Волшебный мир кукол
статья по коррекционной педагогике
Статья посвящена роли куклы (театральная, дидактическая) в работе с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_kukol_statya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из всех существующих в мире тайн, тайна куклы – самая загадочная»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Много разных кукол есть на белом свете.
Кукла человеку самый лучший друг.
Пусть играют в куклы взрослые и дети,
Чтобы стал добрее этот мир вокруг.
Людмила Покровская
Потребность во всевозможных играх - одна из самых естественных черт в поведении ребёнка. С самых ранних лет малыши пытаются изображать окружающий мир - будь то мультипликационные передачи или реальные события, - при помощи игрушек и обычных бытовых предметов. Именно игры являются наиболее простым и доступным для ребёнка способом взаимодействия со взрослыми - и наоборот.
Мы отметили, что склонность играть с куклами - в том числе театральными, - характерна для любого ребёнка, и дети часто предпочитают этот род игр всем прочим. Кукла - это не просто антропоморфизация неодушевлённого предмета; на протяжении тысяч лет она была объектом обычаев и ритуалов, оставаясь важной частью всех известных культур. Если игра девочек с Барби или мальчиков с солдатиками является в большей степени ролевой, диктующей свои правила и шаблоны, то простой "тряпичный человечек" подобен куску пластилина, при помощи которого ребёнок выражает свои наблюдения за взрослыми - это и есть та самая обратная связь, позволяющая понять ход мысли ребёнка и характер усвоенных им знаний, даже если он пока не способен выразить всё это словами. Одновременно кукла выполняет обучающую функцию, позволяя ребёнку запомнить названия черт лица и предметов одежды, прививая понятия о красивом и некрасивом, о добре и зле.
Мы используем в работе дидактических и театральных кукол, потому что они предоставляют детям простор для воображения; будучи самодельными, они несут в себе тепло и уникальные черты, которых нет у серийных моделей. Наша задача - с помощью кукол научить детей социальному моделированию и общению со сверстниками и взрослыми. Следующим шагом после простого воссоздание увиденного является самостоятельная постановка сказок и различных сюжетов, так же позволяющих детям усвоить нормы поведения, которые будут необходимы им в дальнейшем. Театральная игра активизирует мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, активизирует воображение и речь. С помощью кукол и театрализованных игр можно решить многие задачи, заложенные в программе педагогов, поспособствовав разностороннему развитию личности.
Куклы могут быть полезны и в других вещах:
- обучение счёту;
- ориентировка в пространстве;
- ознакомление с природой и сезонными явлениями;
- заучивание стихов;
- подвижные игры;
И хотя в первую очередь самодельная кукла - это, конечно, игрушка, она обладает очень ценным развивающим и воспитательным потенциалом. Через образы кукол дети получают интеллектуальные, нравственные и эстетические знания. В конечном итоге, куклы становятся для детей друзьями, почти одушевлёнными существами, упрощая уход - например, облегчая расставание с родителями, когда настаёт пора отправиться в детский сад. Собственно, привлечение внимания - основа основ любого искусства, - является одной из первостепенных задач куклы. Например, физкультурные упражнения, демонстрируемые тряпичным человечком, могут сопровождаться стихами:
…Раз - на цыпочки вставай,
Два - до пола доставай!
Не забудем про зарядку -
Будет всё у нас в порядке!
Наступает момент ребёнку самому поучаствовать в представлении. Это уже не простая игра, а важный обучающий момент, когда дети, во-первых, преодолевают страх перед публикой, боязнь прилюдной ошибки и другие социальные фобии, а во-вторых, учатся воспроизводить усвоенное, творить, взаимодействовать друг с другом. Игра на публику даёт чувство уверенности и значимости. Поэтому важно, чтобы работа с театральными куклами была систематической и последовательной, сохраняя в то же время непосредственность детской игры.
В работе с детьми необходим творческий подход, чтобы разница в первоначальном уровне подготовки не мешала детям взаимодействовать с воспитателем и друг с другом, позволяя каждому ребёнку развиваться в том темпе, на который он способен. Во время занятий очень важна музыка: не только воспроизводимая, но и "живая", она помогает в эстетическом воспитании, в создании образов и характеров героев, задаёт нужное настроение. Наша работа над театрализацией детей с раннего возраста очень заинтересовала родителей, которые с удовольствием изготавливают кукол и принимают участие в наших маленьких спектаклях.
Счастливей артистов,
Наверное, нет:
Мы в куклы играем
До старости лет.
Немного из истории кукол и кукольных театров
Куклы - вещь столь же древняя, как и человеческая цивилизация; глиняные и соломенные антропоморфные фигурки, созданные руками первобытного человека, стали первыми куклами на Земле. Магические племенные обряды с песнями и плясками - по сути, первые спектакли. На Руси куклы служили оберегами от нечисти, сглаза и порчи, особенно для детей; многие исполняли роль божеств во время праздников и обрядов.
Кукольные представления в более привычном смысле слова появились в Древней Греции, где были очень популярны домашние спектакли - члены семьи сами изготавливали кукол и декорации. В те же времена возникли бродячие кукольники, у которых "сценой" для представлений служил короб с отверстиями для появления кукол.
