Развитие умения регулировать громкость голоса как одного из компонентов выразительности речи у детей с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии на тему
Одним из направлений коррекции состояния детей, имеющих диагноз ЗПР, является работа над понятием громкости голоса как интонационного средства выразительности речи. В результате таких занятий дети начинают выделять громкость голоса, слушать и слышать окружающую речь, использовать тихий и громкий голос в определенных жизненных ситуациях, в общении с детьми и взрослыми. Кроме того, стимулируются такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, а также регулируется эмоциональное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по развитию умения регулировать силу голоса у детей с ЗПР | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие умения регулировать громкость голоса как одного из компонентов выразительности речи у детей с задержкой психического развития
Подготовила учитель-дефектолог ГБДОУ д/с №33 Приморского района г. Санкт-Петербурга Федорова Галина Владимировна
Одним из направлений коррекции состояния детей, имеющих диагноз ЗПР, является работа над понятием громкости голоса как интонационного средства выразительности речи. Умение говорить с нормальной громкостью является важным коммуникативным свойством и имеет существенное значение для развития восприятия и внимания. Способность изменять степень громкости голоса, владеть им, помогает даже регулировать поведение и спонтанные реакции коррекционных детей с ЗПР, а также влияет на психоэмоциональное состояние.
Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем лицом, к которому непосредственно обращена речь, указывает на деликатность и мягкость говорящего. Также тихий голос может передавать угрозу, предупреждение. Громкий голос часто отражает веселое настроение, иногда — боязнь быть непонятым или неуслышанным. Одни коррекционные дети часто говорят громким голосом или даже кричат, другие используют тихий голос, т. к. неуверенны и робки.
В ходе коррекционной работы можно научить детей пользоваться изменением громкости голоса с помощью игровых упражнений и заданий, а также специально созданных условий, сюжетно-ролевых игр, театрализации. Необходимо расширять знания детей об уместности громкой или тихой речи в определенных ситуациях.
С этой целью рекомендую создавать игровые ситуации, использовать речь с движением, игры-мочанки, сюжетно-ролевые игры, рассказывать стихи, пересказы, использовать звучащие предметы и игрушки.
Создание игровых ситуаций
«Укладываем куклу спать»:
- Задаем детям вопросы: «Как нужно говорить, когда укладываем куклу спать — тихо или громко? Каким голосом будем петь колыбельную? Почему?»
- Даем прослушать запись колыбельной. Предлагаем спеть вместе тихим голосом.
Аналогично создаём игровые ситуации «В лесу», «На прогулке» и др.
Использование речи с движением
Дети учатся контролировать громкость голоса вместе с движениями.
«Кот и мыши»
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу. (тихо).
Мыши водят хоровод.
На лужайке дремлет кот.
Дети грозят пальцем. (тихо).
Тише, мыши, не шумите.
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька-кот,
Разобьёт ваш хоровод.
Кот просыпается, дети-мыши разбегаются, кот их ловит. (громко).
Вот проснулся Васька-кот—
Разбежался хоровод.
Аналогично рекомендую использовать «Конь меня в дорогу ждет», «Вот крадется черный кот», «Эй, лошадки, все за мной» и др.
Игры-молчанки
1. Тише, жабы! Ни гу-гу!
Ходит цапля на лугу.
Чтобы не было беды,
Наберите в рот воды.
2. Летели три утки — молчи три минутки!
И др.
Сюжетно-ролевые игры и театрализация
При распределении ролей следует обсудить, каким голосом будет говорить каждый участник, и дать образец. Театрализация способствует развитию умения регулировать громкость голоса.
«Пожарные»
- Начальник пожарных дает команды громким голосом.
- Пожарные отвечают более тихо и выполняют команды.
Можно использовать сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Магазин» и др.
Детям с 4 лет (средняя группа) рекомендую участие в театрализованных постановках.
Сказка «Теремок»: каким голосом говорит медведь? Как говорит мышка?
И т. д.
Стихи и пересказы
Предлагаю детям послушать стихотворение и выделить, где нужно читать громко, а где тихо.
Гром грохочет — бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — ах!
Затыкаем уши.
(Шлыгин А.)
При пересказе коротких текстов (преимущественно диалогов) учу детей регулировать силу голоса.
Использование звучащих предметов и игрушек
Можно подобрать различно звучащие погремушки, музыкальные инструменты, «шумовые» коробочки, наборы колокольчиков (по громкости звучания). Рекомендуется использование звуков природы: голоса птиц, животных, шума воды и пр.
«Ты сейчас в лесу»
Дети встают в круг. Один из детей — водящий, стоит в центре круга. Водящий закрывает глаза, дети идут по кругу и тихими голосами произносят стихи:
Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ты глаза не открывай,
Кто позвал тебя — узнай!
Один из детей громким голосом зовет водящего по имени: «Ваня! Ау!»
Аналогично можно поиграть в «Тихо-громко», «Далеко-близко», «Как звучит» и др.
Такие игры очень нравятся детям, они пытаются правильно повторить, изменить громкость голоса, а также более внимательно вслушиваются в окружающую обстановку.
Заключение
Проводить игры и упражнения для развития громкости голоса нужно регулярно, включая в разные виды деятельности. В результате таких занятий дети начинают выделять громкость голоса, слушать и слышать окружающую речь, использовать тихий и громкий голос в определенных жизненных ситуациях, в общении с детьми и взрослыми. Кроме того, стимулируются такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, а также регулируется эмоциональное состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"
Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...
«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития
Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.
Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ЗПР....
Развитие речи у детей с задержкой психического развития со средствами игровых технологий
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, ...
Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»
В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...