ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
В своей работе при формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе применяю такие методы и приемы, как дидактические игры, специальные упражнения и игровые ситуации, способствующие развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку, подражание действий воспитателя, совместные действия воспитателя и воспитанника, самостоятельные действия ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время изменился подход к коррекционному обучению и воспитанию, вырос интерес к проблеме оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего эти дети слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены, не все умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У них не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
Для более полноценного развития дети данной категории должны обладать определенными умениями и навыками. Поэтому максимальное овладение социально-бытовыми умениями и навыками, умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно, - это основная цель работы воспитателей с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ. Так как подход к таким детям несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, очевидно, что для решения данной проблемы педагогам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие адаптацию таких детей в социуме.
В своей работе при формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе применяю такие методы и приемы, как дидактические игры, специальные упражнения и игровые ситуации, способствующие развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку, подражание действий воспитателя, совместные действия воспитателя и воспитанника, самостоятельные действия ребенка.
Почти нет педагогов, которые не испытывали бы затруднения в организации детей с ОВЗ для выполнения ежедневно повторяющихся действий для овладения ими культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Учитывая моторную недостаточность, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабую активность и инфантильность присущую данной категории детей, это самые трудные и даже неприятные дела в их жизни. Им трудно, а поэтому скучно шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, убирать игрушки и т.д. Избавить от этих дел ребенка воспитатель никак не может (из соображений полезности для здоровья и в воспитательных целях). Избавить нельзя, но привлечь иногда игру или игровую ситуацию для этих целей можно.
Примером могут служить исследовательские игры. Они вызывают у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт, развивают познавательную активность. Руководствуясь календарным планированием, мною было проведено воспитательное занятие в форме опытной лаборатории «Все тайны мыла». В процессе игры дети закрепили и систематизировали знания о мыле: из чего оно сделано, его свойства и качества, для чего люди используют в своей жизни, как его правильно применять, как беречь.
Особое место в планировании воспитательной работы в данном направлении отводится практическим играм и игровым упражнениям для формирования и развития гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
«Водичка – водичка»
Цель игры: овладение детьми рядом последовательных действий необходимых для мытья рук.
«Белые перчатки»
Цель игры: научить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
«Делаем причёску»
Цель игры: учить воспитанников держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
В процессе формирования навыков самообслуживания необходимо использовать разнообразные гигиенические средства - специальные щеточки для рук, твердое мыло, жидкое мыло в удобной упаковке со специальным дозатором, способствующие выполнению данных навыков с минимальной помощью взрослых.
В то же время игры на развитие мелкой моторики предоставляют большие возможности по овладению детьми навыками застегивания пуговиц, шнурования и завязывания шнурков.
Для того, чтобы игры не были скучными в их проведение можно вносить соревновательный момент.
- «Кто быстрее соберёт игрушки?», «Кто аккуратнее соберёт тарелки?», «Кто быстрее подготовится к уроку». Эти игры уже относятся к таким делам, где воспитанник становится помощником взрослого.
Для повышения интереса воспитанников к процессу проведения практических игр и упражнений использую потешки, пословицы и поговорки. Они удивительным образом совмещают в себе глубокую народную мудрость, легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений.
Например, во время умывания можно вспомнить потешку:
Раз, два – засучили рукава.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во время одевания:
У девочек и мальчиков
Зимою мёрзнут пальчики.
Чтобы пальчики согреть,
Что на ручки нам надеть?
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Нельзя не сказать, что особое место в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания младших школьников занимают дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
В ходе проведения работы в данном направлении использую такие дидактические игры как:
«Подбери правильно»
Цель игры: уточнять и закреплять знания предметов сезонной одежды.
«Найди пару»
Цель игры: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.
«Перемешанные картинки»
Цель игры: закреплять знания детей о предметах гигиены и их назначении.
«Что сначала, что потом»
Цель игры: развивать понимание причинно-следственных отношений.
«Разложи по порядку»
Цель игры: закреплять порядок выполнения режимных моментов.
Также, формируя культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, создаю проблемные ситуации: «Купила фрукты, давайте будем их кушать», «Одной расческой всем причешем волосы», «Почему при одевании на улицу мы варежки надеваем последними?» и другие.
Таким образом, учитывая, что все необходимые умения и навыки младшие школьники способны усваивать в процессе игровой деятельности, то в организацию и проведение режимных моментов и воспитательских часов необходимо включать дидактические игры и разнообразные игровые упражнения, которые направленны на формирование и развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом процесс обучения навыкам самообслуживания у детей данной категории должен осуществляться с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Важными условиями проведения коррекционной работы в данном направлении являются регулярность занятий, их вариативность в организации и проведении, непрерывность воспитательного процесса, единство требований педагогов и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки станут осознанными действиями, а затем и привычкой.
Литература
1. Акулова О.В. Солнцева О.В. Образовательная область: «Социализация. Игра», СПб: Детство Пресс 2012.
2. Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии». М.: Владос, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским...
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность
В статье представлена система работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Формирование социальной успешности у детей с ограниченными возможностями здоровья
В презентации дается понятие социальной успешности и критерии социальной успешности детей в целом и детей с ОВЗ в частности....
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Формирование навыков социальной безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами народного творчества.
Одним из средств социальной адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть обращение к народному творчеству. Потешки, сказки, колыбельные, поговорки и пословицы являются не только тем примером,...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
В статье акцентируется внимание на необходимости воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...