ПРОЕКТ Тема: «Волшебный мир кукол»
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения
детский сад №55 «Кузнечик»
г.о. Подольск
В рамках конкурса социальных проектов «МЫ ВМЕСТЕ»
Номинация «Единая семья»
ПРОЕКТ
Тема: «Волшебный мир кукол»
Воспитатель логопедической группы
Подчасова Светлана Геннадьевна
2018г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Вид проекта: Социальный
Прожолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - май 2017-2018г.)
Руководитель проекта: заместитель заведующего по воспитательно – методической работе Панфилова Наталья Матвеевна
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели: Подчасова Светлана Геннадьевна, Столярская Елена Владимировна, специалисты педагог –психолог Козлова Надежда Владимировна, учитель-логопед Быкова Татьяна Александровна
Актуальность:
Пожалуй, самая главная игрушка для детей - это кукла. В куклы дети играли всегда. Куклы, в жизни подрастающего человечка играют важные роли, они учат ребёнка многому, через их роли, он переживает и свои.
Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и прочими. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Кукла воспитывает интеллектуально - нравственного человека. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка.
Обоснование проблемы:
Понаблюдав, за играми наших детей, мы заметели, что сюжет ролевых игр стал беден и однообразен, современные куклы: Барби, Винкс и другие, вытесняют из игры традиционную куклу, но это не способствует развитию сюжета игры. Девочкам стало неинтересно играть с куклами малышами, шить одежду куклам голышам, придумывать интересный сюжет игры и интересные роли себе и своим куклам, снизилась игровая инициативность, уступив место бессюжетному манипулированию игрушками. А ведь мы знаем, что игра является для дошкольника ведущим видом деятельность, жизненной необходимостью и условием для его развития и осуществлениятех поступков, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. И неизменным другом, спутником этих игр, будет, конечно же, кукла. Но не всегда родители грамотно подходят к выбору кукол, часто следуя тенденциям моды или ежеменутному желанию ребенка: «Хочу такую же, как у Кати», не задумываясь, какую игровую ценность несет эта игрушка.
Также по результатам анкетирования родителей, мы заметели, что снижается передача игровых традиций, культурных и исторических ценностей старшего поколения. Многие родители, не знают историю возникновения кукол, их значение в жизни человека не только игрового, но и исторического.
Цель проекта: Приобщение детей и родителей к волшебному миру кукол, как возрождения культурного наследия поколений, посредством ознакомления с историей возникновения кукол и изменение отношения родителей к выбору кукол и игре как средству общения с ребенком, активизацию использования игр в семейном воспитании.
Задачи проекта:
- Познакомить родителей и детей с историей возникновения куклы.
- Педагогам определить значимость куклы в жизни детей; собрать информацию о разнообразии кукол.
- Развивать у детей игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей и особенностей , в рамках реализуемого проекта
- Установить доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду
- Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку и проведение запланированных мероприятий для всех участников проекта
- Развитие социально-личностной сферы дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей на основе традиций наших предков и передачи исторического наследия молодому поколению
- Помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
- Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;
Ресурсы обеспечения проекта:
Информационные:
- научно – методическая, художественная литература;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- педагог-психолог;
- учитель - логопед.
Материально – техническое обеспечение:
- экран;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- музыкальный центр.
Формы работы по проекту
Традиционные:
- анкетирование
- беседы
Инновационные:
- родительский клуб
- семинар - практикум
- мини – музей
- мастер- классы
- презентация (готового продукта)
Ожидаемый результат:
1. Повышение уровня знаний детей и родителей об истории возникновения куклы, как возраждения культурного наследия поколений.
2. Через совместную деятельность, достигнуть, сплочение коллектива и возрождения семейных традиций.
3. Использование родителями полученных знаний при выборе кукол для детей.
4. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
5. Проявление у детей доброты, заботы, бережного отношения к куклам;
Показатели эффективности проектной деятельности:
- вовлеченность семьи в проектную деятельность;
- рост воспитательного потенциала семьи;
- повышение заинтересованности и увлеченности родителей жизнью детей в семье и детском саду.
