознакомление с карельскими тряпичными куклами; лоскутной аппликацией.
Задачи:
Дети:
Познакомить детей со свойствами различных тканей; их выразительными возможностями;
учить простейшим приемам лоскутной аппликации;
учить мастерить куклу-закрутку;
развивать интерес к карельским народным куклам; творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа;
развивать чувство цвета; ритма; пропорции; глазомер, эстетический вкус, мелкую моторику рук;
развивать творческие способности детей посредством лоскутной аппликации; укреплять связь семьи и детского сада, внутрисемейную связь через совместную творческую деятельность;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать уважение к народным традициям;
Родители:
установить партнерские отношения с семьей;
создать атмосферу взаимопонимания, радости;
Место проведения: МБДОУ детский сад «Берёзка» комбинированного вида, старшая группа для детей с ОВЗ (ЗПР).
Время проведения: 1- 15 марта 2017 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, дефектолог, родители.
Актуальность:
В последнее время возвращается интерес к народному искусству, признаётся его неоценимая роль в развитии духовности человека и общества в целом. Привитие любви к родной культуре, привлечение к познанию истоков народного творчества, знакомство с обычаями и традициями карельского народа являются одними из основных задач в эстетическом воспитании детей.
Лоскутная аппликация - необычный вид детской деятельности, который напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию из бумаги. Она предоставляет возможности для умственного, эмоционально – эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Проблема:
Что можно сделать из лоскутка ткани?
Ожидаемый результат:
-сформированы простейшие представления о свойствах тканей;
-появился интерес и желание изготовить совместно с мамой тряпичную куклу-закрутку; выполнять аппликацию из кусочков ткани;
-появился интерес к народному творчеству;
Реализация проекта:
1 этап: подготовительный:
Постановка цели, подбор методической литературы, организация развивающей среды в группе, подбор методического материала; планирование мероприятий по теме.
2этап: основной:
Познавательное развитие:
НОД «Карельские лоскутные народные куклы»; «Ткани всякие нужны»;
Игра «Тканевый конструктор»;
Поисково-исследовательская деятельность:
Знакомство со свойствами ткани; сравнение разных видов ткани; сравнение ткани и бумаги; рассматривание изделий, выполненных в лоскутной технике;
Сенсорное развитие:
«Найди такую же ткань на ощупь», «Подбери ткань по цвету», «Сложи узор из кусочков», «Тактильные мешочки», «Протолкни бусинку по дорожке», «Волшебный сундучок» (с кусочками различных тканей), «Сложи коврик из лоскутков», «Шершавые – гладкие», «Разгладь ладошкой лоскутки»; «Нарежь ленточки для куклы», «Где звучит» (кукла-колокольчик); «Ткачи» (плетение из ниток, из лент);
Социально-коммуникативное развитие:
Безопасность: беседа «Чем опасны иголки, нитки, ножницы, утюг»;
Карельские народные игры;
Игровая ситуация «Поможем Айно разложить лоскутки»;
Проблемная ситуация: «Если бы куклы умели говорить, то о чём бы они разговаривали» (диалоги тряпичных кукол); «Почему кукла плачет?»; «Грустные и весёлые лоскутки» (цвет);
Речевое развитие;
Д\и «Какая ткань», «Кто что делает», «Опиши куклу», «Доскажи словечко», «Сравни кусочки ткани»;
Знакомство с художественной литературой:
З. Александрова «Мой мишка», Е. Благинина «Голышок-малышок», К. Чуковский «Храбрецы»; Н. Носов «Заплатка», Б. Заходер «Портниха», В. Осеева «Волшебная иголочка»;
Игровая деятельность:
С\р игра: «Ателье», «Магазин тканей», «Магазин кукол», «Стирка»;
