Обобщение педагогического опыта
методическая разработка по коррекционной педагогике
Обобщённый педагогический опыт педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Золотой ключик»
Кремневой Юлии Сергеевны
Тема опыта:
«Специфика коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_kremnevoy.docx | 652 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Золотой ключик»
Обобщённый педагогический опыт
Педагога-психолога
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Золотой ключик»
Кремневой Юлии Сергеевны
Тема опыта:
«Специфика коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-развивающей работы посредством применения современных психолого-педагогических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей с ЗПР к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических процессов для дальнейшей успешной социализации.
Мордово – 2018 г.
Сведения о педагоге.
В 2009 году окончила Тамбовский государственный университет им. Г.Р Державина, институт психологии.
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 1
«Золотой ключик».
Должность: педагог – психолог.
Педагогический стаж: 2 года.
Стаж в занимаемой должности: 2 года.
Квалификация: соответствие занимаемой должности.
Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования на 2013-2020г. г. (согласно Приказа Мин. Образования и науки РФ от 17.09.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС ДО») является обеспечение успешности каждого ребёнка, независимо от состояния его здоровья. В настоящее время всех детей по степени развития условно можно разделить на три большие группы: нормально развивающиеся дети, одарённые дети и дети с нарушениями в развитии.
К группе детей с нарушениями в развитии отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Эта ситуация весьма актуальна и обусловлена увеличением количества детей с проблемами в развитии, а диагностирование задержки на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным, да и методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.
Теоретическая база опыта
Проблемой изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников занимаются современные исследователи и педагоги: Лубовский В.И, Лебединский В.В., Певзнер М.С., Власова Т.А., Певзнер М.С., Лебединская К.С., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Власова Т.А., Выготский Л.С., Борякова Н.Ю., Ульенкова У.В., Сухарева Г.Е., Мастюкова Е.М. ,Марковская И.Ф., Забрамная С.Д. , Глухов В.П.,Шевченко С.Г., Левченко И.Ю. и другие.
В основе развивающей психокоррекционной работы лежит программа, разработанная Е.А. Стребелевой. Используются также работы: Катаевой А.А., Сиротюк А.Л., Богуславской З.М., Смирновой Е.О., Боряковой Н.Ю., Соболевой А.В., Ткачевой В.В. Используются технологии психогимнастики и развивающей кинезиологии А.Л. Сиротюк, М.В. Ильиной.
Методики для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста:
- Психодиагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго М.Н.
- Диагностическое обследование раннего и младшего дошкольного возраста развития под редакцией Серебряковой Н.В.
- Психологическая диагностика отклонений развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. Обследование проводится в процессе наблюдения при создании специальной игровой ситуации, организованной игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, организованной деятельности в режимных моментах.
Актуальность
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Можно отметить значительный рост нервно-психических, соматических заболеваний, функциональных расстройств личности. Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы увеличивается число детей с задержкой психического развития, конечно же, это происходит под влиянием ряда факторов, таких, как неблагоприятные условия макро- и микро-среды, в которой воспитывается ребенок, наследственные факторы, усложнение школьной программы, совершенствование методов и методик диагностики интеллектуального развития ребенка и индивидуально-психологических характеристик ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отличаются особенностями поведения, особенностями познавательной деятельности от своих нормально развивающихся сверстников и в связи с этим требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Несмотря на большой интерес исследователей к проблемам детей с задержкой психического развития, недостаточно разработаны вопросы особенностей мышления, когнитивных стилей. В связи с этим мы ставим перед собой цель – изучить особенности когнитивных стилей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по коррекции нарушений, у детей с ЗПР с применением современных методик, которые позволят повысить эффективность коррекционной работы с детьми в условиях ДОУ.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы работы по коррекции эмоционально-волевой и когнитивной сферы у детей с задержкой психического развития, с использованием нетрадиционных методик.
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения
и развития детей.
Для реализации психолого–педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (педагога, чьи усилия направлены на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо учитывать:
- структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
- информацию о здоровье ребенка
- микросоциальные условия в семье;
А так же нельзя обойтись без психолого-педагогического обследования детей, которое является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ЗПР. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников. Окончательный вердикт выносит ПМПк.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ЗПР.
Но все же, чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка.
Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
Одной из наиболее важных задач коррекционной работы является развитие общей и мелкой моторики. Это важно для того, чтобы в школе ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных игр и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
• Лепка, рисование, аппликация, конструирование
• Изготовление поделок из природного материала.
• Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
• Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
• Нанизывание бус и пуговиц.
• Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
• Переборка круп (горох, гречка, рис).
• «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)
Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.
Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т. е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства.
С этими задачами помогает справиться учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» и приложение к ним- «Альбомы заданий» с различной тематикой - «Маленькие логики», «Лепим нелепицы», «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» и другие.
Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. При грамотном подходе можно научить ребенка целостному восприятию повседневных ситуаций, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования. Для этих целей в коррекционной работе успешно применяется пособие и наглядный материал Е.А. Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, понижения работоспособности, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы как: психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия; занятия с использованием арт-терапевтических элементов.
Игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно. В начале обучения по коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему позволит ему сформировать навык действия по инструкции.
Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных ситуаций. Занятия обязательно включают технологии здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.).
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
В качестве основного метода положительного воздействия можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, и когда воспитатели, отмечают, что он не справляется с программой детского сада. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях детского сада, задержка психического развития, во многих случаях, может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте, и большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы.
Результативность опыта. Результативностью опыта может считаться положительная динамика развития детей с ЗПР в ходе их ежегодного обследования на выездных заседаниях ЦПМПК.
Приложение 1
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «Профессии»
Цель: развитие психических процессов у детей с ЗПР, повышение учебной мотивации .
Задачи:
- Развивать зрительную память.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать внимание.
- Развивать мелкую моторику.
Ход занятия;
- Пальчиковая гимнастика ”Профессии”
Доктор измерил температуру, (загибаем или разгибаем пальцы на руке, перечисляя профессии)
А музыкант на флейте сыграл.
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал.
Повар сварил очень вкусные щи.
Скорей пять профессий ты здесь отыщи.
2. «Пиктограмма».
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
«Борис Иванович и Ольга Николаевна работают ветеринарами в зоопарке. Утром они обходят клетки. Медвежонок Шалун доволен – ему дали сахару. Лисенок Рыжик тоже хочет получить гостинец. Ухаживать за зверями ветеринарам помогают Коля и Ира Смирновы. Слон Рави любит ребят. Он трубит и весело машет хоботом».
Затем, задаются вопросы по содержанию текста:
П: - О какой профессии говорилось в тексте? (ветеринар)
- Что он делает? (следит за здоровьем животных, лечит).
- А где работает ветеринар? (в зоопарке)
- Какие животные живут в зоопарке? (дети называют, уточняем, что это дикие животные).
- А лошадь, это, какое животное? (домашнее)
3. «Ответы на вопросы» (полным предложением)
П: - Куда ты пойдешь, чтобы купить продукты? (Я пойду в магазин)
- А если вдруг заболели? (Мы пойдем в больницу)
- Чтобы сделать красивую прическу? (в парикмахерскую)
- Куда ходят учиться дети? (в школу)
4. «Лишнее слово».
Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».
Тарелка, чашка, стол, чайник.
Береза, осина, сосна, дуб.
Диван, стол, кресло, дерево.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.
5. Физминутка «Профессии» (врач, пилот, швея, каменщик, кузнец)
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
6.«Разрезные картинки»
Дети собираю разрезные картинки, называют, какой предмет получился и говорят к какой профессии это предмет относится.
7. Выложи картинки из счетных палочек.
Ребенку предлагается выложить из счетных палочек артинки по образцу и определить, к какой профессии относятся данные картинки
8. Упражнение «В саду» (расслабление)
Педагог предлагает детям лечь на коврик и представить, что они находятся в цветущем яблоневом саду, что греет ласковое солнышко, весело летают пчелки и мели, от яблонь идет душистый аромат.
9. Рефлексия.
Педагог:
- Понравилось вам занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
На этом наше занятие окончено. До новых встреч!
Приложение 2
Конспект семинара-практикума с педагогами
«Работа с детьми с ЗПР»
Цель: Оказание консультативно-методической помощи педагогам
и специалистам, работающим с детьми с ЗПР в ДОУ, осознание
значимости работы с особыми детьми и выработка таких качеств как позитивное
отношение к ребенку, эмоциональное принятие ребенка.
