«Мы играем – речь развиваем!»
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Тема эксперимента: «Повышения речевой активности детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danilova_natalya_vladimirovna_itogovaya_rabota.docx | 69.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Название итоговой работы: «Мы играем – речь развиваем!»
Тема эксперимента: «Повышения речевой активности детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Автор:
Данилова Наталья Владимировна
Учитель – логопед
1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №14
«Сказка» г.Нурлат Татарстан
В современных условиях реализации ФГОС ДО, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Среди проблем речевого развития стоит проблема формирования лексико-грамматических категорий, которая в той или иной степени оказывает отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения, навыки, усваивать школьную программу. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка (соответствие федеральной и региональной образовательной политике, тенденциям образования в данной предметной области, потребностям образовательного учреждения).
Цель моей экспериментальной деятельности - реализация различных технологий обучения в формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития в условиях реализации требований ФГОС ДО
Исходя из цели проекта, я определила следующие задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС ДО к организации коррекционно-образовательного процесса по формированию лексико-грамматических категорий дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
- Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, рекомендации по использованию различных технологий обучения в формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
Разработать систему мониторинга, перспективный план и предоставить методический материал (игровые методы и приёмы) по формированию лексико-грамматических категорий дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
- Обогащать речь дошкольников лексико-грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе игровых методов и приёмов.
- Расширять сферу использования лексико-грамматических категорий языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное)
- Реализовать систему мониторинга, перспективный план и предоставить методический материал по формированию лексико-грамматических категорий дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста
Объект исследования – процесс коррекционно-развивающей работы у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
Предмет исследования - игровые методы и приёмы, используемые в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Проектное решение:
В проекте представлена система мониторинга, перспективный план и методический материал по формированию лексико-грамматических категорий дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
Система мониторинга представлена комплексом заданий на:
- исследование состояния импрессивной речи (состояние пассивного словаря, понимание различных форм словоизменения);
- исследование состояния экспрессивной речи (характер экспрессивной речи,
состояние активного словаря, состояние грамматического строя речи).
Перспективный план включает в себя работу с детьми дошкольного возраста по проблеме формирования лексико-грамматических представлений. Конспекты занятий включают систему развивающих игр и элементы методики ТРИЗ. Новый материал будет реализовываться на фронтальных занятиях, а закрепление - на подгрупповых. Лексические и грамматические темы, задачи, речевой материал планировался в соответствии с рекомендациями «Программы обучения детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичивой и Г.В. Чиркиной), возрастом детей и уровнем их речевого развития.
Содержание работы и решаемые задачи по формированию лексико-грамматических представлений у детей будут реализовываться через систему специально подобранных развивающих игр.
Коррекционная работа, рассчитана на 30 недель и условно делится на три периода: I период — октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май. Каждый период включает в себя 10-12 тематических циклов.
В таблице представлены: тематика логопедических игр, тематические циклы, а также количество занятий, отведенных на изучение той или иной темы по коррекции лексико-грамматических нарушений через систему развивающих игр.
Методический материал включает в себя: игровые методы и приёмы, конспект занятия, мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи», мастер-класс для педагогов «Использование элементов ТРИЗ в обучении детей составлению загадок».
Успешность усвоения программы в первую очередь зависит от методов обучения. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает закрепить полученные речевые знания, умения и навыки. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Значит, для активизации словаря можно использовать следующие виды работы:
- активизация словаря по определенной теме (беседа по теме);
- отгадывание предметов по описанию;
- сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
- подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
- подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот;
- подбор частных понятий к общему понятию и наоборот;
- толкование многозначных слов;
- объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
- подбор слов в устный текст.
Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:
- составление предложений с заданным словом;
- восстановление правильного порядка слов в предложении;
- ответы на вопросы с их постепенным усложнением;
- образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.);
- объяснение образования сложных слов;
- подбор и употребление разных частей речи к словам;
- подбор предлогов;
- составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса;
- использование одного слова в разных падежных формах;
- отработка синтаксических структур.
Методический материал послужит хорошим подспорьем в организации коррекционной работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
Сроки реализации проекта с 01.10.2017 – 31.05.2018
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 01.10.2017 по 30.10.2017)
2. Основной (с 01.11.2017 по 30.04.2018)
3. Заключительный (с 01.05.2018 по 31.05.2018)
Ожидаемые результаты реализации проекта
Разработанный проект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня в условиях реализации ФГОС ДО обеспечит:
1. Разработку системы мониторинга, перспективного плана и методического материала (игровые методы и приёмы) по формированию лексико-грамматических категорий дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
2. Обогащение речи дошкольников лексико-грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе игровых методов и приёмов.
3. Расширение сферы использования лексико-грамматических категорий языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное)
4. Реализацию системы мониторинга, перспективного плана и методического материала по формированию лексико-грамматических категорий дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
Список использованных документов и источников информации
- Агранович З.И. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 128 с.
- Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: «Библиополис». 1994.
- Бессонова Т.П., Грибов О.Е. Дидактический материал по обследованию речи. – М.: Аркти, 1997.
- Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). – М.: Просвещение, 1996.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Быстрова Г., Сизова Э.П., Шуйская Т.Л. Логопедические игры и задания. – СПб.: Кара, 2001.
- Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа – Пресс, 1999.
- Жаренкова Р.Н. Понимание грамматических отношений детьми с недоразвитием речи /Школа для детей с ТНР – М.: Просвещение, 1961.
- Жукова Н.С. и др. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, - Екатеринбург: АРТ – ЛТД, 1998.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит изд. Центр «Владос», 2000.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I, II, III период. Логопедическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
- Лалаева Р.Н., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (кор. ст. дизартрии) Пособие, 2001.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2001.
- Основы логопедической работы с детьми: Уч. пособие / Под ред. проф. Т.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.
- Селиверстов В.М. Речевые игры с детьми – М.: ВЛАДОС, 1994.
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Метод пособие – СПб.: Детство – Пресс, 1999.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Издательство «Гном и Д», 2003.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1999.
Приложение 1
Мониторинг освоения лексико-грамматических категорий языка
Обследование лексико-грамматического строя речи проводится на материале картинок и словесных заданий.
Лексика
1. Слова, обозначающие предметы:
а) знание обобщающих понятий (игрушки, учебные предметы, мебель, посуда, одежда, обувь, фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, инструменты, транспорт, профессии).
Виды заданий: назвать овощи, фрукты; назвать общим словом группу указанных предметов; выбрать из перечисленных слов (или картинок) те, которые относятся к заданной группе;
б) отношения антонимии и синонимии: придумать к данным словам антонимы: день— .... утро— ..., зима — ...
в) многозначность слов: составить предложения из данных словосочетаний: острая коса, длинная коса; звонкий колокольчик, голубой колокольчик.
Оценка. Оценивается освоение родовых и видовых понятий, умение распределять на группы слова (картинки), сопоставляя с другими группами, отмечать сходство и различие; понимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.
4 балла — богатый словарный запас, владение обобщающими понятиями, умение группировать, понимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.
3 балла — достаточный словарный запас (соответствует возрастной норме), владение обобщающими понятиями, умение группировать по родовому признаку, понимание отношений синонимии и антонимии, при выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда.
2 балла — ограниченный словарный запас, трудности обобщения, для понимания отношений антонимии и синонимии требуется помощь логопеда, проба «в» недоступна для выполнения.
1 балл — бедный словарный запас, незнание обобщенных понятий, непонимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.
2. Знание времен года, суток, дней недели:
а) назвать времена гола, время суток, дни недели;
б) из названных слов найти слона, относящиеся к зиме (лету): лед, трава, санки, загорать, снеговик, урожай; утру (вечеру): вставать, темно, завтракать, ужинать, светло, ложиться;
в) перечислить по порядку времена года, части суток, дни недели.
Оценка.
4 балла — выполнены все пробы.
3 балла — выполнены пробы «а», «б»; затруднения вызывает проба «в».
2 балла — выполнена проба «а», трудности при выполнении пробы «б», проба «в» не выполнена.
1 балл — при выполнении пробы «а» ребенок забывает названия, пробы «б», «в» не выполняются.
3. Слова, обозначающие действия:
а) ответить на вопрос, как животные и птицы (корова, собака, овца, коза; ворона, соловей, воробей) подают голос;
б) назвать, что делают люди разных профессий (врач, учитель, строитель, маляр, художник, портной, сапожник);
в) придумать к предлагаемым словам синонимы — думать, ехать, бежать; антонимы — находить, ложиться, смеяться.
Оценка.
4 балла— правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда.
2 балла — отмечаются замены глаголов словами, близкими по значению, ограниченное знание глаголов по профессиям, невозможность выполнения пробы «в».
1 балл — бедность предикативного словаря, непонимание отношений антонимии и синонимии.
4. Слова, обозначающие признаки предметов:
а) описать предмет по цвету, форме, величине, вкусу (яблоко, лимон, огурец, помидор);
б) сравнить предметы по цвету, форме, размеру, вкусу, качеству (лимон — апельсин, деревянный половник — чайная ложка, река — ручей);
в) придумать к словам толстый, широкий, горький, здоровый антонимы; к словам грустный, веселый, храбрый синонимы.
Оценка.
4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при выполнении пробы «в» отмечаются трудности самостоятельного подбора синонимов и антонимов.
2 балла — отмечается ограниченность словаря прилагательных, трудности сравнения, непонимание отношений синонимии и антонимии.
1 балл — бедность словаря прилагательных, невозможность сравнения слов и подбора антонимов и синонимов.
Словообразование
Задания:
а) образование существительных. Назвать детенышей животных: козы, волка, медведя, льва;
б) образование глаголов с помощью приставок (антонимы): завязать — .... включить — .... выдвинуть — ...;
в) образование прилагательных: компот из яблок — ..., варенье из сливы — ..., запеканка из моркови — ...; погода при ветре— ..., морозе— ..., дожде— ..., солнце — ... ; у собаки, волка, лисы, медведя, льва: хвост — ..., голова — ..., уши — ....
Оценка.
4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» отмечаются неправильные формы прилагательных, требуется помощь логопеда.
2 балла — правильно выполнена проба «а», при выполнении проб «б», «в» отмечаются неправильные формы прилагательных, требуется помощь логопеда.
1 балл — ребенок приводит неправильные формы слов во всех пробах и(или) не может образовывать слова.
Грамматический строй речи
1. Согласование слов в числе, роде:
а) согласование слов в числе. Изменить слова в словосочетании так, чтобы они стояли во множественном числе: пушистая кошка, полное ведро, воробей летает, поезд едет;
б) согласование в роде существительного и глагола. Составить словосочетания из данных слов: висело — ... картина, объявление, зеркало, вывеска, висела — ... полотенце;
в) согласование в роде существительного и прилагательного. Подобрать определения к словам: солнце, трава, снег, облака.
Оценка.
4 балла— правильно выполнены все пробы.
3 балла — не более чем по 1 ошибке в пробах либо 1 и 2 ошибки в пробах «а» и «б» соответственно. Ошибки, исправленные ребенком самостоятельно, не засчитываются.
2 балла — не более 2 ошибок в пробе «а», 2—3 ошибки в пробах «б», «в».
1 балл — более 3 ошибок в каждой пробе.
