Инклюзивное образование. Мой подход к работе с детьми.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В представленной статье я попыталась изложить свой личный взгляд на современное инклюзивное образование. Также, хотела поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ (в моём случае - со слабовидящими и имеющими функциональные нарушения зрения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie._moy_podhod_k_rabote_s_detmi.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инклюзивное образование. Мой подход к работе с детьми».
Прежде чем поделиться своим педагогическим опытом, хочу немного рассказать о том образовательном учреждении, в котором я работаю.
Это детский сад компенсирующего вида. Отсюда – его наполняемость: дети с нарушением ОДА, с задержками речевого развития и с офтальмологическими заболеваниями (как правило, это амблиопия и разные виды косоглазия).
Остановлюсь на офтальмологических группах, так как являюсь воспитателем одной из них.
Всего в детском саду две офтальмологические группы: средняя и старше-подготовительная.
Я работаю в старше – подготовительной группе (с детьми от 5-ти до 7-ми лет).
Воспитанники с патологией зрения по степени и характеру зрительных нарушений не могут быть отнесены к слабовидящим, и поэтому в законодательных актах детского сада эта группа обозначается как дети с амблиопией и косоглазием.
Поясню, на чём основывается работа воспитателей в офтальмологических группах.
Перед началом учебного года разрабатывается и принимается «Рабочая программа воспитателей».
Взяли за основу программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе. Почему за основу? Это связано с тем, что мы не можем использовать программу в том виде, в котором предлагают её авторы: приходится учитывать специфику группы и каждого воспитанника (то есть реальные возможности каждого ребёнка, с учётом официально установленных диагнозов), а также рекомендаций тифлопедагога. Поэтому, мы выстраиваем свою работу по «Адаптированной основной образовательной программе для детей с амблиопией и косоглазием».
Работа с детьми, имеющими ФРЗ, требует от воспитателей знаний не только в области педагогики, но и медицины. Ведь для того, чтобы пребывание ребёнка в образовательном учреждении прошло для него с пользой, мы должны знать, в чём суть имеющихся у него заболеваний и нарушений, что чувствует, ребёнок с амблиопией, как нужно вести себя при взаимодействии с ним.
Зрительные возможности детей с ФРЗ (функциональные расстройства зрения) не определяются слабовидением, т. к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0.
Кроме этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая базовая функция–поле зрения.
Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки.
Важно отметить, что у детей с ФРЗ часто зрительные расстройства возникают и проявляются на фоне общего раннего (во внутриутробный и перинатальный периоды) поражения детского организма, проявляющегося полисистемной хронической патологией:
- функциональное снижение зрения,
-функциональные нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани,
- заболевания ЦНС,
-речевые нарушения.
Дети с ФРЗ наряду с общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер, в то же время им свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников:
У детей с ФРЗ вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта происходит нарушение связи с окружающим миром. Познание, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности происходят на суженной сенсорной основе.
Дети с ФРЗ испытывает потребность в создании для них особых условий пребывания в ДОУ, к которым относится и малая наполняемость групп (до 10-ти человек).
Ежегодно нам приходится работать с воспитанниками, среди которых встречается ребёнок с особыми образовательными потребностями. При этом только один из них был инвалидом по зрению (врождённое отсутствие хрусталика, развивающаяся катаракта; частичная атрофия зрительного нерва обоих глаз).
Чаще всего, это были дети, имеющие помимо офтальмологических диагнозов, серьёзные патологии со стороны центральной нервной и опорно-двигательной системы.
1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нём говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и инклюзивного обучения.
В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.
Но одно дело, когда этого «требует политика», а другое – готово ли к этому общество.
Мы не можем руководствоваться одними только ФГОСами, т. к. апробацию они не прошли. Всё-таки, надо учитывать и общественное мнение.
По последним данным, 70% родителей нормально развивающихся детей выступают за внедрение в детские коллективы детей – инвалидов с НОДА. Своё согласие на это высказали и 40% учителей.
На внедрение детей с инвалидностью по слуху, зрению и речи согласились только 36% родителей нормально развивающихся детей и 20% учителей.
Да, бесспорно, каждый ребенок имеет право получать качественное образование. Для людей (детей), имеющих анатомические особенности, важно находить общий язык с другими людьми. Но не всегда они могут найти его с теми, кто не понимает их ситуацию. Чем младше возраст детей в коллективе, в который попадает особый ребёнок, тем легче и спокойнее они его принимают. Но, опять же, принять не всегда означает вступить в дружеские отношения. Поэтому, такие дети чаще других испытывают одиночество, находясь в коллективе.
Возникает вопрос: «А как реально включить такого ребёнка в общественную жизнь, в воспитательно-образовательный процесс?».
Здесь нужно учитывать такие моменты, как универсальный дизайн образования (оборудованные соответствующим образом помещения и т. д.). Универсальность – главное в получении знаний детей с ОВЗ:
-разнообразные формы презентаций,
- разнообразные формы и возможности выражения и показа своих знаний,
- ориентация на потребности детей с ОВЗ.
