Звук и буква О
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук [O], буква О».
Цель: познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- развивать пространственное представление;
- развивать фонематический слух, восприятие;
- упражнять в определении места звука в слове;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать зрительное внимания, память, воображение.
- совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- развивать графомоторные навыки;
образовательные:
- дать понятие о гласных звуках;
- познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
- учить точно произносить звук О;
- закрепить характеристику звука О;
- познакомить с графическим изображением звука О;
- пополнять и активизировать словарный запас;
- развивать коммуникативные умения;
воспитательные:
- воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
- самостоятельность; любознательность;
- выработать самоконтроль речи;
Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;
Ход занятия
I. Организационный момент:
– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?
– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук [А].
Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.
-Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.
Мы очень огорчились: О – о –о!
Вдруг впереди увидели огонёк и избушку, и очень обрадовались: О!
- Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].
(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы).
II. Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы
– Давайте вспомним правило красивой речи.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И звуки выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Артикуляционная гимнастика
А для этого выполним зарядку для язычка.
- Язычок гулять собрался;
- Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
- Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
- Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
- Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
- Потом выбежал во двор,
- Перелез через забор, (движение языка через зубы)
- На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)
На лошадке в лес умчался( упражнение «Лошадка»)
III. Основная часть
Знакомство со звуком О.
– Давайте позовём осень.
– С какого звука начинается слово осень?
Прослушайте слова и догадайтесь, о каком звуке сегодня пойдет речь.
Ослик, Остров, Облако, Осы
Конечно же, это звук О. Сегодня на занятии мы поговорим о звуке и букве О.
Характеристика звука [О]
– Возьмите зеркала и произнесите звук [О].
– Что происходит с губами, когда мы произносим звук [О]? (демонстрация символа звука).
Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.
Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.
Задание «Поймай звук [О]»
– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки, когда услышите звук [О].
Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.
Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1й и 2й звуки. ОК – О, К /ОП – О,П/ОМ – О,М/ ОТ – О,Т/ МО – М,О/ ПО – П,О/ ТО – Т,О/ КО – К,О
Логопед:- А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О,К – ОК/ О,П – ОП/ О,Т – ОТ/ О,М – ОМ/ К,О – КО/ П,О – ПО/ Т,О –ТО/М,О – МО
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаём
И крутимся кругом.
Задание «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)
Окунь – звук [о] слышен в начале слова
Ослик – звук [о] слышен в начале слова.
Гнездо – звук [о] слышен в конце слова
Логопед: Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.
Пальчиковая гимнастика.
-Как вы думаете, почему ослик сказал
Здравствуй, буква-мячик!
Почему не скачешь?
О – самая круглая буква в нашем алфавите.
Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву О.
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу!
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Г. Виеру
Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.
А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.
Занимательные факты о букве О
А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.
Наши древние предки называли букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.
В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.
Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.
Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.
Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о], а иногда звучит как [а].
На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.
IV. Итог занятия
Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.
-Какой это звук: гласный или согласный?
V. Рефлексия.
– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?
– А кому все легко и быстро удавалось?
– Вы сегодня очень хорошо занимались. МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....