Деловая игра «Логопедический бумеранг».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Белоусова Наталья Владимировна

Сценарий проведения городского методического объединения учителей-логопедов в форме деловой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumerang_metodoedinenie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей-логопедов

20.12.2016

Тема: «Логопедический бумеранг».

Цель: обмен положительным опытом по внедрению современных технологий, методик в коррекционно-образовательную и профессиональную деятельность педагога, совершенствования работы по повышению квалификации педагогических кадров коррекционного образования и  повышения качества образовательной услуги.

Ход мероприятия: педагогии входят в кабинет, рассаживаются на стулья (стулья расположены вокруг 3-х столов, что предполагает наличие трех команд).

Ведущий – руководитель метод объединения логопедов (В-Л): Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня наша встреча пройдет в форме игры «Логопедический бумеранг», которая будет содержать элементы игры-викторины и деловой игры.

- Вначале предлагаю обратиться к словарю и вспомнить – что такое бумеранг? Бумеранг: оружие австралийских аборигенов в виде слегка изогнутой палки, способной при ловком броске вернуться обратно.

             Почему ты улетаешь от меня, Сделанная Мной Птица, почему ты оставляешь меня - своего создателя, ты - Моё Совершенство? Разве не вложил в тебя я разум свой, знания свои, чтобы утверждать - каким будет твой полёт, разве дрогнула рука моя, когда я вытачивал тело твоё из древа Вечной Природы? Или, может, ты забыла уже тепло моей души, едва выпорхнула из рук моих, но разве Ветер Непостоянства - обманывающий, тебе милее, чем я сущий? А может, скрытые во мне сомнения в твоей верности, заставили вздрогнуть мою руку и неверно направить твой полёт? Вернись!

    Молитва Человека Бросающего Бумеранг не похожа ни на какую другую: если ловец птиц, налюбовавшись пением соловья, решает выпустить его на волю, то он и не полагает, что соловей вернётся вновь к нему сам - разве глупец предположит такое! - но выпускающий бумеранг уверен, что его РУКОТВОРНАЯ ПТИЦА обязательно прилетит к нему в руки. Нет такого другого создания в Этой Вселенной, которое бы обладало философией бумеранга; если конструктор самолёта вкладывает в своё детище надёжность возвращения, посадки, то предполагает это под неусыпным контролем человека, а здесь - самостоятельность разумно выпущенного творения: оно вернётся к тебе само.


    Это парадоксально для того, кто не знаком с бумерангом, но об этом скажет тот, кто знает это чудесное создание: выпуская его, ты должен полностью отдать свой импульс полёта, которым каждый человек бредит с детства, всю жизнь; ты должен обладать этой способностью отдавать, не жалея, быть бескорыстным - только тогда бумеранг вернётся к тебе, только тогда ты постигнешь мастерство управления бумерангом, но не иначе. Навязшая «на зубах», в обывательщине, а на самом деле - заповеданная веками предков истина – «чем больше отдаёшь ты, тем более приобретаешь!» - это самая суть искусства управления бумерангом: не отдавши ему всего себя, в каждом броске, в каждом полёте, не вернёшь обратно. Будешь биться в неудовольствии и в неведении - почему он не подчиняется тебе, не возвращается как у твоего товарища, стоящего рядом и делающего, казалось бы, то же самое, но пойми же этот секрет: движение твоей руки - это веление твоего сердца, не оставляй ничего скрытым, выпуская в полёт Рукотворную Птицу, и познаешь таинство прилёта её обратно.

- С такого философского размышления мне хотелось бы начать нашу встречу, ведь отдавая знания и опыт, мы подсознательно взамен хотим получить положительные результаты в чистой речи воспитанников, либо положительного отзыва после представления своего опыта перед коллегами, либо положительного результата от участия в конкурсе. И мне тоже хотелось бы, чтобы после окончания этой игры, Вы еще раз смогли убедиться, что обучать ребенка, организовывать родительские собрания, совместные развлечения детей и родителей или консультацию для педагогов можно с помощью игры.

- Оценивать ваши ответы будет уважаемое жюри, в состав которого войдет Л.В. Ведерникова, а поможет ей старший воспитатель Кузнецова К.А.

  1. Конкурс «Блиц – опрос»

В-Л: послушайте задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное количество вопросов, отвечать можно всей командой.

