Логопедическая работа по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

В научных исследованиях по логопедии отмечается, что у детей с нарушениями устной речи нередко обнаруживаются те или иные трудности в ходе овладения ими письменной речью в условиях школьного обучения, что связано с недостатками их обучения грамоте в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4statya_novichkova_k._v.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В научных исследованиях по логопедии отмечается, что у детей с нарушениями устной речи нередко обнаруживаются те или иные трудности в ходе овладения ими письменной речью в условиях школьного обучения, что связано с недостатками их обучения грамоте в дошкольном возрасте. В значительной степени проблема обучения грамоте раскрыта в работах Г.А. Каше [2], И. Н. Садовниковой [5], Т.Б. Филичевой [6], Г.В. Чиркиной [4], А.В. Ястребовой [9] и других. В данном вопросе особую важность приобретает разработка системы методов и приемов по изучению и формированию функционального базиса письма, как пропедевтики дисграфии.

 Нами была разработана методика выявления  сформированности функционального базиса письма у старших дошкольников, использование  которой позволило выявить уровни сформированности функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием (III уровень) и разработать методику коррекции. 

Проведенный анализ современных подходов к определению сформированности функционального базиса письма явно показал, что методика обследования должна  иметь комплексный характер и включать логопедические и нейропсихологические разделы обследования. Для выявления состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) нами был проведен констатирующий эксперимент. Целью экспериментального изучения являлось выявление особенностей устной речи и неречевых процессов, составляющих функциональный базис письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Было обследовано 32 дошкольника 5-6 летнего возраста: 16 детей с общим недоразвитием речи (III уровень), с нормальным слухом и сохранным интеллектом (составили экспериментальную группу), а также 16 дошкольников - без речевых нарушений (составили группу сопоставительного анализа). Разработка методики констатирующего эксперимента осуществлялась с учетом ряда фундаментальных положений психологии, психофизиологии о формировании письма, данных психологического, психолингвистического и лингвистического и логопедического аспектов изучения нарушений речи. Методика обследования строилась на совокупности взаимосвязанных приемов, заданий. Констатирующий эксперимент проводился в три этапа.                                I этап. Экспериментальное исследование речевых предпосылок. Цель: исследование особенностей сформированности речевых процессов. На данном этапе изучались такие компоненты как звукопроизношение, слоговая структура  слов, фонематическое восприятие, словарный запас.                                 II этап заключал в себе экспериментальное исследование неречевых процессов, составляющих функциональный базис письма. Данный этап содержал изучение зрительно-пространственного восприятия, слуховой и зрительной памяти.                                                                                 III этап - сопоставление результатов исследования. Проведение кластерного анализа.

Каждый этап состоял из серий заданий. Задания предлагались в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Нами было проанализированы и обобщены результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента с целью выявления состояния уровней сформированности речевых и неречевых процессов, составляющих функциональный базис письма.

На первом этапе было проведено исследование речевых процессов, которые составляют функциональный базис письма. Исследовалось звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематические процессы, словарный запас. Для исследования звукопроизношения нами были использованы общепринятые в логопедии методики (Л.С. Волкова [3], Р. Е. Левина [1], Т.Б. Филичева [6], М.Ф. Фомичева [7], Г.В. Чиркина [4] и др.). Для выявления характера нарушений произношения звуков (отсутствие, замена на другие звуки, смешение, искаженная артикуляция в различных условиях произношения) нами был использован прием самостоятельного называния картинок. В названии данных картинок исследуемый звук находился в различных позициях: в начале, середине, конце слова и в стечении согласных звуков. Для исследования слоговой структуры слова мы руководствовались мнением исследователей (Г.В. Бабина, А.Н. Гвоздев, А.К. Маркова и др.) полагающих, что при нормальном речевом развитии ребенок в возрасте трех лет способен произносить слова различной слоговой сложности, а нарушения структуры слов появляются, в основном, в малознакомых словах. Для исследования слоговой структуры слова использовались картинки, названия которых соответствовали словам тринадцати основных классов (по А.К. Марковой). Исследование слоговой структуры показали, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывали трудности при произнесении слов 7,8,10,11,12,13 классов и слов сложной слоговой структуры (по А.К. Марковой). А также слов, имеющих сложную слоговую структуру. Исследование фонематических процессов состояло из трех серий заданий, разработанных на основе методик Г.А. Каше [2], Т.Б. Филичевой [6], Г.В. Чиркиной [4]. Первая серия заданий была направлена для выявления особенности фонематического восприятия. Вторая серия заданий была направлена на исследование звукового анализа и синтеза. Третья серия заданий была направлена выявляла особенности фонематического представления.         Для исследования фонематического восприятия использовались задания: выделение предложенного звука из ряда звуков, слогов, слов; повторение слогов с оппозиционными фонемами. Недифференцированность фонематического восприятия явно проявлялось при различении как артикуляторно близких звуков, так и акустически сходных звуков. Звуковой анализ и синтез исследовали с помощью заданий, включающих последовательное называние всех звуков в слове; выделение первого и последнего звука в слове; определение места заданного звука в слове; языковой синтез слов из названных в правильной и неправильной последовательности звуков. Речевой материал был отобран с учетом акустических характеристик звуков фонетических особенностей согласных, а также были учтены этапы формирования фонематического восприятия в онтогенезе (Н.Х. Швачкин) [8]. Исследование показало, что большинство детей с нормальным речевым развитием справились с предложенными заданиями верно. Дети без затруднений выполняли задания на определение первого гласного и согласного звука в словах.        Исследование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи осуществлялось с опорой на предметные и сюжетные картинки и предполагало выявление у дошкольников с общим недоразвитием речи состояния номинативного, предикативного, атрибутивного словаря и словаря признаков. Наглядный материал был представлен по тематическому признаку: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, части тела, животные, растения; по ситуативному признаку: магазин, почта, мастерская, класс. Дети допускали ошибки в употреблении слов, словообразовании, подборе антонимов и синонимов. Исследование предикативного словаря показало, что, употребляя глаголы дошкольники нечетко понимали значение слов. Особые трудности возникали при подборе антонимов, редко встречающихся в бытовом обиходе. Например, река голубая, а ручеек …маленький), к существительным (добро, храбрость и др.) к прилагательным печальный, пасмурный и т.д.