2. Управление:
а) винительный падеж. Закончить предложения: Пчеловод разводит ... Цветовод разводит ... Рыболов ловит ... Птицелов ловит ... Кашевар варит ...;
б) родительный падеж. Закончить предложения: Стол изготовлен из ... Стакан сделан из ... Ведро сделано из...;
в) множественное число родительного падежа. Ответить на вопрос: Вот столы. Нет чего? Вот уши. Нет чего? Вот блюдца. Нет чего? Вот телята. Нет кого? Вот гуси. Нет кого? Вот львы. Нет кого?
г) дательный падеж. Закончить предложения: Молоко нравится... Охотник подкрался к ... Учитель дал задание...;
д) предложный падеж. Закончить словосочетания: думать о..., вспомнить о..., прячется в..., стоит в ..., лежит на ..., жарит на ... ;
е) творительный падеж. Закончить словосочетания: пилят ..., копают..., режут..., шьют...; кошка с ..., собака с ..., корова с…, лиса с ...;
ж) понимание обратных конструкций. Ответить на вопросы: Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал? Сестру брат зовет домой. Кто дома? Кто на улице?
з) понимание причинно-следственных связей. Прослушать предложение, исправить ею: Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли; и) предложные конструкции. Показать по картинкам: кубик перед шариком, за шариком, над шариком, под шариком, в шарике.
Оценка.
4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а» — «е». При выполнении проб «ж» — «и» возникают трудности, вплоть до невозможности выполнения, 357 требуется помощь логопеда.
2 балла — наличие грамматических ошибок, пробы «ж» — «и» не выполняются.
1 балл — грубые аграмматизмы.
Для обработки результатов была использована следующая система оценки:
После описания каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок. Система оценок строится с учетом того, что у каждой психической функции и функционального звена в онтогенезе есть своя программа развития и что в детском возрасте существуют периоды стабильности и уязвимости отдельных функций. Общим для всех методик является четырехбалльный характер оценки. Балльные оценки определяются на основе шкалы:
4 балла— высокий уровень,
3 балла— средний,
2 балла— ниже среднего,
1 балл - низкий уровень.
Основанием для оценки служат нормативные данные по развитию речевых и неречевых функций, разработанные сотрудниками лаборатории нейропсихологии ИНХ им. акад. Н.Н.Бурденко (под руководством Л.И. Московичюте), Л.С.Выготским, Л.А.Венгером и др. После подсчета балльных оценок всех проб данной серии можно распределить детей в процентном соотношении по 4 уровням развития речевых функций: высокий, средний, ниже среднего и низкий. Далее проводится суммирование баллов за выполнение каждого задания каждой методики. Сформированность той или иной психической функции (процесса) оценивается путем деления полученной суммы на общее количество заданий серии. Средний балл за серию у каждого ребенка позволяет оценить возможности конкретного ребенка. Средний балл за пробу у всей группы дает возможность увидеть какие задания явились наиболее трудными для выполнения и, соответственно, на какие из них нужно обратить больше внимания при составлении коррекционной программы. Средние баллы за каждую серию у всей группы позволят в дальнейшем построить гистограмму и выявить успешность или неуспешность коррекционного процесса.
Приложение 2
Перспективно-тематическое планирование
по формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста
ОНР III уровня речевого развития
Месяцы периода | Подбор развивающих игр на развитие лексики | Подбор развивающих игр на развитие грамматических категорий | |||
Тема | Кол-во заня тий | Тема | Кол-во заня тий | ||
Октябрь | «Овощи», «Фрукты» | 1 | «Сложносочиненное предложение с союзом А» | 3 | |
«Ягоды, грибы. Лес» | 1 | «Предлоги В, НА, ПОД» | 2 | ||
«Осень. Деревья» | 1 | «Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных» | 2 | ||
«Перелетные птицы» | 1 | «Работа над фразой» | 1 | ||
Ноябрь | «Части тела» | 1 | «Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных» | 2 | |
«Одежда, обувь, головные уборы» | 1 | «Глаголы совершенного и несовершенного вида» | 2 | ||
«Посуда» | 1 | «Несклоняемые существительные» | 2 | ||
«Мебель» | 1 | «Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными» | 3 | ||
II период | Декабрь | «Зима. Зимующие птицы» | 1 | «Работа над пересказом» | 3 |
«Домашние животные» | 1 | «Приставочные глаголы» | 2 | ||
«Дикие животные наших лесов» | 1 | «Работа над фразой» | 1 | ||
«Новогодний праздник» | 1 | «Предлог ИЗ-ПОД» | 2 | ||
Январь | «Профессии» | 1 | «Пересказ рассказа» | 3 | |
«Животные жарких и холодный стран» | 1 | «Родительный падеж множественного числа» | 1 | ||
«Зимние забавы» | 1 | «Беседа по картине» | 2 | ||
Февраль | «Наш город. Улица. Дом» | 1 | «Согласование числительного и существительного в родительном падеже» | 1 | |
«Наша Родина – Россия» | 1 | «Согласование числительного и существительного в творительном падеже» | 1 | ||
«Защитники отечества» | 1 | «Обучение самостоятельной постановки вопросов» | 3 | ||
«Транспорт. Правила дорожного движения» | 1 | «Предлог С/СО» | 2 | ||
III период | Март | «Комнатные растения» | 1 | «Предлог НАД» | 2 |
«Семья. Женский день – 8 марта» | 1 | «Беседа по сюжетной картине» | 3 | ||
«Рыбы» | 1 | «Притяжательные прилагательные» | 2 | ||
«Весна» | 1 | «Составление рассказа» | 2 | ||
Апрель | «Хлеб. Сельскохозяйственные работы» | 1 | «Родственные слова» | 3 | |
«Космос» | 1 | «Обучение самостоятельной постановки вопросов» | 2 | ||
«Сказки Пушкина» | 1 | «Относительные прилагательные» | 2 | ||
«Русские народные сказки» | 1 | «Работа над рассказыванием» | 3 | ||
Май | «Насекомые» | 1 | «Образование существительных женского рода» | 1 | |
«Школа. Школьные принадлежности» | 1 | «Работа над пересказом» | 2 | ||
Итого: | 30 | 62 |
Приложение 3
Дидактические игры по лексическим темам
Тема: «Осень»
Цель: сформировать представления об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодание, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках.