Вопросы для 1-й команды:

  1. Дом для учебников. (Портфель).
  2. Он до Киева доведет. (Язык).
  3. Одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз. (Сопряженная речь).
  4. Буквы, которые не составляют звука. (Ъ,Ь).
  5. Человек с дефектной речью. (Логопат).
  6. Из всех звезд, видимых над Россией, эта самая яркая. (Солнце).
  7. Сильная позиция для гласных. (Под ударением).
  8. В каком месяце есть 29 дней. (Во всех, кроме февраля, если год не високосный).
  9. Движение мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, удивление т.д. (Мимика).
  10. Недостаток произношения звуков г, гь. (Гаммацизм).
  11. Нарушение письменной речи. (Дисграфия).
  12. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)
  13. Полное отсутствие голоса. (Афония).
  14. Эмблема государства. (Герб).
  15. Нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. (Заикание).
  16. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. (Речевой аппарат).
  17. Расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры. (Релаксация).
  18. В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют.)
  19. Расстройство письменной речи: написание букв и слов, подобно отражениям в зеркале. (Зеркальное письмо).
  20. Недостаток произношения свистящих и шипящих звуков. (Сигматизм).

Вопросы для 2-й команды:

  1. Чем кончается «лето» и начинается «осень». (Буквой О).
  2. Наука об изучении, обучении и воспитании лиц с нарушенной речью, отрасль специальной педагогики. (Логопедия).
  3. Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык.)
  4. Съедобный камень. (Соль).
  5. Он приходит во время еды. (Аппетит).
  6. Непроизвольное сокращения мышц. (Судороги).
  7. Приспособление организма к условиям существования. (Адаптация.)
  8. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется? (Петух.)
  9. Нарушения процесса чтения. (Дислексия).
  10. В 1963 году она побывала там, где до неё были только мыши, собаки и мужчины (В. Терешкова).
  11. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Марка.)
  12. Представителей этой благородной профессии, когда-то именовали ужаснейшим словом «Шкраб»? (Учитель, школьный работник.)
  13. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. (Дислалия).
  14. Этап вызывание правильного звука, правильное формирование звукопроизносительных навыков. (Постановка звука).
  15. Оросительный чайник огородника. (Лейка).
  16. Совокупность сведений о болезни и развитии ребенка. (Анамнез).
  17. Языка нет, а рассказывает. (Книга).
  18.  Как каплю превратить в цаплю? (Заменить к на ц)
  19. Учение о звуковой стороне языка. (Фонетика).
  20. Как называется этап закрепления звука и введение его в речь? (Этап автоматизации.)

Вопросы для 3-й команды:

  1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (Волка)
  2. Нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при данном нарушении наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, 2телегрфный стиль» и пр. (Аграмматизм)
  3. Кто должен на горе свиснуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (Рак)
  4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (С малиной)
  5. Отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевой диагноз? (Алалия)
  6. На чем приносит новости сорока? (На хвосте)
  7. От чего яблоко падает недалеко? (От  яблони)
  8. Слова, имеющие противоположные значения (например, болезнь – здоровье). (Антонимы)
  9. Деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. (Артикуляция)
  10. Какие берега обычно бывают у молочных рек? (Кисельные)
  11. Если по выражению лица человека что-то ясно, то это написано…  (На лбу)                
  12. Графический знак, который используется для обозначения на письме фонем. (Буква)
  13. Автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
  14. Два каких гуся жили у бабуси? (Весёлых)
  15. Какое молоко никто не пил? (Птичье)
  16. Расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение. (Дефект звонкости)
  17. Какой зайка скакал под елочкой? (Серенький. Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал…)
  18. Какая березка стояла во поле? (Кудрявая. Во поле березка стояла. Во поле кудрявая стояла…)
  19. Этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования. (Дифференциация звуков)
  20. Инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи. (Зонды логопедические)

В-Л: К сожалению, у младших школьников в последние годы всё чаще наблюдается  дисграфия или проблема с почерком. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.  Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Естественно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающееся на функциональном состоянии организма. А вот чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи.                

Перед современными педагогами стоит задача всестороннего развития детей. Увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями, трудностями в адаптации ориентирует педагогов на поиск и применение новых методов и технологий.

Одим из таких методов является метод кинезиологииМетод кинезиологии - способствует развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Специально организованные упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов. От сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия зависит развитие интеллекта.