В Средневековье кукольные спектакли проходили на площадях и ярмарках; появились первые ширмы - куски ткани между столбами. Лишь в 14 веке для представлений стали отводиться специальные помещения. В действиях тряпичных актёров, двигающихся словно бы без помощи людей, многим виделось нечто загадочное и магическое, а сам кукольный театр представлялся не просто развлечением, но и своего рода ритуальным местом. В этом плане особенно интересен театр теней: существовало мнение, что магическая сила умершего может переселяться в специально сделанную куклу, которая способна покровительствовать и помогать живущим. При этом сами души умерших представлялись многим народам в виде теней - так возник теневой театр. Отчасти одушевляя кукол, люди порой могли быть жестоки с ними, сажая их в тюрьмы и сжигая на кострах. Но, несмотря ни на что, кукольный театр выжил и обрёл бессмертие. Хотя одни куклы вытесняли других, многие герои площадей и ярмарок остались неизменны - Петрушка в России, Полишинель во Франции, Пиноккио в Италии; они стали своего рода символами карнавалов, народных празднеств и игрищ, высмеивая людские пороки и превознося добродетели.
Среди артистов-кукольников до сих пор сохраняется особое отношение к своим "подопечным", сопровождаемое набором ритуалов: здороваться и прощаться с куклой, обязательно заглянуть ей в глаза перед выступлением. В постановках и представлениях использовались и используются самые разнообразные куклы: маленькие, не более 9 сантиметров в высоту, и большие, вдвое выше человека; куклы-перчатки, куклы-ложки, пальчиковые куклы, марионетки; тростевые, механические, теневые куклы и даже люди-куклы. Они и сейчас создаются в великом множестве - объёмные, плоские, полу объёмные, с подвижными деталями на магнитах. Для их создания используются самые разнообразные материалы: ткань, солома, кожа, бумага, поролон, пенопласт и многое другое. Бесконечное число форм и типов ограничено лишь фантазией. Настоящие актёры запросто делят сцену с куклами, и представление от этого лишь выигрывает - такая форма выступления впервые появилась в России в 30-40 годы ХХ века в Центральном театре кукол под руководством С.В.Образцова.
Значение работы с куклами в детском саду
Традиция использовать в работе с детьми кукол и кукольный театр насчитывает уже много лет. Разумеется, дети любят играть с куклами, и эти игры с ранних лет побуждают ребёнка к общению, взаимодействию со сверстниками, творческому самовыражению. Борис Голдовский - кандидат искусствоведения, театральный
критик, руководитель музея театральных кукол С.В. Образцова, - писал: «Люди смотрят на кукол и видят в них отражение самих себя. И если меняются люди, то меняются куклы. Но люди – тоже отражение кукол, их поступков. А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди. Это особая философия отношения к куклам и к жизни!».
Для ребёнка кукла служит своего рода ширмой - свои проблемы (трудности в речевом общении, неуверенность в себе) ребёнок выражает через куклу, как бы прячась за ней и, таким образом, чувствуя себя в большей безопасности. Взрослый, соответственно, может адресовать замечание кукле, сделав воспитательный процесс более мягким и эффективным, поскольку это не будет вызывать у ребёнка защитной реакции в виде упрямства. В этом смысле кукла становится своего рода ретранслятором между воспитателем и воспитуемым, зеркалом, благодаря которому ребёнок может увидеть себя со стороны. От простых игр со временем можно перейти к небольшим сюжетам, следуя заранее продуманному плану. Осторожное вовлечение детей в театральное действо очень быстро начнёт приносить положительные результаты.
Главное условие в этой работе - действовать последовательно и систематично, опираясь на проверенные временем ценности, которые в своей основе будут близки и понятны детям, используя разнообразные приёмы и правильно подбирая эмоциональный настрой. Очень важно поддерживать связь музыкального руководителя с воспитателем, психологом, логопедом. В основе театрально-игровой методики лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности.
Цель: гармонизировать взаимодействие ребёнка с окружающим миром, воспитать в нём тягу к творчеству.
Задачи:
- Установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребёнком в процессе театрализации.
- Выработка умения согласовать свои действия с действиями окружающих.
- Развитие чувства ритма и координации движений.
- Развитие пластической выразительности и музыкальности.
- Улучшение общей ориентации в пространстве.
- Развитие речевого аппарата посредством игровой артикуляционной гимнастики.
- Выработка у детей понимания театральной игры как истории, рассказываемой зрителю.
Основные направления в работе:
- Развитие и воспитание ребёнка, раскрытие его индивидуальности и творческого потенциала, взращивание духовного начала и творческих черт.
- Создание условий, в которых естественным образом определяется собственная позиция ребёнка.
- Развитие и поддержание интереса к творчеству, играм, театрализованной деятельности.
- Знакомство с разными видами кукол и их атрибутами, освоение элементарных действий с ними; подведение ребёнка к мысли, что роль куклы может исполнять любой предмет.
- Освоение основных театральных действий.
Вывод: атмосфера любви и доброты - важнейшая составляющая работы с детьми. Это вызывает в детях ответные чувства - чувство доверия, потребность самим преумножать добро и любовь. Это - главнейший талант, который необходимо развить и сохранить в каждом ребёнке. Возможно, это и есть "золотой ключик", так необходимый в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
«Поездка в волшебный театр кукол «Экият»» во 2 младшей группе.
Театрализованная деятельность во второй младшей группе....
презентация "Волшебный мир кукол"
Тема: "Волшебный мир кукол"Вид проекта: Информационно - творческийАвторы работы: дети старшей группы - возраст 5-6 летРуководители: воспитатель Цыпленкова О.С., воспитатель Полякова Г.М.Учре...
Взаимодействие театр кукол Волшебная флейта
Взаимодействие театр кукол Волшебная флейта...
ПРОЕКТ Волшебный мир кукол
Приобщение детей и родителей к волшебному миру кукол, как возрождения культурного наследия поколений, посредством ознакомления с историей возникновения кукол и изменение отношения родителей к выбору к...