Семинар-практикум для педагогов «Особенности организации образовательного процесса с воспитанниками от одного года до двух лет».
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_vospitateley_1.docx | 45.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66,
Семинар-практикум
«Особенности организации образовательного процесса с воспитанниками
от одного года до двух лет».
Подготовила:
Псарикова Марина Сергеевна,
воспитатель первой квалификационной категории;
город Рубцовск, 2024 год
Организация режимных моментов в группах раннего возраста для воспитанников от 1 года до 2-х лет.
Цель: Познакомить педагогов с принципами организации режимных моментов в группах раннего возраста для воспитанников от 1 года до 2-х лет.
Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.
Поэтому сегодня на семинаре речь пойдёт о правильной организации режимных моментов воспитанников второго года жизни.
Воспитанники первых лет жизни особенно нуждаются в индивидуальном обслуживании и обучении, поэтому списочный состав определяется таким образом, чтобы в них были воспитанники не одной, а двух возрастных подгрупп.
В группе раннего возраста воспитанников, как правило, распределяют на две возрастные подгруппы: от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Режим этих подгрупп должен охватывать временной период от утреннего приема до ухода воспитанников из детского сада.
Утренний прием
Утренний прием воспитанников в период адаптации проходит в помещении, в теплое время года при благоприятных погодных условиях - на участке. Самое главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника. Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид воспитанников. Во время утреннего приема воспитатель осматривает зев и кожный покров ребенка, измеряет температуру и все данные фиксируются в журнале утреннего фильтра, при необходимости показывает медицинскому работнику. Также педагог расспрашивает родителей о самочувствии и поведении ребенка накануне его прихода в дошкольное образовательное учреждение.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика проводится в группе согласно комплексам запланированным в рабочей программе. Один комплекс рассчитан на один месяц.
Организация умывания проводится постепенно, с небольшими группами воспитанников. У воспитанников от 1 года до 1 года 6 месяцев – формируем умения принимать участие в умывании – подставлять руки под струю воды. С 1года 6месяцев - формируем умение мыть руки, к 2-м годам с помощью взрослого (который засучивает рукава, подскажет, как мылить руки, а также вытираться) ребенок может вымыть руки сам. Воспитанники не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья
рук сразу же с помощью взрослого нужно закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.
При умывании всегда используется художественное слово в соответствии с картотекой.
После умывания формируем умения правильно пользоваться полотенцем. Также нужно приучать пользоваться только своим полотенцем.
Организация питания
В детском саду воспитанникам обеспечивается 4-разовое питание. В процессе кормления нужно уделять постоянное внимание развитию у воспитанников самостоятельности. Начиная с 1года до 1 года 6 месяцев ребенка необходимо приучать самостоятельно есть ложкой. К 2 годам он должен достаточно хорошо владеть навыками самостоятельной еды.
Нельзя прибегать к насильственному кормлению, это может вызвать у ребенка негативную реакцию на пищу, рвоту.
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность проводится по подгруппам (в первую и вторую половину дня) Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные воспитанники находятся под ее присмотром. Она играет с ними в игры или читает книжки и постепенно укладывает воспитанников от 1года до1года 6 месяцев на дневной сон. Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками от 1года до 1года 6 месяцев проводится после первого дневного сна и прогулки.
Организация и проведение прогулки
Прежде чем отправиться на прогулку, нужно навести порядок в группе, собирать с воспитанниками игрушки и расставить их по местам. Перед выходом на прогулку нужно высадить воспитанников на горшок, одевать правильно, соблюдая принцип последовательности: колготки, носки, штаны, ботинки, кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик.
Прогулка состоит из следующих частей:
Наблюдение;
Подвижные игры; Труд на участке;
Самостоятельная игровая деятельность воспитанников;
Индивидуальная работа с воспитанниками по развитию физических качеств.
Подготовка ко сну в детском саду
Подготовка ко сну должна быть спокойной, уравновешенной.
Не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. При раздевании формировать у воспитанников бережное отношение к вещам, аккуратность. Для воспитанников от 1 года до 1 года 6 месяцев предусмотрен сон 2 раза в день, а для воспитанников от 1 года 6 месяцев до 2 лет 1 раз в день.
После дневного сна идет постепенное пробуждение воспитанников проводится динамический час, согласно картотеке и закаливающие процедуры.
После дневного сна с воспитанниками с 1 года до 1 года 6 месяцев проводится игровая деятельность, а с воспитанниками от 1 года 6 месяцев до 2 лет непосредственно образовательная деятельность.
Уход воспитанников домой
С родителями (законными представителями) проводится как индивидуальное консультирование по поводу отдельных воспитанников, так и предлагаются консультации согласно планированию в рабочей программе.
Организуя и осуществляя режимные моменты, нужно помнить, что основной задачей является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом помещения.
В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.
Методические приемы и правила организации режимных моментов
При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:
- Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры
- При проведении режимных моментов вначале берем подгруппу воспитанников самых маленьких или самых ослабленных.
- Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
- Создаем у воспитанников определенный настрой на проведение того или иного режимного момента (не травмировать нервную систему).
- Осуществление любого режимного момента должно протекать без суеты, не причиняя воспитанникам неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
- При проведении любого режимного момента формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.
- Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
- Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к каждому воспитаннику.
Список используемой литературы
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
- Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно- методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М., 2005.
- Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.
Распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя при организации режимных моментов.
Цель: ознакомление педагогов с распределением обязанностей воспитателя и помощника воспитателя при организации режимных моментов в группах раннего возраста.
Режимные процессы | Время | Содержание работы с детьми | Деятельность воспитателя | Деятельность помощника воспитателя |
Приём, утренний фильтр (медсестра), спокойные игры | 7.00 – 8.06 | игровая деятельность детей (воспитатель создает условия для организации знакомых игр, новые игры не даются); индивидуальная работа с детьми; воспитание культуры поведения - коллективные и индивидуальные разговоры с детьми. | Принимает и осматривает детей, индивидуальная работа, организация игровой деятельности. | Приход на работу, влажная уборка. |
Утренняя гимнастика | 8.06 - 8.10 | Наблюдение за самочувствием детей и регулировать нагрузку. | Проводит утреннюю гимнастику. | Сопровождает и встречает детей с утренней гимнастики. |
Свободные игры | 8.10 – 8.30 | Самостоятельная игровая деятельность | Организует самостоятельную игровую деятельность. | Получает пищу. Сервирует столы. |
Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.30 – 8.50 | Умывание по подгруппам, завтрак (уточнить название блюд). | Ведёт подгруппу детей умываться, привитие КГН, организация завтрака. Докармливает детей. | Встречает умывшихся детей, усаживает за стол. Наблюдает за детьми. Докармливает детей. |
Игры, подготовка к | 8.50 – 9.00 | Игры. Туалет. | Организация самостоятельной игровой деятельности. | Убирает со стола, моет посуду. |
непосредственно образовательной деятельности | Высаживание на горшок. Подготовка к непосредственно- образовательной деятельности. | |||
Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00 – 9.35 | Образовательная деятельность по подгруппам. | Организация и проведение образовательной деятельности по подгруппам. | С подгруппами находится в раздевалке и организует игры. |
Свободные игры | 9.35 – 10.30 | Самостоятельная игровая деятельность. | Организация самостоятельной игровой деятельности. Организует подготовку ко второму завтраку. | Проводит влажную уборку. Получает второй завтрак. Сервирует стол. |
Второй завтрак | 10.30 - 10.40 | Умывание по подгруппам. Второй завтрак. | Ведёт подгруппу детей умываться, привитие КГН. | Встречает умывшихся детей, усаживает за стол. |
Прогулка, игры на свежем воздухе | 10.40 – 12.00 | Игровая деятельность детей (наблюдение, подвижные игры, дидактические, сюжетно – ролевые), трудовая деятельность. Возращение с прогулки, раздевание, туалет. | Организует наблюдения, подвижные игры, самостоятельную игровую деятельность, индивидуальную работу. Приводит детей с прогулки, раздевание. | Помогает детям одеваться на прогулку. Присутствует на прогулке с детьми. Проветривает группу. Встречает с участка первую подгруппу детей. Помогает раздевать, высаживает на горшок. |
Подготовка к обеду. Обед | 12.00- 12.30 | Умывание по подгруппам. Игровая деятельность (чтение, беседа). Приём пищи. | Умывание по подгруппам. Организация игровой деятельности. Организация приема пищи. | Получает обед, сервирует стол. Усаживает детей, помывших руки. Помогает кормить детей. |
Подготовка ко | 12.30 | Наблюдать за спящими | Создаёт условия для | Моет посуду. Убирает |
сну, дневной сон | – 15.00 | детьми | спокойного сна. Моет игрушки. | помещение. Наблюдает за сном. |
Постепенный подъём, гимнастика после сна, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.30 | Постепенный подъём. Туалет. Гимнастика в постели. Гигиенические процедуры. | Постепенный подъём детей, проводит гимнастику в постели, проводит гигиенические процедуры. | Одевает детей младшего возраста. Убирает постели. Сервирует столы. |
Подготовка к уплотнённому полднику, уплотнённый полдник | 15.30 – 15.55 | Умывание по подгруппам. Приём пищи. | Организует приём пищи. | Раздаёт полдник, убирает со стола, моет посуду. |
Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам) | 15.55 - 16.20 | Образовательная деятельность по подгруппам. | Организация и проведение образовательной деятельности (по подгруппам). | С подгруппами детей организует игры. |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 16.20 – 19.00 | Туалет. Игровая деятельность ((наблюдение, подвижные игры, дидактические, сюжетно – ролевые), трудовая деятельность. | Организация игровой деятельности, индивидуальной работы с детьми. | Помогает одеться детям. Убирает помещение. |
Схема взаимодействия специалистов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара-практикума Использование программы SMART Notebook в образовательном процессе
Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.Интерактивные доски SMART Board предоставляют п...
Семинар практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»
Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»
Совершенствование связной речи у дошкольников через использование мнемотехники....
Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....
Консультация для педагогов «Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения»
Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ...
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников (ЗПР)
Самостоятельная деятельность дошкольников – педагоги создают условия для различных видов детской деятельности: игровой, художественно-эстетической, физкультурной деятельности по интересам и жела...
«Особенности организации образовательного процесса в группе для детей с 1 года до 2 лет»
Развивающая предметно-пространственная среда как одно из важнейших условий развития детей 1 – 2 лет, организация развивающего общения педагога с детьми раннего возраста и методы познавательного ...