Задачи:
1. Содействовать повышению творческого потенциала и профессиональной
компетентности педагогов.
2. Провести обучение, проанализировать методы и приемы работы с детьми с
ЗПР и приемы создания ситуации успеха.
3. Обмен опытом, развитие навыков работы в команде.
Материал:
бейджики,
ватманы,
принадлежности, карточки с заданиями, салфетки, презентация Power Point.
листы бумаги,
письменные
- Упражнение «Обмен»
Цель: приветствие членами группы друг друга, снятие психологических «зажимов», создание благоприятного микроклимата в коллективе
Ход: «Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю), взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что-то приятное, комплимент или пожелание».
2.Упражнение «Придумать рифму слову» (по кругу)
Цель: снятие психологического напряжения, получение положительного настроя на работу
Галка- палка – скакалка – мочалка- каталка - кричалка – скалка – балка – свалка – жалка –салка
Дом- ром- облом- космодром- ком – сом- лом – доктор мом – гном – залом – том
- Ознакомление с правилами работы в группе
Цель: установление принципов работы в группе; создание ощущения защиты; осознание особенностей общения в группе, содействие организации эффективного пространства для личностного развития педагогов. Для свободного обсуждения и принятия ведущим предлагаются правила работы в группе:
1. Общение на основе доверия. Важно, чтобы участники максимально доверяли друг другу. Создание атмосферы доверия можно начать с предложения принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически ставит всех в равные позиции, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального статуса, жизненного опыта и т. д.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Важно говорить о своих актуальных чувствах и мыслях. Развитая рефлексия помогает человеку быть самокритичным, лучше узнать себя и собственные личностные особенности, а также понимать состояния других членов тренинговой группы. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что беспокоит их именно сейчас, и обсуждают происходящее с ним в группе.
3. «Я-высказывания». Для более откровенного общения во время занятий следует отказаться от безличной речи, которая помогает скрыть свою позицию и, тем самым, избежать ее осознания. Поэтому мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считает, что ....» - следующее: «Я считаю, что ...» и т. Это предполагает отказ от безадресных суждений о других.
4. Искренность общения. Все члены группы должны попытаться отбросить все роли, быть самим собой. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, лучше промолчать.
5. Конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, ни в коем случае не разглашается.
6. Активность, ответственность каждого за результаты работы в группе. Нужно помнить, что эффективность работы тренинговой группы зависит от вклада каждого ее члена и необходимости работать не только для себя, для решения собственных проблем, но и на других, так как помощь другому- способ познать себя.
7. Правило «СТОП». Тот член группы, который не желает отвечать на любой вопрос, участвовать в любой игре, процедуре из причин нежелания быть искренним, или по причинам неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп!» И таким образом исключить себя из участия в процедуре. Однако, это правило желательно использовать по возможности редко, так как оно ограничивает человека в самопознании себя.
8. Уважение к тому, кто говорит. Когда высказывается кто-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он желает. Не критикуем и признаем право на выражение своего собственного мнения. Право предусматривает невозможность прерывать говорящего.
I.Теоретический блок
I.1. Характерологические особенности детей с задержкой психического развития.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Так что же такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада
У детей с ЗПР часто бывает нарушено внимание: долго не формируется произвольное внимание;
- внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;
Восприятие:
- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;
- сужен объём восприятия;
- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);
- наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;
- нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;
- затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;
- физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;
- затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).
Память :
- недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;
- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;
- страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Мышление :
- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;
- особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;
- не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;
- не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …
Речь :
-практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.
I.2.Изучение и обсуждение наглядной информации:
Педагогам раздаются памятки «20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя» После ознакомления с ними происходит коллективное обсуждение проблемных вопросов.
II. Практический блок
II.1. Упражнение «Такие разные!
Педагог-психолог: Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность.
Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они
вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается. Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми, и им, может быть, очень
плохо с этими колючками. Все дети разные, они не похожи друг на друга.
Задание: Вам нужно разделиться на группы.
Группа №1 дает описание нормально развивающего ребенка, а группа №2 описывает ребенка с ЗПР, выбирая подходящие характеристики из предложенных.
