звук и буква И
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква И.
Цель: закрепление понятия «гласный звук»;
Коррекционно-образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука И;
- познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
- развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
- развитие умения составлять из частей целостное
изображение предмета;
- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;
в начале и в конце слова; в словах из текста;
знакомство с буквой И.
Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква И большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы И к этим полоскам; кукла мальчик; мешочек, предметы: индюк, ириска, изюм; картинки: санки, коньки (или предметы); карточки с надписью Иа, Ауи, Иуа, Уиа.
Ход занятия.
1.Дети стоят вокруг педагога.
Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у).
Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом.
2.Игра «Повторяй-ка».
Появляется кукла мальчик. К нам в гости пришел мальчик. Давайте спросим, как его зовут? Как тебя зовут? Иван. Ребята, как зовут мальчика? (Иван). Какой звук вы услышали первым в этом слове? (И). Правильно, звук и. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть? Давайте попробуем: и-и-и. Посмотрите в зеркало, ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким кружочком обозначим звук и? (Красным). Показываем красный кружок.
Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.
3. Игра «Поймай звук».
А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук и.
И-а-и-у-а-и-о-у-и-а-и-о-ы…
4. Игра «Подарки».
Как зовут нашего гостя? (Иван). Иван принес нам подарки. Посмотрим, что это? Из мешочка достаются предметы: индюк, ириска, изюм.Назовите их. Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).
Индюк – Покажите на полоске, где находится звук и? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Ириска. Изюм.
В мешочке еще есть какие-то предметы. Назовите их. Достаются игрушки или картинки: санки, коньки . Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).
Коньки – покажите на полоске, где находится звук и? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Санки.
5. Игра «Один-много».
Дети стоят полукругом. Педагог сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много». Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.
Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.
Мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки, нога – ноги, рука – руки, плечо – плечи, локоть – локти. Ребята, где мы с вами слышали звук и (мячи, носки…)? (В конце слов.)
6. Физкультминутка «Подарки».
Принесли мы вам подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие – повторяют.
7. Буква И. Выставляется домик для гласных звуков и буква И.
Педагог знакомит детей с буквой.
Это – буква И. Буква И будет жить в красном домике, потому что звук и – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
Молоток я раздобыл,из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три!
- А какая буква? –( И.)
Пишем букву И большую и маленькую.
Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа). Сколько звуков вы услышали? (два). Какой звук первый? (И). Второй? (А). Прочитайте, что здесь написано? (Иа).
Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали? (Три). Какой первый звук? (А). Второй? (у). Третий? (И). Прочитайте, что написано на карточке. То же: Иуа, Уиа.
8. Итог. Игра «Отгадай слово».
Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.
Я буду произносить часть слова без звука И. Вы дополните его звуком И и скажите все слово._ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.
Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....