"Разноцветные лоскутки"
методическая разработка по теме
Программа знакомит детей с художественным конструированием из различных лоскутков ткани; развивает художественный вкус, творчество, фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utverzhdayu.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛОСКУТКИ»
возраст детей 4 – 7 лет
срок реализации 3 года
Автор программы:
Тонкова Ю.В.
Руководитель:
Тонкова Ю.В.
г.Гаджиево
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Разноцветные лоскутки» разработана на основе методического пособия «Творчество детей в работе с различными материалами» Е.К. Барыкиной. Работа кружка рассчитана на три года обучения.
Работа кружка направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, активизацию словаря, развитие и закрепление умений и навыков работы с различными материалами, клеем, кисточкой, ножницами.
Выполняя декоративные аппликационные работы, дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, цветом, числом, величиной.
Правильность и четкость форм, а также цветов и оттенков тканей доставляют детям эстетическое удовольствие и способствуют развитию их художественного вкуса.
На занятиях кружка дети знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, мех, велюр, бархат, лен, ситец, шелк, атлас, вата).
Весь процесс декоративной аппликации, включая вырезывание и наклеивание фигур из материала (ткани), состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих внимания, аккуратности, выдержки и настойчивости в достижении поставленной цели.
ЗАДАЧИ КРУЖКА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
Познакомить детей с художественным конструированием из различных лоскутков ткани; упражнять в применении правильных приемов наклеивания, вырезывания;
Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей.
РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
Развивать композиционные умения; мелкую моторику пальцев рук; чувство ритма, цвета; пространственные представления.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
Воспитывать самостоятельность, творческую инициативу; умение радоваться общему результату занятий; навыки коллективной работы.
К концу первого года обучения (средняя группа) дети должны уметь:
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой квадрат или прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, срезать углы;
- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из двух частей;
- подбирать цвета в соответствии с цветом предметов;
- составлять узоры из геометрических фигур.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧАЮШИЙ КОМПОНЕНТ
Продолжать знакомство детей с конструированием из различных лоскутков ткани;
Учить передавать положение предметов в пространстве листа бумаги, передавать движения фигур; продолжать упражнять в применении правильных приемов наклеивания и вырезывания.
РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма, цвета, композиционные умения.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
Продолжать воспитывать самостоятельность, творческую инициативу, совершенствовать умение рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.
К концу второго года обучения (старшая группа) дети должны уметь:
- изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя известные приемы
вырезывания;
- выполнять узоры, используя различные цвета и оттенки для создания образов;
- анализировать изображение;
- правильно пользоваться ножницами;
- работать коллективно.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
Совершенствовать умение изображать предметы, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их (форма, пропорции, расположение на листе бумаги); продолжать учить создавать сюжетные композиции;
РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, чувство ритма, цвета, колорита.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; продолжать развивать фантазию, воображение, самостоятельность.
К концу третьего года обучения (подготовительная к школе группа) дети должны уметь:
- создавать индивидуальные и коллективные композиции;
- самостоятельно делать разметку по шаблону при изготовлении поделки;
- умело пользоваться ножницами, вырезая мелкие детали.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Е.К.Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами». – М.: ПОР, 2002г
Л.Г.Суховская. Методическое руководство «Аппликация в детском саду». – М.: Просвещение, 1980г
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». – М.: Просвещение, 1978г
Н.В.Молина «Лоскуток. Книга для рукодельниц». – М., 1992г
«Дошкольное образование» №№11 – 12 , 2000г.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 «Шарики катятся по дорожке»
Цель: Познакомить детей с различными видами материала (мех, ткань, х/б, шелк); учить наклеивать круги из ткани на полосу. Закрепить представления детей о разной величине предметов. Упражнять в применении правильных приемов наклеивания.
Занятие 2 «Грибок»
Цель: Учить изображать предмет, состоящий из двух частей; правильно располагать на листе; различать и правильно называть цвета; Завершать композицию, дополняя различными деталями. Воспитывать умение радоваться общему результату занятия.