Этапы реализации проекта:
Направление деятельности | |||||
Сроки реализации | Родители | Дети | Педагоги | ||
Организационный этап: Определение целей, задач, форм сотрудничества между субъектами процесса реализации проекта. | |||||
октябрь | - Индивидуальные беседы с родителями. - Мотивирование на участие в проекте «Волшебный мир кукол» - Анкетирование родителей с целью изучения роли куклы в жизниребенка. - Анализ опыта родителей по использованию кукол в семейном воспитании. | - Наблюдение за игровой деятельностью с использованием кукол. -Мотивирование на участие в проекте «Волшебный мир кукол» | - Консультация по результатам анкетирования. - Создание творческой группы, с целью реализации проекта. - Подбор материалов к презентации - Подбор физминуток, пальчиковой гимнастики | ||
ноябрь-апрель | Основной этап: Реализация содержания сотрудничества между всеми участниками проекта. | ||||
- Участие родителей совместно с детьми в творческой деятельности ( по созданию мини-музея) - Участие в заседании семейного клуба «Учимся играя»: - мастер – класс: Славянская кукла - мотанка «Счастье» - мастер – класс: «Веселые чубрики» для дальнейшего использования в работе по логопедии и театрализованной деятельности. - Выступление мам с сообщениями для детей «Моя любимая кукла детства» - Изготовление ростовой народной куклы «Масленицы» и ее презентация на муниципальном конкурсе (грамота) - Семинар – практикум на тему: «Позитивная куклотерапия создания славянской куклы - мотанки» | - Просмотр детьми презентации «История возникновения кукол» - Мастер – класс «Изготовление куклы – марионетки бросового материала Разучивание с детьми физминуток и пальчиковой гимнастики по данной теме и использование их в рамках реализации проекта - Организованная деятельность по ручному труду «Изготовление бумажных кукол» - Организованная деятельность по рисованию по теме: «Моя любимая кукла» - Ознакомление с художественной литературой по теме: «Пожарные собаки» Л.Н. Толстой, «Прикючения Буратино» А. Толстой - Игровая деятельность детей с использованием кукол. - Прослушивание музыкальных произведений по теме «Куклы» - Разучивание стихотворений о куклах к итоговому мини – концерту для старшего поколения - Показ кукольного театра по сказке “Маша и медведь» для младших групп | - Создание мини музея «Волшебный мир кукол» - Проведены консультаций для родителей по теме: «Значение куклы в развитии ребенка». «Кукла и развитие ребенка или всякая ли кукла нужна детям?» - Использование физминуток и пальчиковой гимнастики по теме в непрерывной образовательной деятельности. - Создание семейного клуба: Проведение мастер- классов; - семинара – практикума -презентация авторского сочинения учителя – логопеда Быковой Т. А. стихотворений к мини – концерту. Использование музыкальных произведений по теме «Куклы» в непрерывной образовательной деятельности. | |||
май | Итоговый этап: Подведение итогов сотрудничества, оценка эффективности реализации проекта | ||||
1.Анализ прогнозируемого результата. 2.Представление опыта работы по проекту. Презентация готовых продуктов: - игровое оборудование; - методическое сопровождение (консультации, конспекты, картотека игр и физминуток) - мини – музей кукол, -итоговый концерт для родителей. 3.Презентация проекта и видео ролика «Волшебный мир кукол» для родителей и сотрудников дошкольного учреждения. |
Продукты проектной деятельности:
- Фотоматериалы.
- Видеоматериалы
- Материалы семинара – практикума для родителей.
- Материалы мастер – классов (куклы – мотанки, куклы чубрики, куклы марионетки, бумажные куклы)
- Рисунки детей по теме
- Сборник авторских стихотворений «Куклы»
- Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики
- Анкеты
- Музей
- Консультации
Аналитическая справка по результатам анкетирования.
С целью выявления роли куклы в жизни ребенка среди родителей старшей компенсирующей группы было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 15 человек, что составило 95% группы.
На вопрос « Играли ли Вы когда-либо в куклы»? 80% респондентов ответили положительно.
85% опрошенных отмечают, что они находили особое удовольствие в игре с куклой. Кукла была помощником. Она помогала лучше понимать себя и других, помогала в налаживании взаимоотношений.
Родители отмечают, что в кукол они играли с раннего возраста до семи, двенадцати, шестнадцати лет, а некоторые признаются, что играют в них до сих пор. Только это уже другие куклы - традиционные или коллекционные.
55% опрошенных отмечают, что у них было много подруг между детьми. Для остальных 45% близким собеседником была кукла.
Родители говорят, что им одинаково нравилась играть как в новые куклы, так и в старые, уже находившиеся в употреблении.
Респонденты отмечают, что им нравились взрослые куклы, которых можно было одевать в разную одежду 75%.
25% опрошенных нравилось играть в куклу, которая представляла собой грудного младенца.
Вот как описывают свою любимую куклу некотрые родители:
« Немецкая кукла. Говорящая и хлопает в ладоши»,
«Кукла Барби»,
«Вязаная кукла из грубой шерсти с красивыми голубыми глазами –пуговками. Замечательными косички из пряжи. Когда я подросла, стала шить на нее одежду. Эта кукла сформировала у меня желание вязать»,
« Это кукла, которая умеет ходить, с большими голубыми глазами, белыми длинными волосами. Кукла была моей подружкой»,
«Кукла большого роста с тёмными каштановыми волосами. Платье кремового цвета в красный горошек. Я любила завязывать ей хвостики. Часто водила её за руку. С ней было легко. Она была как подружка»,
«Кукла большая с длинными белыми волосами ,большими серыми глазами и длинными ресницами. Одежды было не много, но она была чистая и опрятная. Я играла с куклой каждый день в дочки-матери»,
«У моей куклы были длинные светлые волосы до лопаток, голубые глаза, голубое платье с круживной оттелкой. Коричневые туфли. Она была из твердой пластмассы. Руки, ноги , головава крутились и двигались. Мне эту куклу подарили на 14 лет одноклассники».
С куклами играли в различные игры: в дочки-матери, доктора, танцора, балерину и другие.
100% респондентов ответили, что они сейчас очень любят детей.
Литература
- Выгодский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии.- М: Просвещение,1966.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры /Избранные психологические произведения в 2-х т. М: Педагогика, 1983 – Т.I
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива.2014
- Журавлева В.И, Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград Учитель, 2009.
- Татаринцева А.Ю., Григорчук М. Ю. Детские страхи куклотерапия в помощь детям СПб.: Речь,2007.
- Интернет ресурсы.
Приложение:
1.Видеоролик: https://cloud.mail.ru/stock/tcGyQ4kpXVqbXE9rDQyPNeQb
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный краткосрочный проект Тема: «Волшебные звуки» (музыкальные инструменты)
Один из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду – это игра на детских музыкальных инструментах.Данный проект направлен на воспитание у детей интереса к миру музыки; в игровой форме по...
Номинация «Лучший творческий проект» Тема: «Волшебный квадратик» (Оригами)
Номинация «Лучший творческий проект»Тема: «Волшебный квадратик»(Оригами)...
Детский исследовательский проект Тема: «Волшебная ткань» Номинация: «Умелые руки» (художественно-прикладное творчество);
Здравствуйте уважаеые коллеги! Данный проект будет интересен детям.У нас он прошел на ура! Все ребята и родители приняли активное участие....
Проект Тема: Волшебный мир руками детей
Проект по художественному воспитанию детей...
Проект развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изготовления кукол и участия в играх-драматизациях на тему: «Волшебный мир кукольного театра»
Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а ...
Проект Тема: "Волшебный мир сказок"
Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в ...
ПРОЕКТ Волшебный мир кукол
Приобщение детей и родителей к волшебному миру кукол, как возрождения культурного наследия поколений, посредством ознакомления с историей возникновения кукол и изменение отношения родителей к выбору к...