Ввести в активный словарь:
- существительные: осень, дождь туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;
- прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;
- глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;
- наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.
Дидактические игры:
Игра «На что похоже?»
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Блестящая на солнце паутина похода на …
Чистый дождь поход на …
Пустой туман похож на …
Слова для справок: белый дым, слезы, серебро.
Игра «Придумай слова»
а) придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делать?», «Что делают?», по теме «Осень».
Солнце (что делает?) … трава …
облака … листья …
дождь … птицы …
ветер … деревья …
б) придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?)
Происходит (что?) … опадают …
дует … желтеют …
плывут … мокнет …
улетают … вянут …
в) придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Какое?»
Солнце (какое?) … облака …
погода … дождь …
воздух … листья
деревья … птицы
Тема «Овощи. Огород»
Цель: закреплять и расширять представления об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму.
Ввести в активный словарь:
- существительные: овощи; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; грядка. Огород;
- прилагательные: спелый, сочный, ароматный, сладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;
- глаголы: греть, собирать, убирать, заготавливать.
Дидактические игры
Игра «Назови цвет», «Назови форму»
Морковь (какая?), помидор (какой?), огурец (какой?), репка (какая?) …
Игра «Найди лишний предмет»
Детям предлагается несколько картинок, среди которых она картинка изображает предмет, не относящийся к данной тематической группе. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она «лишняя».
Капуста – слива – огурец
Морковь – свекла – яблоко
Лук – капуста – персик
Игра «Назови слово»
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?», по теме «Овощи»
Большой (что?) … желтая
маленький … синий …
крупный … красная …
круглый … зеленый
мелкий … черная …
твердый … длинный …
мягкий … спелая …
сладкая … сочный …
вкусная … свежий …
горький … хрустящий …
Игра «Назови слово»
Растет (что?) … срезают …
зеленеет … вскапывают …
краснеет … срывают …
созревает … варят …
дергают … жарят …
маринуют … солят …
Тема: «Фрукты. Сад»
Цель: закрепить и расширить представления о фруктах, о сборе урожая, о подготовке фруктов на зиму.
Ввести в активный словарь:
- существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; сад, дерево;
- прилагательные: спелый, сочный, ароматный, сладкий, кислый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, розовый;
- глаголы: собирать, убирать, заготавливать.
Дидактические игры
Игра «Назови цвет»
Яблоко (какое?), груша (какая?), апельсин (какой?)
Игра «Назови форму»
Персик (какой?), слива (какая?)
Игра «Назови слово»
Придумать слова, отвечающие на вопрос «что?», по теме «Фрукты».
большой (что?) … желтая …
маленький … синяя …
круглый … красная …
мелкий … сочное …
твердый … спелая …
мягкий … ароматная …
сладкая … свежий …
вкусная … хрустящее …
кислый … вкусное …
Игра «Закончи предложение»
Предлагается сравнить предметы и закончить предложение.
Апельсин большой, а арбуз еще больше.
Персик мягкий, а вишня еще …
Груша вкусная, а ананас еще …
Яблоко ароматное, а груша еще …
Игра «Угадай фрукт»
Детям предлагается назвать предмет по описанию его признаков.
Например: это фрукт оранжевого цвета, у него мягкая, но толстая кожура, которую легко можно снять.
Тема: «Одежда». «Обувь». «Игрушки». «Посуда»
Цель: уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, игрушках, посуде); их существенных признаках, материалах из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Ввести в активный словарь:
- существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч машина, кубики, Кука, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, масленка, солонка, хлебница;
- прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический, пластиковый, деревянный;
- глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.
Дидактические игры
Игра «Мое – не мое»
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:
а) кастрюля, чашка, стол, стул, шкаф, чайник;
б) сапоги, свитер, платье, туфли, ботинки, юбка;
в) мяч, кукла, тарелка, ложка, пирамидка, тарелка;
г) кеды, кроссовки, медвежонок, кубики, сандалии, кукла.
Игра «Чем отличаются предметы»
Детям предлагаются пары картинок и дается задание – объяснить, чем отличаются эти пары. Например:
чашка и стакан;
тарелка и миска;
ботинки и кроссовки.
Игра «Назови, что общее»
Детям предлагается назвать что общее у двух предметов:
Брюки, рубашка (одежда)
Сапоги, кеды (обувь)
Кукла, медвежонок (игрушки)
Тарелка, стакан (посуда)
Игра «Составь загадку»
Детям предлагается составить загадку-описание по определенному плану. Например, предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.
Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (шарф)
Игра «выбери два слова»
Детям предлагается выбрать из трех слов два слова «приятеля»
Рубашка, майка, кеды;
кроссовки, сапоги, шапка;
пальто, шуба, валенки;
чашка, кукла, чайник;
кастрюля, чайник, лопатка;
храбрый, звонкий, смелый;
веселый, крепкий, прочный;
большой, схватить, идти;
думать, ехать, соображать;
торопиться, спешить, идти;
радоваться; веселиться, наряжаться.
Игра «Добавь слово»
Добавить одно общее слово к двум словам.
Яркое, теплое – что?
Мягкие, теплые – что?
Тарелка, кружка – что делают?
Круглый, резиновый – что:
Шерстяной, пушистый – что?
Мяч, яблоко – какие?