Д\и: «Найди одинаковые лоскутки», «Найди одинаковых кукол», «Посчитай-ка кукол (карельские лоскутные куклы)», «Сравни кукол» (карельские лоскутные куклы), «Найди заплатку», «Что из ткани можно сшить?», «Мемори»; «Какой лоскуток пропал», «Посчитай лоскутки», «Разложи по цвету», «День-ночь»,
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка: «Кукла-пеленашка»,
Рисование: «Придумай узор на ткани», «Платочек для куклы»,
Аппликация: из лоскутков ткани «Чайник», «Домик», «Коврик из квадратов», «Салфетка из полосок»,
Конструирование: «Карельская тряпичная кукла»;
Физическое развитие:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
беседа «Чистота одежды»;
п\и «Иголка и нитка», «Попади в корзину» (мячики из ткани); «Кто скорее соберет нужные лоскутки»; «Найди куклу и промолчи», «Поймай лоскуток»;
физминутка «Ой, испачкалась одежда»; «Куколка, попляши»,
Музыкальное развитие:
Слушание карельской народной музыки, песен; карельские народные танцы, музыкальные игры;
Взаимодействие с родителями:
Мастер-класс по изготовлению куклы – закрутки;
Выставка «Куклы из ткани своими руками»; «Волшебные лоскутки» (работы, выполненные в технике лоскутной аппликации)
Помощь в сборе лоскутков тканей;
Консультации: «История карельской тряпичной куклы»;
Развлечение «Карельская горница» (карельские игры, танцы);
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Различные виды лоскутков ткани; схемы аппликации из лоскутков, атрибуты для с\р игр «Ателье», «Магазин «Лоскуток»», мозаика, «Чудесный мешочек», «Тактильные мешочки», тряпичные карельские куклы, игра «Волшебные дорожки», трафареты узоров на ткани.
3этап: обобщающий:
Выставка карельских тряпичных кукол в МБДОУ;
Мастер-класс для педагогов детского сада «Карельская тряпичная кукла»;
Консультация для педагогов детского сада «Нетрадиционное использование карельской тряпичной куклы в развитии детей с ОВЗ (ЗПР)»;
Используемые источники:
http://refdb.ru/look/1588680.html
Богатеева, З.А. \Занятия аппликацией в детском саду \ – М. : Просвещение, 1988.
\Народное искусство в воспитании детей.\ – М. : Российское педагогическое агенство, 1997.
Щеблыкин, И. К.\ Аппликационные работы / – М. : Просвещение, 1983.
Я. Волкова \Детские куклы и обереги»\ - Изд.: Хоббитек, 2016 .
Е. Берестова, Н. Догаева \ Кукольный сундучок\ - Изд:. Белый город, 2013.
И.А. Лыкова \Мастерилка. Я делаю аппликации/.
Т.И. Ерёменко /Аппликация и поделки из кусочков ткани/ - Журнал «Сделай сам», № 3, 1989.
С. Вохринцева \ Аппликация в детском саду и дома. 5-6 лет./ - Изд:. Страна фантазий, 2003.
Культурно-музейный центр г. Костомукша, экспозиция «Карельская горница»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Поиграем в лоскутки", конспект занятия "Сказочное путешествие"
Данная методическая разработка в помощь воспитателям для закрепления у дошкольников знаний о цвете. здесь представлены варианты игры с лоскутками для детей 3-7 лет. Наши дети нуждаются в красках, они ...
Праздник "Лоскутков и ленточек"
Праздник проводился в летне-оздоровительный период ,был посвящен знакомству с народным творчеством и приобщению к народным играм и русской культуре....
"Разноцветные лоскутки"
Программа знакомит детей с художественным конструированием из различных лоскутков ткани; развивает художественный вкус, творчество, фантазию....
"Разноцветные лоскутки" (Развивающая дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста)
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста, направленная на развитие сенсорики....
Кинусайга: учимся создавать картины из лоскутков
Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинус...
Совместный проект «Вместе с родителями мастерим, лоскутки ткани в куклу превратим»
Очень часто стала замечать, что детей старшего возраста заинтересовывают знания о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и те...