При обсуждении рассматриваются качества обычного ученика и ученика с ЗПР.
По итогам акцентируется внимание групп на позитивных определениях и
проблемных качествах, ребенка с ЗПР, которые нуждаются в особом внимании.
Характеристики
Раздражительный
Низкий уровень познавательной активности
Мыслительные операции несовершенны
Ученик начальной школы
Уравновешенный, спокойный
Любознательный
Умный
Низкая мотивация достижения, некритичный,
Мотивированный, Целеустремленный
вялый, пассивный, медлительный
Замкнутый, конфликтный, агрессивный
Слабое понимание взаимоотношений
Слабая работоспособность, повышенная
утомляемости
Общительный
Воспитанный
Активный ученик
Не умеет планировать свою деятельность
нечувствительный к собственным промахам
Слабая концентрация внимания, сниженная
память
Незрелость эмоционально-волевой сферы
Не умеет соотносить свои эмоциональные
реакции с конкретной ситуацией, пугливы,
тревожны, плаксивы
Несамостоятельный
Затрудняется делать самостоятельные
умозаключения
Организованный
Проявляет активность как ученик
Внимательный, сконцентрированный
Гармоничный
Счастливый, веселый
Самостоятельный
Расположен к размышлениям
Отсутствие навыков работы в коллективе
Сотрудничающий
II.2.Упражнение «Салфетки»,
Цель:
- развитие у педагогов эмоционально-положительного отношения к детям; - осознание индивидуальности каждого ребенка.
Задание:
Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат салфетки. Предлагаю Вам
выполнить следующее действие:
1.Сложите салфетку пополам и оторвите правый угол (так делать 4 раза);
2.Откройте салфетку;
3.Покажите ее всем присутствующим.
Как видите, нет ни одной одинаковой салфетки. Так и в обучении детей с особыми образовательными потребностями, они слышат и видят одно и то же, но понимают всё по-своему. Соответственно к каждому такому ребенку нужен индивидуальный подход. Ваша задача и состоит в том, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
II.3. «Пирог с начинкой»
На листе ватмана изображен пирог. Каждый участник тренинга подписывает на изображении по одному качеству педагога, необходимому для успешной работы с детьми с ЗПР. В конце упражнения происходит обсуждение выявленных качеств.
Приложение 2.1
Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития.
1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного ...).
7. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом дошкольника .
8. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
9. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
10. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
11. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
12. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
Приложение 3
Картотека игр с использованием логических блоков Дьенеша
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развитие интереса у детей к геометрическим фигурам и умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.
Материал: Чудесный мешочек, набор геометрических фигур разного цвета.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что сегодня утром Вини – Пух, принес им «чудесный мешочек» с посланием:
Я – чудесненький мешочек
Вам, ребята, я дружочек,
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть!
Если вы, ребята отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».
А вот и загадки, которые Винни – Пух положил в мешочек :
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на кружку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья?
(Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его?
(Квадрат)
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочешь сам.
(Треугольник)
Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры, определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, воспитатель прячет фигуры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее.
2. Дидактическая игра «Волшебные камни»
Цель: Расположение предметов «внутри» и «вне» круга.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обруч.
Ход игры:
Воспитатель:
Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем.
- Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.
- Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т. д.
3. Дидактическая игра «Найди клад»
Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»).
Ход игры:
Перед детьми лежат 8 квадратных блоков:
4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый).
Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.
Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно – «нет». Например, ведущий спрашивает:
- Клад под синим блоком?
- Нет, - отвечают дети.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет – продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют по форме и цвету, увеличивается их количество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.
4. Дидактическая игра «Цветок»
Цель: Классификация блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой. В каждый обруч положить карточки – символы.
Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
5. Дидактическая игра «Домино»
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: Логические фигуры или блоки.
Ход игры:
В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками.
Игроки договариваются о правилах игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета.
Один из игроков делает первый ход – кладет на стол любую фигуру. Остальные по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами.
Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила игры меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.
6. Дидактическая игра «Засели домики»
Цель: Развитие классификационных умений.
Материал: Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков
Ход игры:
Перед детьми таблиц. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города - фигуры никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).
Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры и в каких комнатах должны поселиться.
Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце дети проверяют и называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.
Упражнения повторяются. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков).