- Ирина Анатольевна Бибик готова поделиться с нами идеями и опытом работы по данному направлению.

(Заслушивается выступление из практики работы учителя-логопеда Бибик И.А., МДОУ д/с № 17)

- В соответствие с данной темой конкурс № 2 «Шифровщик». Каждая команда берет карточку. Задание: соединить цифры по порядку, чтобы получилось изображение, написать – «Что спряталось на картинке?» и отдать листок жюри.

В-Л: Следующий конкурс:

  1. Конкурс «Заморочки»

В-Л: послушайте условия конкурса:

- я зачитываю по три вопроса каждой команде;

- во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Узнайте их (назовите пословицу).

1. Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозеленых деревьев. (В трех соснах заблудился.)

2. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства. (Знает кошка, чьё мясо съела.)

3. Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждет возмездие за выделившийся в большом количестве секрет желез маленького грызуна. (Отольются кошке мышкины слезы.)

4. Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган обоняния. (Комар носа не подточит.)

5. Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)

6. В нижних конечностях истины нет. (В ногах правды нет.)

7. Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла.)

8. Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. (Голь на выдумку хитра.)

9. Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. (Кто старое помянет – тому глаз вон.)

Запасной вариант вопроса - 10. Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. (Врет и глазом не моргнет.)

В-Л: Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

О своей проектной деятельности совместно с другими специалистами ДОУ расскажет Виктория Викторовна Кушнарева.

(Заслушивается выступление из практики работы учителя-логопеда Кушнаревой В.В., МБДОУ д/с № 23)

  1. Конкурс «Такие старые слова»

В-Л: послушайте условия конкурса

- команды по очереди выбирают карточки со словами;

- дается два варианта толкования слова;

- команда выбирает и называет один из вариантов.

1. ОТОПКИ – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?

2. КНИГОЧЕЙ – любитель чтения или библиотекарь?

3. ВЕРТУН – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?

4. КАТАНКИ – санки или валенки?

5. КАРАКУЛЬ – ценный мех или непонятная запись?

6. СИРЫЙ – волк или сирота?

7. ХМАРЬ – темнота, пелена тумана или преступник?

8. ТАРАТОРКА – тот, кто много говорит или сорока?

9. ШАМКАТЬ – есть не спеша или говорить невнятно?

В-Л: Еще один из методов, который эффективно можно использовать в работе с детьми ОВЗ – организация совместной работы кружка учителя-логопеда и педагога психолога. Слово предоставляю Людмиле Николаевне Ворониной.

(Заслушивается выступление из практики работы учителя-логопеда Ворониной Л.Н., МДОУ д/с № 10)

  1. Конкурс «Отгадай сказку»

В-Л: послушайте задание: каждая команда должна ответить на три вопроса, отвечаете по очереди.

1. Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит её тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное огородное растение. Назовите его и сказку. (Принцесса на горошине.)

2. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал. (Колобок.)

3. Девушка знатного происхождения обвиняется в колдовстве. Поводом к этому послужило её странное хобби: ночные прогулки по кладбищу, чрезмерная страсть к вязанию. Как называется сказка и как звали девушку? (Дикие лебеди. Элиза.)

4. В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (В сказке «Гуси-лебеди».)

5. Некая домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

6. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка.)

7. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха Цокотуха.)

8. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка.)

9. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся.)

Запасной вариант  - 10. Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке. (Доктор Айболит.)

В-Л: поздравляю, все задания вы выполнили! Пока жюри подводит итоги, я хочу вам напомнить, что люди-бумеранги могут передать коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям новые знания и опыт, которые они получили в другом месте. Мне показалось, что вы на личном опыте убедились, что закон бумеранга работает. И я  Вас спрашиваю, так ли это?

- А теперь для оглашения результатов нашей встречи слово предоставляется уважаемому жюри.

            Все участники награждаются утешительными подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект игры "Экологический бумеранг"

План  проведения  экологического  бумеранга. Цель:  Продолжать  учить  детей  составлять  «цепи  питания».  Закреплять   умения...

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га» на тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях»

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га»На тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях» Цель:Задачи:О...

Деловая игра "Логопедический каламбур"

Цель данного материала– активизировать компетентность педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников;– повысить творче...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...