Прозрачный, стеклянный – что?
Тарелка, стакан – какие?
Шапка, шар – какие?
Игра «Кто подберет больше слов?»
Детям предлагается называть как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, юбку, блузку и т.д.)
- Что можно связать? (Шапочку, шарф, кофту, жилетку, скатерть, салфетку и т.д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т.д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, колготки и т.д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т.д.)
Тема: «Зима». «Зимующие птицы»
Цель: уточнить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы.
Ввести в активный словарь:
- существительные: зима, снег, снежинка; хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор;
- глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать;
- прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный, легкий, холодный.
Дидактические игры
Игра «придумай слова»
а) придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «какой?», «Какая?», «Какие?» «Какое?», по теме «Зима». Солнце (какое?) Солнце (какое?) … ветер …
небо … иней …
снег … узоры …
снежинки … день …
погода … мороз …
воздух …
б) Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»
снег (что делает?) … ветер …
снежинки … птицы …
мороз … люди …
иней …
узоры …
в) Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Кто?», «Что?»
Наступает (что?) … замерзает …
валит … блестит …
свищет … лежит …
бушует … лепят …
кружатся … катаются …
Тема: «Домашние животные зимой». «Дикие животные зимой»
Цель: расширить и углубить представления детей о зимовке диких и домашних животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведения животных и условиями зимнего сезона.
Ввести в активный словарь:
- существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук, корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака; берлога, дупло, нора, хлев, запасы, сено, шуба, мех;
- прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;
глаголы: зимовать, питаться, запасать, кормить, поить.
Дидактические игры
Игра: «Подбери слово»
Предложить детям подобрать соответствующие картинки к следующим словам:
Высокий, пятнистый …,
лохматый, косолапый …,
голодный, серый, злой...,
маленькая, быстрая, проворная …,
хищный, сильный, полосатый …,
серый, колючий …
Игра: «Отгадай, кто это?»
Детям предлагается отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать ненужную.
а) Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами. Он на севере живет, вместо сна мох жует.
б) Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки. Разлинованы лошадки от копыт до головы.
в) Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, чернение
глазки, остренькие зубки.
г) Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
д) Зверь я горбатый, я нравлюсь ребятам.
е) Он большой, серый и злой.
Игра «Сравни наоборот»
Используются слова: больше – меньше, тяжелее – длиннее, выше – ниже, быстрее – медленнее и др.
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
Корова и коза. Кто больше? Кто меньше?
Игра «Кто как голос подает?»
Детям предлагается подобрать глаголы к картинкам с животными.
Медведь (рычит), волк (воет), свинья (хрюкает), корова (мычит), лошадь (ржет), кошка (мяукает), собака (лает).
Игра в лото «Кто что делает?»
На карточке лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку, называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползает и др.
Игра «Угадай название животного»
Предложить детям назвать животное по соответствующему действию.
Мычит (кто?) … хрюкает …
лает ржет …
мяукает … блеет …
Игра «назови слово»
Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос, «что делает?», к названиям животных.
Собака лает, рычит, ласкает, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет.
Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, играет, облизывается, крадется.
Лошадь ржет, бегает, стоит, скачет, везет, ест.
Игра «Отгадай, что это за животное?»
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать о каком животном идет речь.
Сторожит, грызет, лает – кто это?
Мяукает, лакает, царапается - …
Хрюкает, роет - …
Ржет, бегает, скачет - …
Мычит, жует, ходит - …
Задание «Отгадать загадку»
(по К.Д. Ушинскому «Лиса»)
а) Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотится; на груди жилет, а на шее галстук.
б) Ходит тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Игра «Добавь слово»
Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?»
Например: Лошадь скачет (как?) быстро. Медведь спит (как?) крепко.
Лиса крадется (как?) тихо.
Игра «Придумай слово»
а) Подобрать слова, отвечающие на вопрос «Кто?», по теме «Животное».
Большой (кто?) … сильный …
маленькая … слабый …
пушистая … трусливый …
колючий … злой …
могучий … быстрый …
пятнистый … горбатый …
полосатая … хитрая …
длинноногий … ловкая …
серый … хищный …
неуклюжий …
б) К названию действия придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?»
Прыгает (кто?) … скачет …
кусается … спит …
пугается … охотиться …
прячется … хитрит …
нападает … ползет …
крадется … запутывает следы …
переваливается … бросается …
Игра с мячом «Расскажи про зайчика»
На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос: «Какой заяц» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:
Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый);
«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая);
«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое);
«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).
Приложение 4
Конспект ОД
Тема: «Весеннее путешествие с бабочкой»
Задачи:
- Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые». Совершенствования грамматического строя речи (упражнять в правильном употреблении предлогов). Формирование умения придумывать творческое окончание рассказа, начатого логопедом, составления загадок по предложенной схеме, с использованием элементов ТРИЗ.
- Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.
- Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков взаимопонимания, взаимодействия и взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: модуль с бабочками, сюжетная картинка (пособие Л.А. Боровских «Я логично говорю», мячи, искусственная бабочка, предметные картинки по теме (бабочка, муравей, птица, пчела), Гномик (игрушка), силуэты бабочек, заготовки для выполнения аппликации.
Время реализации занятия: 30 минут
План занятия:
- Организационный момент;
- Составление творческого окончания рассказа по картинке;
- Моделирование последовательности событий;
- Упражнение «Различные точки зрения»;
- Упражнение «Найди бабочку»;
- Составление загадок по предложенной модели;
- Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки.
Приветствие: «Солнечный лучик»
Л.: Ребята, какое сейчас время года? (весна). Сегодня на занятии мы поговорим о весне и о весенних изменениях в природе, поучимся составлять рассказы по картинке и загадки.
Первый лучик, нежный лучик.