Занятие 3 «Флажки»
Цель: Учить детей действовать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску ткани по узкой стороне. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.
Занятие 4 «Пирамидка»
Цель: Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета.
НОЯБРЬ
Занятие 1 «Мячики»
Цель: Учить детей составлять композицию из готовых фигур. Упражнять в умении намазывать ткань клеем. Подводить к пониманию красивого расположения изображения на листе. Развивать эстетическое восприятие.
Занятие 2 «Лодочка»
Цель: Учить детей срезать уголки у прямоугольников. Создавать из частей образ лодочки с парусом. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Занятие 3 «Домик»
Цель: Учить составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность, правильно располагать ткань на листе. Закреплять знание фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Занятие 4 «Овощи в корзинке» - коллективная работа
Цель: Учить составлять изображения из частей (помидор, огурец, баклажан и т.д.). Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1 «Зайчик»
Цель: Закреплять умение составлять изображение из готовых частей. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, воображение.
Занятие 2 «Елочка»
Цель: Продолжать учить детей действовать ножницами: резать ткань по намеченной линии; составлять изображение из частей. Расширять представление о форме, строении, цвете.
Занятие 3 «Снеговик»
Цель: Закреплять знание о круглой форме, о различии предметов по величине. Продолжать учить составлять изображение из частей, правильно их располагая. Упражнять в аккуратном наклеивании.
Занятие 4-5 «В зимнем лесу» - коллективная работа
Цель: Закрепить умения составлять изображения из частей; знание цветов, фигур. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы.
ЯНВАРЬ
Занятие 1 «Цыпленок»
Цель: Продолжать учить составлять образ из нескольких частей. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания; закрепление знаний о цвете.
Занятие 2 «Утенок»
Цель: Закрепить знание об овальной, круглой форме; умение составлять изображение из нескольких частей. Воспитывать самостоятельность в работе.
Занятия 3 – 4 «На птичьем дворе» - коллективная работа
Цель: Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. Развивать творчество, образное восприятие, воображение. Воспитывать навыки коллективной работы.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1 «Лягушка»
Цель: Закреплять умения правильно держать ножницы; учить срезать уголки, закругляя, у прямоугольников и квадратов. Расширять представления о цвете. Упражнять в аккуратном наклеивании. Воспитывать самостоятельность.
Занятие 2 -3 «Поезд с вагончиками»
Цель: Учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из ткани прямоугольные, овальные, круглые части предметов. Воспитывать самостоятельность.
Занятие 4 «Загадки»
Цель: Закреплять умение соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей самостоятельно. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать воображение, творчество.
МАРТ
Занятие 1 «Солнышко»
Цель: Закрепить умение срезать уголки, закругляя; знание цветов. Воспитывать самостоятельность.
Занятие 2 «Закладка»
Цель: Закрепить умение изображать предмет из нескольких частей; правильно располагать на листе; завершить композицию деталями. Упражнять в применении правильных приемов наклеивания.
Занятие 3 «Цветок для мамы»
Цель: Закреплять приемы владения ножницами, умение преобразовывать геометрические фигуры путем закругления углов прямоугольника, квадрата; упражнять в подборе цветосочетаний. Развивать чувство композиции. Воспитывать внимание к родным и близким людям.
Занятия 4 – 5 «В лесу» - коллективная работа
Цель: Развивать умение композиционно оформлять замысел. Закреплять умение детей в вырезывании округлых форм. Закрепить знание цветов, геометрических фигур. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, навыки коллективной работы.
АПРЕЛЬ
Занятие 1 «Декоративная салфетка»
Цель: Учить детей составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Учить преобразовывать фигуры, разрезая их (квадрат на два треугольника, прямоугольник на два квадрат). Закреплять приемы вырезывания. Развивать эстетическое восприятие. Упражнять в аккуратно наклеивании. Воспитывать самостоятельность.
Занятие 2 – 3 «Ваза с фруктами» - коллективная работа
Цель: Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы; закрепить знание названий фруктов; цветовой палитры. Закрепить приемы аккуратного наклеивания. Воспитывать навыки коллективной работы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 «Ягоды»
Цель: Продолжать учить составлять изображения из частей (листья, ягоды). Упражнять в применении правильных приемов наклеивания. Развивать творческие способности.
Занятие 2 «Осенняя веточка»
Цель: Продолжать упражнять в умении вырезывать предметы овальной формы. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Занятия 3 – 4 «Птицы на веточке» - коллективная работа
Цель: Учить детей передавать образ птиц, особенности форм головы и туловища, хвоста. Учить красиво располагать изображение на листе. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе.
НОЯБРЬ
Занятие 1 «Колобок»
Цель: Учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу работу. Учить вырезывать мелкие детали. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Занятие 2 «Украшение платочка»
Цель: Закреплять знание круглой, квадратной, овальной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Занятие 3 «Цветик - семицветик»
Цель: Продолжать учить детей составлять изображение по частям. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать восприятие цвета.
Занятие 4 «Рыбки в аквариуме»
Цель: Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1 «Снеговик»
Цель: Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей из ваты. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать образное мышление, воображение.
Занятия 2-3 «Зимний пейзаж» - коллективная работа
Цель: Продолжать учить создавать композицию, дополнять основные изображения деталями. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы.
Занятие 4 «Новогодняя открытка»
Цель: Учить детей изготавливать поздравительную открытку. Закрепить знание цветов, геометрических фигур. Развивать эстетическое восприятие, творчество, воображение.
ЯНВАРЬ
Занятия 1 – 2 «Дед Мороз и Снегурочка»
Цель: Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочки). Закреплять умение аккуратного вырезывания и наклеивания. Развивать творчество, воображение.
Занятие 3 «Вини - Пух»
Цель: Учить детей создавать изображение любимого героя из частей. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, приемы аккуратного наклеивания.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1 «Петрушка»
Цель: Учить детей создавать изображение из бумаги. Закреплять умение вырезывать мелкие детали, используя мех и другие материалы. Развивать воображение, творчество.
Занятие 2 «Открытка для папы»
Цель: Учить детей вырезывать и наклеивать предмет, применяя полученные навыки: срезание углов у прямоугольников, и деталей разнообразной формы (круг, овал и др.). Закреплять умение красиво располагать изображение на листе.
Занятие 3 «Колючий еж»
Цель: Закреплять умение создавать изображение, используя разнообразные приемы (вырезывания, наклеивания из различных материалов). Развивать воображение, творчество.
Занятие 4 «Загадки»
Цель: Закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей самостоятельно. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать воображение, эстетическое восприятие.
МАРТ
Занятие 1 «Сказочная птица »
Цель: Закреплять умение вырезывать части предмета разной формы и размера, составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Развивать воображение, фантазию.
Занятие 2 «Букет для мамы»
Цель: Закреплять умение самостоятельно вырезывать овальные и круглые формы и составлять из них композицию. Развивать творческие способности. Воспитывать внимание к родным и близким.
Занятия 3 – 4 «Волшебный город» - коллективная работа
Цель: Продолжать учить детей составлять композицию, дополнять основные изображения деталями. Учить работать коллективно.
АПРЕЛЬ
Занятие 1 «Весенний ковер»
Цель: Упражнять детей в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма).
Занятие 2 «Транспорт»
Цель: учить передавать форму транспортного средства. Закреплять умение вырезывать разнообразные предметы, используя знакомые приемы. Развивать воображение.
Занятие 3 - 4 «Космос. Полет на Луну» - коллективная работа
Цель: Учить детей передавать форму ракеты, располагать ее на листе так, чтобы было понятно, куда она летит. Закреплять умение дополнять деталями. Развивать чувство композиции, воображение. Воспитывать навыки коллективной работы.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОКТЯБРЬ
Занятия 1 – 2 «Анютины глазки и тюльпаны в вазе»
Цель: Продолжать учить составлять изображения из частей. Упражнять в применении правильных приемов наклеивания. Развивать творческие способности, самостоятельность.
