Звук и буква О
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ходзицкая Галина Владимировна

Звук и буква О. Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_o.docx760.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [O], буква О».

Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • развивать пространственное представление;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • упражнять в определении места звука в слове;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развивать зрительное внимания, память, воображение.
  • совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • развивать графомоторные навыки;

образовательные:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • учить точно произносить звук О;
  • закрепить характеристику звука О;
  • познакомить с графическим изображением звука О;
  • пополнять и активизировать словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

  • воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
  • самостоятельность; любознательность;
  • выработать самоконтроль речи;

Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;

Ход занятия

I. Организационный момент:

– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?

– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук [А].

Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.

-Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.

Мы очень огорчились: О – о –о!

Вдруг впереди увидели огонёк и избушку, и очень обрадовались: О!

- Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].

(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы).

II. Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

– Давайте вспомним правило красивой речи.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика

А для этого выполним зарядку для язычка.

  • Язычок гулять собрался;
  • Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
  • Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
  • Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
  • Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
  • Потом выбежал во двор,
  • Перелез через забор, (движение языка через зубы)
  • На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)

На лошадке в лес умчался( упражнение «Лошадка»)

III. Основная часть 

 Знакомство со звуком О.

– Давайте позовём осень.

– С какого звука начинается слово осень?

Прослушайте слова и догадайтесь, о каком звуке сегодня пойдет речь.

Ослик, Остров, Облако, Осы

Конечно же, это звук О. Сегодня на занятии мы поговорим о звуке и букве О.

 Характеристика звука [О]

– Возьмите зеркала и произнесите звук [О].

– Что происходит с губами, когда мы произносим звук [О]? (демонстрация символа звука).

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

 Задание «Поймай звук [О]»

– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки, когда услышите звук [О].

Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.

Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1й и 2й звуки. ОК – О, К /ОП – О,П/ОМ – О,М/ ОТ – О,Т/ МО – М,О/ ПО – П,О/ ТО – Т,О/ КО – К,О

Логопед:- А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О,К – ОК/ О,П – ОП/ О,Т – ОТ/ О,М – ОМ/ К,О – КО/ П,О – ПО/ Т,О –ТО/М,О – МО

 Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И крутимся кругом.

Задание «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Окунь – звук [о] слышен в начале слова 

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова

Логопед: Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Пальчиковая гимнастика.

hello_html_4388c343.png

-Как вы думаете, почему ослик сказал

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О – самая круглая буква в нашем алфавите.

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

 В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.

 О – как обруч, захочу –

По дороге покачу!

 Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Г. Виеру

 Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.

Занимательные факты о букве О

А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.

Наши древние предки называли букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.

В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.

Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.

Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о], а иногда звучит как [а].

На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.

IV. Итог занятия

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.

-Какой это звук: гласный или согласный?

V. Рефлексия.

– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?

– А кому все легко и быстро удавалось?

– Вы сегодня очень хорошо занимались. МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....