7. Дидактическая игра «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»
Цель: Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.
Материал: Карточки с логическими таблицами
Ход игры:
Винни - Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом.
У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок?
Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах. Установить, чем похожи эти ряды. А затем определить какой фигуры недостает.
Затем дети находят недостающие фигуры в другой дом. От поиска одной фигуры пере ходят к поиску двух недостающих фигур.
8. Дидактическая игра «Спрячь зайчика от лисы»
Цель: развитие классификационных умений (классификация по двум признакам: форма, цвет).
Материал: Карточки разного цвета и окнами разной формы с изображением зайчика, соответствующие им по цвету и размеру геометрические фигуры.
Ход игры:
Лисичка охотится за зайчиком, нужно подобрать дверцу в норку таким образом, чтобы лисичка не заметила зайчика.
Дети самостоятельно выбирают геометрическую фигуру, которая наиболее подходит к окошку на карточке.
9. Дидактическая игра «Загадки без слов»
Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.
Ход игры:
(Психолог предлагает детям отгадать необычные загадки).
Психолог: Это загадки без слов.
Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры.
Дети ищут соответствующий блок, найдя, оставляют его себе. Тот, кто допускает ошибку остается без блока. Таким образом, предъявляются по одной различные карточки – свойства.
10. Дидактическая игра «Карусель»
Цель: Развитие классификационных умений по трем признакам: форма, цвет, величина.
Материал: Обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разной формы, величины, цвета, билеты.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (геометрические фигуры).
Дети самостоятельно выбирают блок, соотносят ее с геометрической фигурой, висящей на обруче.
11. Дидактическая игра «Угадай Фигуру»
Цель: Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Материал: Логические фигуры и два набора карточек – свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары.
Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер).
Затем дети карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера и правильно назвать ее свойство
Сначала в играх загадывается только одно какое – то свойство фигуры, затем два (например, размер и цвет, размер и форма или цвет и форма).
12. Дидактическая игра «Волшебные цветы»
Цель: Развитие классификационных умений; уточнение знаний о геометрической фигуре – круг. Классификация по одному признаку - цвет.
Материал: круги разного цвета, полоски, соответствующих цветов.
Ход игры:
На волшебном лугу выросли разноцветные цветы, но подул сильный ветер и перепутал все бутоны. Как же вернуть красоту лугу?
Дети самостоятельно подбирают круги к геометрической фигуре – кругу, объясняя свой выбор.
Приложение 4
Сценарий мероприятия направленного на формирование эмоциональной сферы детей с ЗПР
«КВН»
Цели: закрепить знания детей о графических изображениях эмоций; формировать практическое владение выразительными движениями; развивать способности регулировать свои чувства, распознавать эмоциональное состояние других людей.
Материалы, подготовка к КВН: украшения в зале; изготовление эмблем для детей; атрибуты для эстафеты; пиктограммы эмоций: «Веселье», «Грусть», «Гнев»; пиктограммы эмоций, разрезанные на 4 части; атрибуты на столах (10 предметов: 2 игрушки, 2 книги, чупа-чупс, шоколад, солныко, нарисованное на бумаге, цветок, билеты в цирк, фотоальбом); атрибуты к игре «Превращение в принцессу»: юбка, парик, туфли, бусы, призы для детей; стол жюри; бланки для оценок.
Ход мероприятия
Под веселую музыку обе команды (по 5 участников) входят в зал.
Представление команд для жюри
1 конкурс: «Собери эмоцию».
Для каждой команды разложены пиктограммы эмоций, разрезанные на 4 части. Необходимо собрать пиктограмму быстро и правильно.
2 конкурс: «Музыкальный»
У капитанов обеих команд пиктограммы эмоций. Звучит мелодия и дети должны отгадать, какой эмоции соответствует данное произведение.
3 конкурс: «Как доставить радость»
На столах 10 предметов. Каждый из участников выбирает себе один и рассказывает, как можно доставить радость другому человеку, используя этот предмет.
4 конкурс «Превращение в принцессу»
Каждый член команды помогает превратить своего капитана в принцессу с помощью деталей костюма.
5 конкурс «Театральный» (для болельщиков)
Болельщики при помощи пантомимики инсценируют сказки: «Репка», «Курочка Ряба».
6 конкурс «Танцевальный».
