Семинар-практикум для педагогов «Особенности организации образовательного процесса с воспитанниками от одного года до двух лет».
методическая разработка (младшая группа)

Псарикова Марина Сергеевна
Семинар-практикум для педагогов «Особенности организации образовательного процесса с воспитанниками от одного года до двух лет».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_vospitateley_1.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66,

detsad-53-2011@mail.ru

Семинар-практикум

«Особенности организации образовательного процесса с воспитанниками

от одного года до двух лет».

Подготовила:

Псарикова Марина Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной категории;

город Рубцовск, 2024 год

Организация режимных моментов в группах раннего возраста для воспитанников от 1 года до 2-х лет.

Цель: Познакомить педагогов с принципами организации режимных моментов в группах раннего возраста для воспитанников от 1 года до 2-х лет.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Поэтому сегодня на семинаре речь пойдёт о правильной организации режимных моментов воспитанников второго года жизни.

Воспитанники первых лет жизни особенно нуждаются в индивидуальном обслуживании и обучении, поэтому списочный состав определяется таким образом, чтобы в них были воспитанники не одной, а двух возрастных подгрупп.

В группе раннего возраста воспитанников, как правило, распределяют на две возрастные подгруппы: от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Режим этих подгрупп должен охватывать временной период от утреннего приема до ухода воспитанников из детского сада.

Утренний прием

Утренний прием воспитанников в период адаптации проходит в помещении, в теплое время года при благоприятных погодных условиях - на участке. Самое главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника. Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид воспитанников. Во время утреннего приема воспитатель осматривает зев и кожный покров ребенка, измеряет температуру и все данные фиксируются в журнале утреннего фильтра, при необходимости показывает медицинскому работнику. Также педагог расспрашивает родителей о самочувствии и поведении ребенка накануне его прихода в дошкольное образовательное учреждение.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика проводится в группе согласно комплексам запланированным в рабочей программе. Один комплекс рассчитан на один месяц.

Организация умывания проводится постепенно, с небольшими группами воспитанников. У воспитанников от 1 года до 1 года 6 месяцев – формируем умения принимать участие в умывании – подставлять руки под струю воды. С 1года 6месяцев - формируем умение мыть руки, к 2-м годам с помощью взрослого (который засучивает рукава, подскажет, как мылить руки, а также вытираться) ребенок может вымыть руки сам. Воспитанники не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья

рук сразу же с помощью взрослого нужно закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.

При умывании всегда используется художественное слово в соответствии с картотекой.

После умывания        формируем умения правильно пользоваться полотенцем. Также нужно приучать пользоваться только своим полотенцем.

Организация питания

В детском саду воспитанникам обеспечивается 4-разовое питание. В процессе кормления нужно уделять постоянное внимание развитию у воспитанников самостоятельности. Начиная с 1года до 1 года 6 месяцев ребенка необходимо приучать самостоятельно есть ложкой. К 2 годам он должен достаточно хорошо владеть навыками самостоятельной еды.

Нельзя прибегать к насильственному кормлению, это может вызвать у ребенка негативную реакцию на пищу, рвоту.

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность проводится по подгруппам (в первую и вторую половину дня) Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные воспитанники находятся под ее присмотром. Она играет с ними в игры или читает книжки и постепенно укладывает воспитанников от 1года до1года 6 месяцев на дневной сон. Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками от 1года до 1года 6 месяцев проводится после первого дневного сна и прогулки.

Организация и проведение прогулки

Прежде чем отправиться на прогулку, нужно навести порядок в группе, собирать с воспитанниками игрушки и расставить их по местам. Перед выходом на прогулку нужно высадить воспитанников на горшок, одевать правильно, соблюдая принцип последовательности: колготки, носки, штаны, ботинки, кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик.

Прогулка состоит из следующих частей:

Наблюдение;

Подвижные игры; Труд на участке;

Самостоятельная игровая деятельность воспитанников;

Индивидуальная работа с воспитанниками по развитию физических качеств.

Подготовка ко сну в детском саду

Подготовка ко сну должна быть спокойной, уравновешенной.

Не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. При раздевании формировать у воспитанников бережное отношение к вещам, аккуратность. Для воспитанников от 1 года до 1 года 6 месяцев предусмотрен сон 2 раза в день, а для воспитанников от 1 года 6 месяцев до 2 лет 1 раз в день.

После дневного сна идет постепенное пробуждение воспитанников проводится динамический час, согласно картотеке и закаливающие процедуры.

После дневного сна с воспитанниками с 1 года до 1 года 6 месяцев проводится игровая деятельность, а с воспитанниками от 1 года 6 месяцев до 2 лет непосредственно образовательная деятельность.

Уход воспитанников домой

С родителями (законными представителями) проводится как индивидуальное консультирование по поводу отдельных воспитанников, так и предлагаются консультации согласно планированию в рабочей программе.

Организуя и осуществляя режимные моменты, нужно помнить, что основной задачей является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом помещения.

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.

Методические приемы и правила организации режимных моментов

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

  1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры
  2. При проведении режимных моментов вначале берем подгруппу воспитанников самых маленьких или самых ослабленных.
  3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
  4. Создаем у воспитанников определенный настрой на проведение того или иного режимного момента (не травмировать нервную систему).
  5. Осуществление любого режимного момента должно протекать без суеты, не причиняя воспитанникам неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
  6. При проведении любого режимного момента формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.
  7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
  8. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к каждому воспитаннику.