Занятия 3 – 4 «Утка - модница»
Цель: Учить передавать образ птиц, особенности форм головы и туловища, хвоста, красиво располагать изображение на листе. Воспитывать самостоятельность.
НОЯБРЬ
Занятия 1 – 2 «Первый урок плавания»
Цель: Закреплять знание круглой, овальной форм. Упражнять в подборе цветосочетаний. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Воспитывать самостоятельность.
Занятие 3 - 4 «Мишка – проказник»
Цель: Учить задумывать изображение, подчинять замыслу работу. Продолжать учить вырезать мелкие детали. Воспитывать творчество, самостоятельность.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1 – 2 «Им снится зима»
Цель: Продолжать учить создавать композицию, дополнять основные изображения деталями. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы, самостоятельность.
Занятие 3 «Новогодний сапожок»
Цель: Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.
Занятие 4 «Новогодняя закладка»
Цель: Учить изготавливать закладку. Закрепить знание геометрических фигур, цветов. Воспитывать самостоятельность.
ЯНВАРЬ
Занятия 1 – 2 «Веселый танец»
Цель: Продолжать учить изображать человека. Закреплять умение аккуратного вырезывания и наклеивания. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать самостоятельность.
Занятие 3 «Сказочная улитка»
Цель: Продолжать упражнять в умении вырезывать предметы различных форм. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.
ФЕВРАЛЬ
Занятия 1-2 «У меня сильные ноги, я люблю прыгать»
Цель: Продолжать учить создавать изображение из частей. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Воспитывать самостоятельность.
Занятия 3 – 4 «Открытка для папы»
Цель: Продолжать учить детей вырезывать и наклеивать предметы, применяя полученные навыки. Закреплять умение располагать изображение на листе. Воспитывать самостоятельность
МАРТ
Занятие 1 «Открытка для мамы»
Цель: Продолжать закреплять умение самостоятельно вырезывать различные формы и составлять из них композицию. Развивать творчество. Воспитывать внимание к близким, самостоятельность.
Занятия 2 – 3 «Семейная фотография»
Цель: Закреплять умение вырезывать части предметов разной формы и составлять из них изображение. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать самостоятельность.
Занятия 4 – 5 «Игра в прятки»
Цель: Закрепить умение составлять изображения из частей самостоятельно. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать воображение.
АПРЕЛЬ
Занятие 1 «Пасхальные яйца»
Цель: Продолжать учить детей силуэтному вырезыванию. Учить создавать композицию, дополнять основные изображения деталями.
Занятие 2 – 3 «Забавный утенок»
Цель: Закреплять умение создавать изображение, используя разнообразные приемы (вырезывания, наклеивания). Развивать воображение, творчество.
Занятие 4 «Ландыши»
Цель: Упражнять детей в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Поиграем в лоскутки", конспект занятия "Сказочное путешествие"
Данная методическая разработка в помощь воспитателям для закрепления у дошкольников знаний о цвете. здесь представлены варианты игры с лоскутками для детей 3-7 лет. Наши дети нуждаются в красках, они ...
"Разноцветные лоскутки" (Развивающая дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста)
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста, направленная на развитие сенсорики....
Семинар - практикум: Работа с текстильными материалами ( ткань, разноцветные кисточки, лоскутки, вышивка по бумаге, аппликация из ткани).
Работа с тканью входит в систему обучения дошкольников ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков ...
Арт-методика игры с тканью с детьми раннего возраста: «Разноцветные лоскутки»
В основе данной методики лежит технология «textile- fun» ( досуг с тканью), разработанной Н. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер....
Конспект исследовательской деятельности для детей первой младшей группе «Разноцветные лоскутки»
Материалы и оборудование: Мешочек с лоскутами ткани разного цвета, фактуры и размера; коробка; одна куколка среднего и большого размера; несколько маленьких игрушек; бельевой шнур,бельевые прищепки по...
Экспериментирование Разноцветные лоскутки младший возраст
Подготовила Бевзюк С.А....
- Мне нравится (1)