Все участники и болельщики двигаются под веселую музыку.
Итог:
Жюри подводит итоги конкурсов праздника и награждает участников медалями.
Приложение 5
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой ключик»
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Дата поступления в коррекционную группу________________________________________
Решение ПМПК от _______________________________ протокол №__________________
Заключение ПМПК; диагноз____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________принят на срок_________________
Сведения о родителях; возраст при рождении ребенка______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педанамнез; условия семейного воспитания_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез (тревожные симптомы)_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевой анамнез_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое состояние ребенка________________________________________________
Состояние слуха и зрения_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психическое состояние_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ТПМПК_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
Внешний вид ребенка___________________________________________________________
Ориентировка в новых условиях (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь)_________________________________________________
Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточная)__________________
_____________________________________________________________________________
Работоспособность_____________________________________________________________
Обучаемость__________________________________________________________________
Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
Запас представлений об окружающем | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Как тебя зовут?___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Сколько тебе лет?_________________________________________________________ Где ты живешь? (город, адрес)______________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)_____________________________ _________________________________________________________________________ Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)_____________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Какие у тебя есть игрушки?_________________________________________________ _________________________________________________________________________ Где и кем работает твоя мама?_______________________________________________ Что делает на работе врач?__________________________________________________ _________________________________________________________________________ Парикмахер?_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Продавец?________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Кто учит детей?___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Какое сейчас время года?___________________________________________________ Как ты догадался?_________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?_____________________________ Почему?_________________________________________________________________ Какое время года наступит после лета? (6лет)__________________________________ _________________________________________________________________________ Чем отличается осень от лета? (6 лет)_________________________________________ Чем они похожи?(6 лет)____________________________________________________ _________________________________________________________________________ | ||
| ||
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: цвет, форма, величина | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________ белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________ фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________ голубой, розовый 1_________ 2 __________ Какого цвета этот квадрат?_________________________________________________ Покажи квадрат (цвет)_____________________________________________________ Покажи такой же квадрат___________________________________________________ Найди игрушку такого же цвета_____________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета) Какая это фигура, как называется?__________________________________ Покажи (фигура)_________________________________________________ Вкладыши (ящик, доски)__________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ВЕЛИЧИНА «Пирамидка» | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: целостное восприятие | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ изображения предметов Кого нарисует художник?______________________________________ Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия)_____________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Что зачеркнул малыш?_________________________________________ Узнавание перечеркнутых изображений______________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Загадки художника: что художник нарисовал?_____________________ Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений (фигуры Поппельрейтора)_____________ ________________________________________________________________________ Отгадай, что это? _____________________________________________ ________________________________________________________________________ Что забыл нарисовать художник? кастрюля________________________ самолет__________________________ дом________________________ ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ ___________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ «Разрезные картинки» Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку. Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)___________ Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________ на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________ Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)_______________________________________ на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)_______________________ Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)_____________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: пространственные отношения, время | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ПРОСТРАНСТВО Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет)____________________ Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет)_______________________ Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет)_______________ РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ_______________________ Покажи правую ногу у куклы_______________________________________________ В какой руке девочка держит букет? портфель?________________________________ Какую руку поднял рабочий?