Заглянул он к нам в оконце
И принёс с собой в ладошках
Теплоту, частицу солнца.
(Логопед и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца.)
Л.: Попробуйте почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделитесь теплом с друзьями. (Дети выполняют задание.)
Л.: Солнце зашло за тучку, стало свежо. Сожмитесь в комочки, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабьтесь. (Дети выполняют задания.)
Большая туча появилась на небе, и начался дождь. Давайте покажем, как дождь шумит (дети потирают ладони – шуршат ими); дождь капает (дети щёлкают пальцами); дождь идёт (хлопают в ладоши); дождь льёт (ударяют себя ладонями по бёдрам). А теперь закройте глаза и внимательно слушайте звуки. Тот, до кого я дотронусь рукой, должен будет повторить услышанный звук. (Дети выполняют задания.)
Л.: Дождь прошёл, и снова выглянуло солнце. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети: Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
Л.: Правильно. Выполняйте упражнение. (Дети по очереди выполняют упражнение по 4-5 раз по команде логопеда).
2. Составление творческого окончания рассказа по картинке
Логопед помещает на магнитную доску сюжетную картинку (пособие Л. А. Боровских «Я логично говорю»).
Л.: Посмотрите внимательно и назовите персонажей, изображённых на этой картинке? (бабочка, гусеница, улитка).
Послушайте, какая история случилась однажды с нашими героями.
Жили как-то на весенней полянке маленькие насекомые: пчёлы, шмели, осы, жуки, бабочки и муравьи. Жили они дружно, и каждый занимался своим полезным делом. Пчелы и шмели опыляли цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает так много яблок и груш. Муравьи уничтожали вредных насекомых. Разноцветные бабочки беззаботно порхали с цветка на цветок и радовали всех яркостью и красотой своих крылышек. И только одна гусеница всегда была всем недовольна, часто злилась и, с обжорством, поедала листья растений, нанося им большой вред. А была она часто расстроена и злилась оттого, что ей очень хотелось научиться летать и быть такой же красивой, яркой и очаровательной, как бабочки, которые жили с ней по соседству. И вот однажды, глядела она на себя в зеркало, как обычно, жевала молодые листочки и жаловалась своей подружке улитке: «Ах, какая же я толстая, какая неуклюжая и отвратительная. Никому я не нравлюсь, и никто меня не любит». Услышала её жалобы, пролетавшая мимо бабочка, села на соседний цветок незабудки и сказала… А какой разговор мог состояться между гусеницей и бабочкой вы, пожалуйста, придумайте сами.
(Дети придумывают продолжение и окончание истории.)
Л. Молодцы, ребята, вы придумали интересные истории, и правильно рассказали о том, что гусеница когда-нибудь обязательно превратится в бабочку и научится летать.
3. Моделирование последовательности событий (яичко, гусеница, куколка бабочка)
Л.: Давайте представим себя маленькими яичками, которые отложила бабочка.
(Дети повторяют движения за логопедом: садятся на корточки, прижимают голову к коленкам, руками обхватывают голову).
- Проходит время, и из яичек начинают выползать гусеницы. Давайте поделимся на две команды и попробуем изобразить гусениц. Для этого нам нужно взять мячи, выстроиться в две колонны, зажать мячи между членами команд и попытаться удержать их спинами и животами. Это и будут гусеницы. По моей команде гусеницы должны начать движение в противоположных направлениях. Ваша задача – не уронить мячи. (Дети выполняют задание логопеда)
- Легко ли вам было выполнить это задание? Что вам хотелось сделать, чтобы не уронить мяч?
- Проходит время, и гусеницы превращаются в неподвижных куколок. Давайте представим себя куколками в коконе, очень неуютно и тесно.
(Дети стоят ровно, голова опущена, руки скрестить на груди, ноги вместе)
- Проходит время и вот, наконец-то, куколки превращаются в прекрасных бабочек. Сейчас зазвучит музыка, и вы должны будете легко и спокойно бегать по группе, изображая летающих бабочек. Когда музыка закончится, вы должны будете построиться в круг. (Дети выполняют задание логопеда)
4. Упражнение «Разные точки зрения».
Л. Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо» и ответить на мои вопросы:
- Чем хороша бабочка?
Дети: Бабочки очень красивые, крылья их окрашены очень ярко и разноцветно. Они радуют глаз и создают хорошее настроение.
Л.: Что в бабочке есть плохого?
Дети: Бабочки приносят вред, потому что откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им большой вред.
Л.: Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные.
5. Упражнение «Найди бабочку».
(Логопед берёт в руки искусственную бабочку и предлагает поиграть).
Л. Закройте глаза, а я спрячу нашу гостью где-нибудь в группе. Ваша задача: не отходя от своего места, а, только поворачиваясь вокруг себя и ища глазами, увидеть, куда села бабочка. Тот, кто увидит бабочку, должен поднять руку и ответить на мой вопрос, если я его попрошу.
(Дети закрывают глаза, логопед прячет бабочку)
Л.: Куда села бабочка?
Дети: Бабочка села на шкаф (под стол, в коробку… на ладонь логопеда).
6. Составление загадок по предложенной модели.
Дети садятся на стульчики. Звучит сказочная музыка, из-за ширмы появляемся игрушка - Гномик.
Гном: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?.. Я гномик - Загадайкин, живу в стране Загадок и собираю загадки в мою волшебную шкатулку. Я знаю, что вы умеете составлять загадки о разных предметах, животных, птицах, насекомых, и уже подарили мне много интересных загадок.
Л.: Загадайкин, конечно, мы тебя узнали, очень рады тебя видеть и обязательно подарим тебе новые загадки. Сегодня к нам в группу прилетела бабочка, посмотри, какая она красивая. Мы с ребятами сейчас будем составлять загадки про нашу гостью
(Логопед помещает на доске изображение двух насекомых - бабочки и муравья).
Л.: Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем сравнить этих двух насекомых. Обратите внимание на то, как они выглядят, перечислите части тела насекомого.
1-й Р.: Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый.
2-й Р.: У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики.
(Логопед добавляет картинку пчелы, предлагает сравнить бабочку и пчелу и найти общие признаки)
1-й Р.: Бабочка и пчела летают с цветка на цветок.
2-й Р.: Бабочка и пчела собирают нектар.
(Логопед добавляем картинку птицы, предлагает сравнить птицу и бабочку, найти общие признаки)
1-й Р.: У бабочки и птицы есть крылья.
2-й Р.: Бабочка и птица умеют летать.
Л.: А теперь я предлагаю составить загадки про бабочку, с помощью схемы:
- Что общего?
- На что похоже?
1-й Р.: С крыльями, но не птица;
С усиками, но не муравей;
Летает с цветка на цветок, но не пчела.
2-й Р.: Летает, но не птица;
Шесть лапок, но не муравей;
Собирает нектар, но не пчела.
(Ответы ещё 1-го, 2-х детей)
Л.: Загадайкин, тебе понравились наши загадки?
Гном: Очень понравились, спасибо вам, ребята.
Л.: Я хочу подарить тебе нашу бабочку (кладёт бабочку в шкатулку). И вам, ребята, я предлагаю подарить нашему гномику бабочек, которые мы сделаем своими руками. Гномик выпустит наших бабочек в стране Загадок, все они там оживут, и будут радовать своей красотой загадочных жителей загадочной страны.
(Дети подходят к столам, выполняют аппликацию, украшая силуэты бабочек, заранее подготовленными цветными заготовками и дарят свои работы гномику).
7. Итог занятия.
Логопед предлагает вспомнить, о ком они говорили на занятии, какие игры и упражнения им понравились, что было самым трудным, чему бы ещё хотели научиться.
Л.: Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.
Приложение 5
Презентация мастер-класса для педагогов ДОУ на тему: «Инновационные методы обучения речевой деятельности в ДОУ: использование элементов ТРИЗ на логопедических занятиях».
Слайд 1.
«Прежде, чем научить ребёнка говорить, нужно научить его воспринимать окружающий мир так, чтобы ему хотелось говорить об этом». (В. А. Сухомлинский)
Слайд 2.
Тема мастер-класса: Инновационные методы обучения речевой деятельности в ДОУ: использование элементов ТРИЗ на логопедических занятиях.
Слайд 3.
Цель ДОУ: Воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Задачи:
- Обеспечить чувство педагогической защищённости.
- Воспитывать доверие к миру (в общении, в игре).
- Формирование начал творческой личности.
- Сохранение индивидуальности ребёнка.
Слайд 4. Актуальность выбранной темы:
Проблема:
современные общепринятые образовательные технологии не формируют навыков сильного мышления, необходимых для работы с проблемами.
Слайд 5.
Задачи, основные методы и содержание учебного курса «Развитие речи» определены ещё Е.И. Тихеевой, и на сегодняшний день почти не претерпели изменений. Хотя конкретная ситуация (факторы, влияющие на развитие речи ребёнка) изменились.
Слайд 6.
Потребность в новых подходах к методике развития речи дошкольников объясняется тем, что традиционные подходы не дают требуемого качества.
Слайд 7.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
- Основатель теории: Генрих Саулович Альтшуллер
- Обладает уникальной способностью творить, т. е. создавать «новое» и улучшать старое, пользуясь сводом конкретных правил и приёмов
- Стратегическая цель ТРИЗ –педагогики: формирование личности, умеющей работать с проблемами в различных областях знаний
Слайд 8. Создание речевых продуктов творческого характера -
удобный ресурс для организации комплексных (многоцелевых) тренингов:
Дети получают ценный для них результат (сказку, загадку, рифмовку), а потому есть мотив. Любой речевой продукт работает, как на формирование комплекса навыков активной речи, так и на формирование навыков сильного мышления.
Слайд 9. Речь и речевые продукты - это продукты творчества ребенка, в процессе создания которых он упражняется в мысленном экспериментировании и отрабатывает навыки решения проблем, имея значимый для него мотив.
Слайд 10.
ТРИЗ на логопедических занятиях. Город Самых Простых Загадок.
Цель: Научить систематизировать предметы по признакам, упражнять в составлении простых описательных загадок.
Загадка – объект изобретательства для самых маленьких.
Загадка – настоящее творчество, доступное 4-5 летним детям.
Занятия составлены на основе разработок А. А. Нестеренко.
Слайд 11.
В «Городе самых простых загадок» от центральной площади расходятся четыре улицы – улица Формы, улица Цвета, улица Размеров и улица Веществ. Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его надо описать по форме, цвету, определить его размер и сказать, из чего он сделан.
Приглашаю детей на прогулку по улицам города.
Слайд 12.
На улице Цвета
На этой улице говорим об основных цветах и их оттенках. Можно показать волчок, смешивающий цвета, оживающие картинки.
Слайд 13. Фото
Слайд 14.
На улице Формы выполняем упражнение.
Упр. 1. В домике живут круглые предметы. Угадайте, кто населяет город. Какой ряд поселит в город больше жильцов.
Упр. 2. Из соседнего домика нам говорят, что прямоугольники из их домика живут в нашей группе. Делаем так: закрываем глаза, вспоминаем их, пока я медленно считаю до 10, а потом тот, кого я дотронусь рукой, ответит мне.
Слайд 15. Фото
Слайд 16.
На улице размеров
Здесь мы знакомимся с понятием длины, ширины, высоты, учимся сравнивать предметы по размеру. Можно дать представление о полярных, противоположных свойствах: толстый – тонкий, широкий – узкий, высокий – низкий и т. п.
Слайд 17. Фото
Слайд 18.
На улице веществ
Здесь можно дать первое представление об агрегатном состоянии вещества с помощью игры «Маленькие человечки»
Выполняем упражнение: предлагаю поселить предметы в соответствующий домик, в зависимости от материала из которого они изготовлены. Упражняю детей в образовании относительных прилагательных. Например, карандаш сделан из дерева. Он какой? (деревянный). Поселим его в деревянную шкатулку.
Слайд 19. Фото
Слайд 20.
Как играть в загадки
Можно использовать несколько типов игр в загадки.
Слайд 21.
Вариант 1. Одного из детей – отгадчика отправляют за дверь, логопед предъявляет группе выбранный предмет и обсуждает с детьми, как составить загадку.
Вариант 2. Продолжение работы по предыдущему упражнению. Отгадчик поворачивается лицом к доске, логопед молча показывает предмет, каждый ребёнок сам составляет свой вариант загадки.
Вариант 3. «Я загадала предмет, он живёт в этом домике, сам о себе говорить не хочет, но, если вы его спросите, он честно ответит на вопрос. Попробуйте узнать, кто живёт в домике».
Слайд 22.
Задание: составить загадки, используя модели составления сравнительных загадок.
Слайд 23.
Составление загадки по 1-й модели: высокий, но не шкаф; пятнистый, но не леопард; длинношеей, но не гусь (жираф).
Слайд 24.
Составление загадки по 2-й модели: прыгает, как мяч; ныряет, как утка; плавает, как рыбка (лягушка).
Слайд 25.
Составление загадки по 3-й модели: похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; похож на зонтик, но на толстой ножке (гриб).
Слайд 26.
Спасибо за творческую работу
Приложение 6
Мастер-класс «Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи».
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития грамматического строя речи, способствующими совершенствованию связной речи.
Задачи:
1. Активизировать знания родителей о значимости развития грамматического строя речи;
2. Обучать игровым приемам и использованию дидактических игр в развитии грамматического строя речи;
3. Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
4. Расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Предварительная работа по теме:
- подобрать педагогическую литературу по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи для родителей;
- подготовить игры и пособия по развитию речи;
- подготовить презентацию по основным вопросам темы «Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи».
- Освещение темы. Выступление учителей-логопедов:
Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях, т.е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы ребенка.
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.
Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.
Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т.е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них:
1) искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал»);
2) неверное использование форм ед. и мн. числа («красивый шары», «красными ягоды», «машины едет»);
3) ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много девочки»);
4) ошибки в употреблении предлогов («книга столе», «листики на дерево»).
Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу, поэтому все грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности. Но при изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз. Однако личный опыт у детей неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
Во второй младшей группе необходимо регулярно организовывать специальные игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм ед. и мн. числа существительных, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи. Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его.
В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей, и имеет важнейшее значение для всего последующего развития детей.
Расширяется круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала.
Педагог подбирает словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, например, правило выбора окончаний существительных в родительном падеже мн. числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы – нет полов, столы – нет столов, но стул – нет стульев, нет деревьев).
В средней группе проводят игровые упражнения. Например, в процессе игры «загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, веселая?», подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому педагог доброжелательно относится к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и чтобы они в итоге получили образец правильной речи. (О собаке скажем – веселая, а о щенке – веселый. Веселая щенок нельзя сказать). Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения связной речи. Этому способствуют вопросы проблемного характера: «Почему воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?» и др.
В старшей группе на занятиях помимо обучения словоизменению и слов. Это пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а педагог записывает. Такой прием замедляет темп речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления. В этом возрасте у детей должны быть усвоены основные грамматические формы: падежные формы имен существительных ед. числа и мн. числа, изменение большинства имен прилагательных, по числам и родам. Дети в своей речи пользуются сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений вызывают затруднения. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
В подготовительной группе работа по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же, как и в предшествующие годы, она осуществляется на специальных занятиях и в связи с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы.
Все эти задачи и приемы используются в массовых группах как часть занятия дважды в месяц.
Мы в своей работе придерживаемся другого подхода. Изучению отдельной грамматической категории уделяем целое занятие. Например,
- предлог НА;
- согласование числительных с существительными;
- существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения и т. д.
Проводятся такие занятия 2-3 раза в неделю. При планировании занятий мы не указываем словарную тему, не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяет расширить познавательные рамки занятия, а также целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме (предлогах, (окончаниях существительных, способах словообразования и т. д.).
Каждое лексико-грамматическое занятие мы проводим по следующему плану:
- организационный момент;
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале;
- физминутка, связанная с темой занятия;
- закрепление полученных знаний на индивидуальном материале.
Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (картинок, фишек, схем и др.) позволяет обеспечить:
- высокую активность детей;
- полный контроль за усвоением знаний и навыков;
- более экономное использование учебного времени.
Кроме того, правильный подбор наглядного материала способствует повышению эмоционального тонуса детей, а значит и росту эффективности обучения.
Для эффективного усвоения учебного материала советую в ходе каждого занятия делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, т.е. выделять голосом предлог, окончания и т.д.
Также необходимо, чтобы каждое занятие способствовало заметному продвижению грамматического строя речи даже самого «легкого» ребенка. С этой целью мы создаем высокую умственную и речевую нагрузку. Умственная нагрузка возрастает за счет дополнительных упражнений на развитие словесно-логического мышления (в рамках темы). А речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.
Все занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.
- Игротека
Родители вместе с детьми, самостоятельно, под наблюдением учителей-логопедов взаимодействуют вместе с детьми, используя подготовленные логопедами пособия.
- Итоги. Вопросы по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"
Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет
Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...
Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"
Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...