Соблюдение перечисленных условий считается инклюзией в том виде, в каком она имеет смысл быть.
Говоря об инклюзии, мы всегда рассчитываем на положительные её последствия: создание спокойной, открытой, творческой атмосферы в любом обществе. Это идеал.
Но одно дело – идеал, другое – реальность. И, как мы уже поняли, здесь возникают барьеры… в общении, в понимании.
Решение напрашивается само собой: надо менять сложившиеся стереотипы.
Но не все люди готовы к этому.
То есть идея инклюзии делает вызов обществу, а вместе с ним - даёт импульс к развитию.
Говоря об обществе, нужно не забывать и о самом ребёнке – инвалиде: о том, какие последствия может иметь для него инклюзия.
Стоит ли порой родителям рисковать психикой и без того ослабленного ребёнка?
В каких случаях возможна инклюзия?
Надо признаться, что иногда мы инклюзируем ребёнка (то есть, включаем в общий контекст) формально (он не принимает участия в жизни коллектива). Всё зависит от основного заболевания, ограничивающего его возможности.
Ведь не случайно (я приводила примеры в процентном соотношении), учителя и родители нормально развивающихся детей, готовы принять в коллектив ребёнка – инвалида с НОДА и в меньшей степени – с нарушениями слуха, речи и зрения, понимая, что у первой категории детей более сохранный интеллект, с ними проще общаться. Они передвигаются с помощью специальных реабилитационных средств и при поддержке тьютора, но остальные жизненно важные функции у них не нарушены.
А как быть со второй категорией ребят, у которых помимо основного диагноза, имеется целый «букет» сопутствующих?
Исходя из своей личной практики по работе (в детском саду компенсирующего вида) с детьми, имеющими особые образовательные потребности, могу сказать следующее:
-По нашим сведениям, ни один выпускник офтальмологической группы, имеющий особые образовательные потребности, на данный момент, не учится в общеобразовательной школе. Все они – учащиеся интернатов специального типа.
Лишь одна из них - наша выпускница – Надя Ч. (2007 года рождения) проходит обучение на дому.
В этом году девочка окончила начальную школу. Ребёнок, помимо низкого уровня зрения, имел заболевания, связанные с НОДА (последствия детского церебрального паралича). Надюша перенесла несколько сложнейших операций. Ребёнок, на момент поступления в
1-ый класс, был достаточно интеллектуально развит, но выглядел настолько беззащитным в физическом плане, в очках с линзами +9. Она всегда просила нас, взрослых: «Держите меня за руку!»
Нам очень хотелось, чтобы и в школе её поддерживала такая же крепкая и надёжная рука.
Но чуда не произошло. 1-ого сентября она пошла учиться в обычную общеобразовательную школу. А через месяц, по просьбе родителей, была переведена на домашнее обучение.
Приходится признавать тот факт, что инклюзия не всегда возможна и не всегда оправдана.
В прошлом году, накануне 2018/2019 учебного года в одной из местных Саратовских газет была опубликована статья, затрагивающая проблемы инклюзии.
В статье высказывали своё мнение директора общеобразовательных школ, учителя, родители нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, директора школ-интернатов.
Директора школ-интернатов призывали родителей к тщательному обдумыванию вопроса о переводе детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, подчёркивая индивидуальность каждого конкретного случая.
Для подтверждения сказанного были приведены следующие факты: в связи с введением в нашем государстве возможности инклюзивного образования, многие родители поспешили перевести своих детей из интернатов в общеобразовательные школы, не задумываясь о последствиях такого перевода. Из 10-ти переведённых детей только одна девочка (на тот момент ученица 9 класса) не вернулась обратно в интернат. Её благополучно приняли в школу, которую она с таким же благополучием окончила. Она была «колясочницей». Более того, инвалидность получила после ДТП.
(В дискуссии принимали участие педагоги и общественность Саратова, поэтому примеры были взяты из жизни нашего города).
Так же рассказывалось о неудачных попытках определить в здоровую среду ребят с аутизмом, тяжёлыми параличами ЦНС.
И, если даже такого ребёнка принимало общество, он не справлялся с предъявляемыми к нему требованиями, а это ещё одна травма. Для родителей – «синдром несбывшихся надежд».
Как и в любом деле, здесь необходим индивидуальный подход. Нужно реально оценивать ситуацию, прежде чем что-то менять.
Есть о чём подумать, и есть над чем поработать.
Более благополучно выглядит положение с инклюзией в ДОУ.
Связано это с тем, что
- в ДОУ более гибкая воспитательно - образовательная система, способная подстроиться под индивидуальные особенности каждого ребёнка, в том числе с особыми потребностями в образовании;
- детский дошкольный возраст – самая благодатная почва для закладки нравственных качеств личности (в их числе доброта и сострадание).
Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя отвергнутым и непонятым.
Конечно, и здесь (в ДОУ) есть свои особенности в общении, в работе с такими детьми, но они не так сильно выражены и заметны.
Состояние здоровья детей с ограниченными возможностями препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Цель образования детей данной категории в ДОУ – построение воспитательно-образовательного процесса (подбор методов, приёмов, форм работы) таким образом, чтобы ребёнок с ОВЗ мог включиться в этот процесс и стать полноценным его участником.
Пребывание ребёнка с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность воспитателей и всех педагогов, которые с ним взаимодействуют, строится на диагностической основе.
Диагностика занимает особое место в педагогическом процессе и является показателем результатов оздоровительного, коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного воздействия на ребёнка.
Основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.
Основной принцип организации работы – принцип комплексности.
В основе данного принципа лежит взаимодействие специалистов: психолога, учителя – дефектолога, учителя – логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, педагогов дополнительного образования и медицинских работников.
Работа воспитателей в этой цепи взаимодействия заключается
- в организации НОД по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально,
- в организации самостоятельной деятельности детей;
- в формировании культурно-гигиенических навыков,
- в развитии тонкой и мелкой моторики,
- в организации индивидуальной работы с детьми по заданиям и с учётом рекомендаций специалистов (педагога – психолога, учителя – логопеда, тифлопедагога),
- в применении здоровьесберегающих технологий, создании благоприятного микроклимата в группе,
- в консультировании родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребёнка, об уровне развития мелкой моторики.
Задача педагогов, воспитателей и родителей - помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
Необходимо общаться с детьми, учить ребёнка думать, размышлять, сопереживать.
В работе с детьми с ОВЗ мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
С целью создания оптимальных условий развития ребёнка с особыми потребностями в образовании, разрабатывается «Индивидуальный маршрут сопровождения» (представляющий планирование воспитательно-образовательной работы с учётом диагностики и рекомендаций всех перечисленных специалистов).
Специалисты ДОУ, работающие с детьми, имеющими ОВЗ, зарегистрированы на портале Мерсибо и имеют доступ к КИМП (конструктор индивидуальных маршрутов и программ для детей с ОВЗ).
В начале учебного года составляется «Совмещённые индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа и мониторинг индивидуального развития для ребёнка с ОВЗ (индивидуальная АОП)».
Программа включает в себя пять разделов:
- Общие сведения.
- Специфика индивидуального образовательного маршрута.
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы реабилитации (ИПРА)
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:
1.2.1. Использование интерактивных программ:
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
5.2. Итоговый контроль
После введения основных сведений о ребёнке, выстраивается индивидуальная программа, на основе которой мы проводим работу с воспитанником в течение всего учебного года.
В задачу воспитателей входит:
- обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы;
- организация и проведение подгрупповых занятий, индивидуально-совместных занятий (в паре), индивидуальных занятий, игровых досугов с ребёнком с ОВЗ;
- коррекционная работа по результатам сведений об общем нервно-психическом состоянии ребёнка;
- организация и проведение интерактивного сопровождения образовательных областей (на основе материалов портала Мерсибо);
- проведение работы с семьёй воспитанника, куда входят: родительские собрания, индивидуальные беседы, корректировка ИОМ и ИОП, тематические встречи, индивидуальные консультации, совместная проектная деятельность, организация совместных праздников и досугов, тематические встречи, вечер вопросов и ответов, тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы;
- проведение мониторинга индивидуального развития ребёнка.
Используем:
- сказкотерапию (сказку может рассказывать взрослый, а так же – группа детей);
- игротерапию (дидактические, разной формы подвижности, сюжетно-ролевые, игры-драматизации);
- релаксацию (чаще всего используется спокойная музыка, звуки природы; игра с песком в сенсорной комнате);
- игры на снятие напряжения и развитие эмоционально-личностной сферы (например, «Моё настроение», «Комплимент», «Самый – самый» и т. д.);
В продуктивной деятельности предпочтение – рисунку, работе с пластилином.
Развиваем слуховую и моторную память.
В центр работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, ставятся личностные особенности ребёнка и семьи; комфортные безопасные условия пребывания в ДОУ.
Ещё один важный подход – всестороннее уважение к самому ребёнка и всем членам семьи.
Мы (педагоги) должны сформировать в них веру в собственные силы и способности (словами одобрения, поддержки), т. е. вселить в семьи с детьми с ОВЗ позитивный настрой и веру в успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал выступления на методическом дне в рамках традиционных Августовских мероприятий «Инклюзивное образование в ДОУ. Расширение работы методической службы»
Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием ...
Консультация "Интегрированное и инклюзивное образование в ДОУ. Особенности работы с детьми с РАС" (отчёт по курсам повышения квалификации)
Отчёт по курсам повышения квалификации (2018 год)...
Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"
Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...
Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.
Статья о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Переход ребенка с кохлеарным имплантом от воспитания и обучения в группе коррекционной направленности в общеразвивающую группу....
Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.
Инклюзивное образование в дошкольной организации направлено на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной ...
«Инклюзивное образование в ДОУ. Расширение работы методической службы»
Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием ...
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В статье рассматриваются инклюзивные подходы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Особое внимание уделено прин...