Список используемой литературы

  1. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
  2. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
  3. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно- методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М., 2005.
  4. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

Распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя при организации режимных моментов.

Цель:        ознакомление        педагогов        с        распределением        обязанностей        воспитателя        и        помощника        воспитателя        при организации режимных моментов в группах раннего возраста.

Режимные

процессы

Время

Содержание работы с детьми

Деятельность воспитателя

Деятельность

помощника воспитателя

Приём,

утренний фильтр (медсестра),

спокойные игры

7.00 –

8.06

игровая деятельность детей (воспитатель создает условия для организации знакомых игр, новые игры не даются);

индивидуальная работа с детьми;

воспитание        культуры поведения - коллективные и индивидуальные разговоры с

детьми.

Принимает и осматривает детей, индивидуальная работа, организация        игровой деятельности.

Приход        на        работу, влажная уборка.

Утренняя гимнастика

8.06 -

8.10

Наблюдение        за

самочувствием        детей        и регулировать нагрузку.

Проводит        утреннюю гимнастику.

Сопровождает        и встречает        детей         с

утренней гимнастики.

Свободные игры

8.10 –

8.30

Самостоятельная        игровая

деятельность

Организует        самостоятельную

игровую деятельность.

Получает        пищу.

Сервирует столы.

Подготовка к завтраку,

завтрак.

8.30 –

8.50

Умывание по подгруппам, завтрак (уточнить название блюд).

Ведёт подгруппу детей умываться, привитие КГН, организация        завтрака.

Докармливает детей.

Встречает умывшихся детей, усаживает за стол. Наблюдает  за  детьми.

Докармливает детей.

Игры,

подготовка к

8.50 –

9.00

Игры. Туалет.

Организация самостоятельной

игровой        деятельности.

Убирает со стола, моет

посуду.

непосредственно образовательной деятельности

Высаживание        на        горшок. Подготовка                        к

непосредственно-

образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность (по

подгруппам)

9.00 –

9.35

Образовательная

деятельность по подгруппам.

Организация и проведение образовательной деятельности по подгруппам.

С        подгруппами находится в раздевалке и организует игры.

Свободные игры

9.35 –

10.30

Самостоятельная        игровая деятельность.

Организация самостоятельной игровой        деятельности. Организует  подготовку  ко

второму завтраку.

Проводит        влажную уборку. Получает второй завтрак. Сервирует стол.

Второй завтрак

10.30 -

10.40

Умывание        по        подгруппам. Второй завтрак.

Ведёт        подгруппу        детей умываться, привитие КГН.

Встречает        умывшихся детей, усаживает за стол.

Прогулка, игры на свежем

воздухе

10.40 – 12.00

Игровая деятельность детей (наблюдение, подвижные игры,        дидактические, сюжетно – ролевые), трудовая деятельность. Возращение с прогулки, раздевание, туалет.

Организует        наблюдения,

подвижные        игры, самостоятельную игровую деятельность,

индивидуальную        работу. Приводит детей с прогулки, раздевание.

Помогает        детям одеваться на прогулку. Присутствует                на прогулке с детьми. Проветривает группу. Встречает с участка первую подгруппу детей. Помогает    раздевать,

высаживает на горшок.

Подготовка к обеду. Обед

12.00-

12.30

Умывание по подгруппам. Игровая        деятельность (чтение, беседа). Приём пищи.

Умывание по подгруппам. Организация        игровой деятельности. Организация приема пищи.

Получает        обед,

сервирует        стол.

Усаживает        детей,

помывших        руки. Помогает кормить детей.

Подготовка ко

12.30

Наблюдать        за        спящими

Создаёт        условия        для

Моет        посуду.        Убирает

сну, дневной сон

15.00

детьми

спокойного        сна.        Моет

игрушки.

помещение.        Наблюдает

за сном.

Постепенный подъём,

гимнастика после сна,

гигиенические процедуры

15.00 – 15.30

Постепенный подъём. Туалет. Гимнастика в постели. Гигиенические процедуры.

Постепенный подъём детей, проводит гимнастику в постели,        проводит гигиенические процедуры.

Одевает детей младшего возраста.        Убирает постели.

Сервирует столы.

Подготовка к уплотнённому полднику,

уплотнённый полдник

15.30 – 15.55

Умывание        по        подгруппам. Приём пищи.

Организует приём пищи.

Раздаёт        полдник, убирает со стола, моет посуду.

Непосредственно образовательная

деятельность (по подгруппам)

15.55 -

16.20

Образовательная

деятельность по подгруппам.

Организация и проведение образовательной деятельности (по подгруппам).

С        подгруппами        детей организует игры.

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

16.20 – 19.00

Туалет. Игровая деятельность ((наблюдение, подвижные игры,        дидактические, сюжетно – ролевые), трудовая

деятельность.

Организация        игровой деятельности, индивидуальной работы с детьми.

Помогает одеться детям. Убирает помещение.

Схема взаимодействия специалистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума Использование программы SMART Notebook в образовательном процессе

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.Интерактивные доски SMART Board предоставляют п...

Семинар практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....

Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....

Особенности организации образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников (ЗПР)

Самостоятельная деятельность дошкольников – педагоги создают условия для различных видов детской деятельности: игровой, художественно-эстетической, физкультурной деятельности по интересам и жела...

«Особенности организации образовательного процесса в группе для детей с 1 года до 2 лет»

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из важнейших условий развития детей 1 – 2 лет, организация развивающего общения педагога с детьми раннего возраста и методы познавательного ...