Во втором этапе констатирующего эксперимента были исследованы неречевые процессы, составляющие функциональный базис письма. Нами было исследовано зрительно-пространственное восприятие, слуховая память, моторно-двигательное развитие детей с общим недоразвитием речи и с нормой речевого развития.         Исследование зрительно-пространственного восприятия включало в себя выявление способности узнавать реалистические изображения предметов и соотносить их со словами. Умение называть предметы, которые были перечеркнуты на изображении, умение распознавать изображение предметов, наложенные друг на друга. А также исследование способности детей опознавать предметы по их частям, фрагментам. Исследование показало, что у детей с общим недоразвитием речи возникали трудности на указание и называние предметов. Значительные трудности дети испытывали при узнавании и назывании перечеркнутых предметов.         Для исследования слуховой памяти было предложено воспроизведение по слуховому образцу ритмических рисунков. Ритмические рисунки были представлены в виде отстукивания карандашом по столу. Ребенку необходимо было запомнить, как стучит воспитатель и повторить. Исследование моторно-двигательного развития заключалось в изучении общей и тонкой ручной моторки. Исследование выявило состояние статистической координации движений, динамической координации движений. Помимо общей моторики был выявлен уровень тонкой ручной моторики. Результаты исследования показывают, что у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) моторно-двигательное развитие имеет ниже уровень, чем у детей с нормой речевого развития. Наибольшие затруднения дети с общим недоразвитием речи сталкивались при выполнении таких заданий, как «Игра на рояле», где детям необходимо было поочередно прикасаться пальцами к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу. Помимо этого, у детей с общим недоразвитием речи возникали трудности при выкладывании мозаики, надевании бусинок на нитки. Дети с нормой речевого развития успешно справились с заданиями.        Результаты экспериментального исследования показали, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) речевые и неречевые процессы, составляющих функциональный базис письма,  недостаточно сформированы.

Данные результаты послужили основой для организации обучающего эксперимента и определили специальные коррекционные приемы и средства, способствующие формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.        Экспериментальное обучение проводилось на базе ЧУДДО «Детское Поместье» и дошкольного образовательного учреждения «Ковчег» (г. Щелково). Для оценки эффективности коррекционной работы по формированию функционального базиса письма участвующие в констатирующем эксперименте дошкольники с общим недоразвитием речи (16 человек) были разделены на две группы: экспериментальную (8 детей) и контрольную (8 детей). Контрольная группа обучалась по традиционной методике, а экспериментальная группа - по предложенной нами.        Работа проводилась 2-3 раза в неделю в первой половине дня на групповых занятиях. Методика обучения элементам грамоты включала разнообразные дидактические игровые упреждения и задания. Для развития фонематических процессов проводились игры «Послушай, о чем говорит улица, «О чем говорит лес?», «Колокольчик», «Отгадай, что звучит», «Живописец». Для развития словарного запаса проводились такие игры, как «Додумай и договори», «Придумай загадку», «Деревянный, бумажный, стеклянный» и т.д. В процессе развития зрительно-пространственного восприятия осуществлялось закрепление схемы тела, ориентировка в пространстве, ориентировка на листе бумаги. Проводились игры «Распутай буквы», «Строитель» и т. д. Развитие слуховой памяти и слухового восприятия осуществлялось в тесной взаимосвязи по развитию фонематического и зрительно восприятия. Для развития двигательных навыков пальцев рук предлагались упражнения на манипулятивные действия с предметами, штриховки фигур и т.д. Для активизации вышечного контроля были введены упражнения без зрительного контроля, которые позволяли овладеть приемами выполнения действий на основе тактильно-двигательных ощущений.  В результате проведенное нами исследование позволило изучить состояние функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень). Проведенный обучающий эксперимент показал, что предложенная нами методика эффективна для формирования функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М. : Альянс, 2013. - 366 с.

2. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. : Книга по Требованию, 2012. - 171 c.

3. Логопедия. Теория и практика / под ред. Филичевой Т. Б., - Москва: Эксмо, 2017.- 608 с.

4. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. М.: АРКТИ, 2003. - 240с.

5.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. : Грант, 1998. - 178 c.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Изд. 5-е. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 209 c.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Воронеж: 1997. -239 c.

8. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.

9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный комплект электронных презентаций предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений с целью использования в коррекционно-образовательном процессе по фо...

реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...

«Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей ...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Логопедическая работа по формированию фонетически оформленного высказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение....