«Инклюзивное образование в ДОУ. Расширение работы методической службы»
консультация

Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая право на образование.

Согласно закону «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.

Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avg_konferentsiyu.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Инклюзивное образование в ДОУ. Расширение работы методической службы»

Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая право на образование.

Согласно закону «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.

Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Развитие инклюзивного образования – процесс сложны, многогранный, затрагивающий, помимо научных  и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.

Одна из задач современного детского сада – перераспределять ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие. Инклюзия успешна, если она становится действительно профессиональной и культурной ценностью педагогического и родительского сообщества образовательного  учреждения.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию в обществе.

В МКДОУ №10 г.Сим действует 12 групп, 2 из них группы компенсирующей направленности,  1гр. Для детей с ЗПР, 1 гр. Для детей с нарушением речи, с 1 сентября 2018 г. в соответствии с муниципальной программой «Развития дошкольного образования в АМР на 2018-2020 годы» открывается еще одна логопедическая группа для детей с ТНР. Наполняемость коррекционных групп по 15 человек, воспитанники каждой коррекционной группы прошли ТПМП комиссию и получают специализированную помощь учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

В настоящее время в детском саду проектируется и реализуется модель инклюзивного образовательного учреждения, включающая систем у служб, таких как консультативный пункт, лекотека.

Цель:  создание условий для повышения  доступности, качества и полноценной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включенных в образовательный процесс.

Опыт работы нашего детского сада и коллег показывает, что результатов в коррекционной работе можно достичь только совместными усилиями единой команды, обеспечивающей сотрудничество и тесную связь педагогов, детей и родителей.

Одна из эффективных форм взаимодействия специалистов – это ПМП консилиум. После всестороннего изучения ребенка участники консилиума разрабатывают индивидуальную программу развития воспитанника и поддержки семьи.

Выстраивая инклюзивное пространство, мы базируемся на следующих принципах.

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

Принцип активного включения всех участников образовательного процесса обеспечивает вовлечение детей, родителей, педагогов в реализацию программы развития ребенка, в общую деятельность детского  сада для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип вариативной  развивающей среды предполагает изменение и пополнение образовательного пространства в зависимости от особенностей воспитанников, которые приходят в группу.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка обеспечивает  возможность выбора вида деятельности из широкого спектра. В детском саду существует программа дополнительного образования – студия вокала и хореографии, где занимаются и воспитанники коррекционных групп.

Однако существует и ряд проблем, связанных с реализацией инклюзивного образования.

Основной проблемой включения детей с ОВЗ является неготовность воспитателей к работе с такими детьми. С одной стороны , неготовность связана с психологической неготовностью принять и работать с особыми детьми.

Существующее финансирование не позволяет сформировать штат с необходимым количеством специалистом, подготовленных к работе с особыми детьми. Для работы с каждым ребенком требуется сразу несколько профессионалов (у на с нет психолога, детского невролога) и соответствующая материально-техническая база.

В современных условиях бывает сложно убедить родителей здоровых детей в том, что ребенок особенный.

 Важным условием эффективной работы инклюзивного образования является ориентация на сопровождение семьи. Способами включения родителей в коррекционно-развивающую деятельность являются индивидуальные консультации,  мастер-классы, семинары, проекты.

Для успешного достижения результатов в детском  саду совершенствуются специальные условия развивающей  среды с учетом потребностей инклюзивного образования. Индивидуальные и групповые занятия для детей с нарушением развития проходят в специально оснащенных группах и в кабинетах дефектолога и логопеда. Для детей с ДЦП организована доступная среда: установлен пандус, расширенны входные проходы.

 По уровню включения в образовательный процесс различают эпизодическую, частичную, полную.

При эпизодической инклюзии ребенок включается в коллектив сверстников кратковременно: на праздниках, в играх, на прогулках.

Частичная – это включение ребенка в группу в режиме половины дня или половины недели.

Полная инклюзия – это посещение ребенком с ОВЗ группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.

Мы сотрудничаем с дошкольными учреждениями АМР через семинары, РМО, наши специалисты являются постоянными участниками на методическом дне в рамках Августовской конференции, на форуме «Мы вместе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методической службы ГОУ ЦРР детский сад № «Звездочка»

Технологическая карта методической работы...

Статья на тему: "Использование информационных технологий в работе методической службы ДОУ"

Одним из условий воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС является укомплектованность ДОУ высококвалифицированными кадрами. Материал на тему " Использование информационных...

Материал выступления на методическом дне в рамках традиционных Августовских мероприятий «Инклюзивное образование в ДОУ. Расширение работы методической службы»

Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием ...

Инклюзивное образование. Мой подход к работе с детьми.

В представленной статье я попыталась изложить свой личный взгляд на современное инклюзивное образование. Также, хотела поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ (в моём случае - со слабовидящими и имеющ...

Интерактивные формы и методы работы методической службы как условие успешной профессиональной компетентности педагогов

Для повышения качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении, стимулирования интереса и мотивации педагогов к самообразованию, повышение уровня активности и самостоят...