________________________________________________ РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны на теле ДРУГОГО человека_______________ Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты. Покажи (с 5 лет) и назови (с 6 лет) что находится справа________________________ слева____________________ вверху__________________ внизу_________________ впереди__________________ сзади __________________ ближе__________________ дальше ___________________от тебя. Способен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в пространстве (ОТ СЕБЯ)_____________________ Покажи картинки, которые находятся вверху__________________________________ внизу_____________________________ в середине _____________________________ Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине___________________ вверху _______________________________ внизу ______________________________ в правом верхнем углу__________________ в левом нижнем углу_________________ в правом нижнем углу______________________________________________________ Способен ориентироваться НА ЛИСТЕ БУМАГИ, по картинкам_________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ВРЕМЯ Времена года (см. раздел «Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений») ____________________________________________________________ Сколько месяцев в году; перечисли__________________________________________ Сколько дней в неделе; перечисли___________________________________________ Назови время суток________________________________________________________ покажи на картинке (утро, день, вечер, ночь) __________________________________ Вчера, сегодня, завтра______________________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ «4-й лишний» Инструкция ребенку: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя. Какая?___________________________ 1_____________ 2_____________ 3_____________ 4____________ 5____________ | ||
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ Серия картин «Нашли ежа» (Каше). Инструкция ребенку: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. Составь рассказ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Отметить правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять (причинно-следственная связь) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА РАССКАЗА Инструкция ребенку: Послушай рассказ, ответь на вопрос. «Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки». Почему папа так сказал Тане?_______________________________________________ _________________________________________________________________________ «Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонт и ушла». Почему Саша проснулся утром невеселый?___________________________________ _________________________________________________________________________ Какая погода была на улице?________________________________________________ Куда ушла мама?__________________________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
оценивается по результатам наблюдения за самостоятельной и организованной взрослым деятельностью ребенка | ||
уровень развития внимания (достаточный / недостаточный) | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
1 год обучения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 год обучения
Лист динамики развития ребёнка с задержкой психического развития
год обучения: первый/второй
Ф.И.О. __________ ________________________________возраст___________
Заключение ПМПК от «_____» _________ _ 20_____г. № __________
Результаты стартовой диагностики (сентябрь):
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество фронтальных занятий ____________ индивидуальных __________________
(планово в год) (в неделю/в год)
Количество (факт) | 1 полугодие | 2 полугодие | Итого | Примечание |
занятий | фронтальные/индивидуальные | |||
пропусков фр. зан./ всего дней | пропуски по семейным обстоятельствам – __ дн.; по состоянию здоровья (б/л) – __дн.; прочие - __дней |
Результативность коррекционной работы:
Направления коррекционно-развивающей работы | сентябрь | январь | май | Примечание | |
Речевое развитие | Звукопроизношение | Результаты тестового метода речевой диагностики (Ф.Г.Даскалова): | |||
Фонематические процессы | |||||
Слоговая структура слова | |||||
Словарь | |||||
Грамматический строй речи | |||||
Связная речь | |||||
Сформированность моторных навыков | Развитие мелкой моторики руки | Результаты диагностики (методика «Домик» автор Н.Гуткина): | |||
Сформированность психических процессов | Зрительно-пространственное восприятие | ||||
Временные представления | |||||
Слуховая память | |||||
Зрительная память | |||||
Внимание | |||||
Развитие элементарных математических представлений | Количество и счёт |
|
1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень (возрастная норма)
Динамика развития ребёнка в процессе коррекционной работы (результаты промежуточной диагностики) январь:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты итоговой диагностики (май):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заведующий ДОУ № _______
Председатель ПМПк ДОУ № ________
Учитель-дефектолог ДОУ № ________
Приложение 5.1
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- блок Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
- карточки с изображением времён года
- блок Характеристика познавательной деятельности
ВОСПРИЯТИЕ
цвет, форма, величина:
- «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см
- «Почтовый ящик» (вкладыши), «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги и силуэты из картона одного цвета)
- «Пирамидка»
целостное восприятие:
карточки и картинки:
- силуэтные изображения (пунктирная линия); перечеркнутые изображения
- наложенные изображения (фигуры Поппельрейтора)
- недорисованные изображения
- «Разрезные картинки»
пространственные отношения, время:
- лист с изображенными на нём предметами в центре и по углам: в верхнем и нижнем правом и левом углах
- сутки (сюжетные картинки) – 4 шт.
- времена года (сюжетные картинки) – 4 шт.
ПАМЯТЬ
зрительная память
- предметные картинки (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.)
МЫШЛЕНИЕ
- карточки с изображением 4 предметов («4-й лишний»)
- серия картинок «Нашли ежа» (Г.А. Каше)
- блок Состояние моторики
МОТОРИКА
«Домик» (Н.И.Гуткиной) рисунок - образец
- мозаика
- шнуровка
- шнурок
- застегивание пуговиц (5 пуговиц)
- нанизывание на нитку бусинки
для раскрашивания (круг) – цветные карандаши
для вырезывания (квадрат) - ножницы
для лепки – пластилин и необходимое оснащение (доска, салфетки)
- веревка
- мяч диаметром 8 см
- цель – квадратная доска 25 × 25 см
- спичечная коробка; 20 спичек без силитры
- катушка ниток
- перкуссионный молоток
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения
Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения. Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса ДОУ
Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка....